К делу №2а-289/2022
УИД 23RS0052-01-2022-000040-42
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Тихорецк 10 февраля 2022 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Семенова Е.А.,
секретарь судебного заседания Брошко Н.А.,
с участием административного истица Романенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романенко Ольги Александровны к Тихорецкому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Кива Екатерине Валерьевне о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Романенко О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тихорецкому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Кива Е.В. о признании незаконными действий (бездействия).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в ОСП по Крыловскому и Павловскому районам на исполнении находилось исполнительное производство, возбужденное 23.01.2015 на основании исполнительного листа серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №190 Павловского района Краснодарского края в отношении должника Компаниец Михаила Алексеевича о взыскании с него в пользу Романенко Ольги Александровны алиментов на содержание дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 0,5 минимального прожиточного минимума на ребенка, установленного в Краснодарском крае равного 3649 рублей, с последующей индексацией пропорционально увеличению величины прожиточного минимума, начиная с 27.11.2014, до совершеннолетия ребенка.
07.07.2021 судебным приставом-исполнителем по Крыловскому и Павловскому районам был составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий, вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Тихорецкий РОСП.
19.07.2021 Тихорецким РОСП приняты оригиналы материалов исполнительного производства.
По состоянию на 04.01.2022 Тихорецкий РОСП УФССП России по Краснодарскому краю не уведомил взыскателя надлежащим образом о принятии исполнительного производства, у кого из судебных приставов-исполнителей на исполнении находится исполнительное производство о взыскании с Компаниец М.А. алиментов, административному истцу не известно.
23.09.2021 Романенко О.А. в адрес Управления ФССП России по Краснодарскому краю в электронной форме подана жалоба на бездействие судебных приставов-исполнителей Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю. 27.11.2021 административным истцом получено с ГУ ФССП России по Краснодарскому краю сообщение о передаче в другое структурное подразделение - Тихорецкий РОСП. Вместе с тем, обращение не рассмотрено в установленный законом 30-дневный срок.
По состоянию на 01.12.2021 задолженность Компаниец М.А. по алиментам составляет 261515,77 рублей. В собственности он имеет несколько автобусов, дом и земельный участок, а также стабильный заработок. Однако, денежные средства на содержание ребенка с Компаниец М.А. не взыскиваются, судебным приставом-исполнителем Тихорецкого районного отдела судебных приставов предусмотренные законом меры к своевременному и полному исполнению судебного акта не принимаются. Арест на транспортную технику должника не производится, к административной ответственности должника не привлекают. Административный истец считает, что судебный пристав-исполнитель проявляет бездействие при исполнении судебного решения, тем самым нарушает права взыскателя и несовершеннолетнего ребенка.
Административный истец просит в судебном порядке признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, в производстве которого находится исполнительное производство №75329/21/23066-ИП о взыскании с Компаниец М.А. в пользу Романенко О.А. алиментов на содержание ребенка, по исполнению требований исполнительного документа. Обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании административный истец Романенко О.А. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.
Административные ответчики – представитель Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, представитель УФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не представили.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Кива Е.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением на исполнительских действиях.
Заинтересованное лицо Компаниец М.А. в судебное заседание не явился, направленная в его адрес судебная повестка возвращена в суд.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное (пункт 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ»).
Учитывая изложенное, суд считает заинтересованное лицо надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Учитывая, что неявка в судебное заседание административных ответчиков и заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, а также сокращенные сроки рассмотрения дела по данной категории, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.
Суд, выслушав пояснение административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что в ОСП по Крыловскому и Павловскому районам на исполнении находилось исполнительное производство, возбужденное 23.01.2015 на основании исполнительного листа серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №190 Павловского района Краснодарского края в отношении должника Компаниец Михаила Алексеевича о взыскании с него в пользу Романенко Ольги Александровны алиментов на содержание дочери ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 0,5 минимального прожиточного минимума на ребенка, установленного в Краснодарском крае равного 3649 рублей, с последующей индексацией пропорционально увеличению величины прожиточного минимума, начиная с 27.11.2014, до совершеннолетия ребенка.
07.07.2021 судебным приставом-исполнителем по Крыловскому и Павловскому районам составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий, вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Тихорецкий РОСП.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (часть 2). Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов (часть 7). Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения; копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ (часть 7.2). Копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 12.1).
В целях соблюдения прав сторон исполнительного производства судебному приставу-исполнителю, принявшему к исполнению переданное исполнительное производство, следует вынести соответствующее постановление, проинформировав об этом должника и взыскателя. О принятии исполнительного производства к исполнению следует также уведомить суд, орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ, и подразделение судебных приставов, вынесшее постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, судебному приставу, осуществляющему розыск (если ранее был объявлен розыск должника, его имущества или розыск ребенка), иные органы и организации.
Судом установлено, и не опровергнуто административным ответчиком, не явившимся в судебное заседание и не представившего возражения относительно заявленных требований, что 19.07.2021 Тихорецким РОСП УФССП России по Краснодарскому краю принято к исполнению исполнительное производство №75329/21/23066-ИП от 23.01.2015 в отношении должника Компаниец М.А., о чем взыскатель до настоящего времени административным ответчиком не проинформирована.
Исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Кива Е.В.
Административный истец указывает, что присужденные судом алименты на содержание ребенка с Компаниец М.А. в ее пользу не взыскиваются, судебным приставом-исполнителем Тихорецкого районного отдела судебных приставов предусмотренные законом меры к своевременному и полному исполнению судебного акта не принимаются.
В соответствии с разъяснениями пункта 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок, возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Материалы исполнительного производства №75329/21/23066-ИП для обозрения суду не предоставлены, несмотря на то, что требование о его предоставлении направлялось в адрес службы судебных приставов Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, его получение подтверждается распиской.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судебным приставом-исполнителем Тихорецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Кива Е.В. не представлено суду доказательств о выполнении ею каких-либо действий по принудительному исполнению судебного акта в рамках исполнительного производства №75329/21/23066-ИП.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Взыскатель по исполнительному производству имеет право на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа и получение присужденных денежных средств в разумный срок.
В соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных".
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Принимая во внимание, что материалы исполнительного производства №75329/21/23066-ИП суду не представлены, возражений относительно доводов административного иска от судебного пристава-исполнителя Тихорецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Кива Е.В. не поступило, заявленные в административном иске требования в отношении административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Тихорецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Кива Е.В. подлежат удовлетворению.
Приведенные административным истцом доводы не были опровергнуты судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Романенко Ольги Александровны к Тихорецкому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тихорецкого РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Кива Екатерине Валерьевне о признании незаконными действий (бездействия), удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Тихорецкого районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Кива Е.В. в рамках исполнительного производства №75329/21/23066-ИП от 23 января 2015 года по исполнению требований, указанных в статье 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обязать судебного пристава-исполнителя Тихорецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления службы судебных приставов по Краснодарскому краю Кива Е.В. исполнить положения статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обязать судебного пристава-исполнителя Тихорецкого межрайонного отдела судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Краснодарскому краю Кива Е.В. сообщить в Тихорецкий городской суд об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тихорецкого городского суда
Краснодарского края Е.А.Семенов