Дело № 2а-766/2020
76RS0008-01-2020-000663-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд, в составе председательствующего Калиновской В.М., при секретаре Рушальщиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский к старшему судебному приставу Переславского РОСП УФССП по Ярославской области Абрамовой Анне Сергеевне, УФССП по Ярославской области, Переславскому РОСП УФССП по Ярославской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Управления образования администрации городского округа г. Переславль- Залесский Ярославской области обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Переславский РОСП, просит освободить от взыскания исполнительного сбора или уменьшить размер взыскиваемого исполнительного сбора, установленного постановлением ответчика 15 апреля 2020 года, на 12500 рублей.
Требование мотивировано тем, что истец является должником по исполнительному производству <номер скрыт>-ИП от 03.10.2019г, возбужденному на основании исполнительного листа №ФС <номер скрыт> от 13.06.2019г, выданного Переславским районным судом по делу № 2-900/2019 от 29.08.2018г. об обязании МДОУ детский сад «Дюймовочка», Управления образования администрации г. Переславля-Залесского, Администрации городского округа г. Переславля-Залесского, провести комплекс организационно- технических мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористической защищенности- установить в здании МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» по адресу: Новомирский переулок, д. 3, Переславль-Залесский, Ярославская область, отдельную систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на территории объектов. В связи с неисполнением истцом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, ответчик постановлением от 15.04.2020 установил исполнительский сбор в размере 50000 рублей. 21.10.2019 Управление образования Администрации г. Переславля-Залесского обращалось в Переславский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. 06.11.2019г. определением Переславского районного суда заявление Управления образования Администрации г. Переславля-Залесского о предоставлении отсрочки оставлено без удовлетворения. 20.11.2019г Управление образования Администрации г. Переславля-Залесского подана частная жалоба на определение Переславского районного суда от 06.11.2019г. Апелляционным определением Ярославского областного суда частная жалоба Управления образования Администрации г. Переславля-Залесского оставлена без удовлетворения. 19.11.2019г. МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» обращалось в Переславский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 28.11.2019г. определением Переславского районного суда заявление МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» о предоставлении отсрочки оставлено без удовлетворения. 03.03.2020 г. Управлением образования Администрации г. Переславля-Залесского с МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели № 14-02иц/20. 31.03.2020 между МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» и ООО «Центр Домофонизации» заключен контракт на установку системы экстренного оповещения. Согласно п. 3.2 контракта срок выполнения работ с момента подписания до 30.06.2020. Поскольку образовательное учреждение осуществляет не только присмотр и уход за детьми, но и реализует программу дошкольного образования детей закрытие образовательного учреждения для проведения ремонтных работ во время образовательного процесса, приведет к нарушению прав детей на образование. В связи с невозможностью проведения работ во время образовательного процесса, МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» 16.04.2020 г подано заявление в Переславский районный суд на предоставление отсрочки исполнения решения суда. Учитывая, что бюджет города на 2019 год был сформирован, а исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете, Управлением образования направлялись обращения на имя Главы городского округа г. Переславля-Залесского о выделении дополнительных бюджетных средств. Однако, денежные средства не выделены. При разработке проекта бюджета на 2020 год и плановый период Управлением образования была учтена потребность муниципальных образовательных учреждений в исполнении судебных решений по антитеррористической безопасности в городской целевой программе «Борьба с преступностью» в размере 29935,423 руб. Управление образования Администрации г. Переславль- Залесского в течение разумного срока решение суда исполнено в пределах полномочий, установленных законодательством, муниципальными правовыми актами. Исполнить решение суда ранее не имелось возможности, поскольку Управление образования Администрации г. Переславль- Залесского не является органом уполномоченным выделять денежные средства из бюджета города. Требования основаны на положении ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель административного истца Управления образования администрации городского округа г. Переславль- Залесский Ярославской области в судебном заседании по доверенности Ухова О.В. требования поддержала, пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что с момента вынесения решения суда Управлением образования принимались различные меры для исполнения решения. Неоднократно в 2019 году начальник Управления образования обращался в Администрацию по вопросу субсидирования, но ответ был о том, что бюджет уже сформирован. Включили в бюджет только в 2020 г. Деньги были выделены, заключили соглашение. Деньги из бюджета поступают на счет садика. 15 апреля был взыскан исполнительский сбор, а 17 апреля приставам было направлено письмо о том, что решение суда исполнено.
Представитель административного ответчика Переславский РОСП УФССП России по Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены старший судебный пристав Переславского РОСП Абрамова Анна Сергеевна, УФССП по Ярославской области (л.д.26). В судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причина неявки суду не известна.
Представители заинтересованных лиц Переславской межрайонной прокуратуры, МДОУ детский сад "Дюймовочка" в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причина неявки суду не известна.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил отзыв, в котором полагал, что изложенных в заявлении обстоятельств достаточно для уменьшения исполнительского сбора (л.д.22).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС <номер скрыт> от 13.06.2019 г., выданного Переславским районным судом по делу № 2-900/2019 от 29.08.2018г. (л.д.53-56), судебным приставом-исполнителем 03.10.2020 года возбуждено исполнительное производство <номер скрыт>-ИП (л.д.50-51). Предмет исполнения: обязать МДОУ детский сад "Дюймовочка", Управление образования администрации г. Переславля-Залесского, администрацию городского округа г. Переславля-Залесского, провести комплекс организационно- технических мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористической защищенности - установить в здании МДОУ детский сад "Дюймовочка" по адресу: пер. Новомирский, д.3, г. Переславль-Залесский, Ярославская область, отдельную систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на территории объектов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 апреля 2020 года с должника Управления образования администрации городского округа г. Переславль-Залесский Ярославской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен (л.д.9-10).
17.04.2020г. Управлением образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Переславского РОСП направлено заявление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением (л.д.43).
Постановлением от 15.05.2020г. начальником отдела- старшим судебным приставом Абрамовой А.С. исполнительное производство окончено, в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме (л.д.46).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По общему правилу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Одно из таких изъятий предусмотрено непосредственно в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона для случаев предъявления к исполнению исполнительных документов, в которых установлен срок исполнения: срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в таком исполнительном документе; если же исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 N 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу и содержанию постановления должнику следует надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В качестве таких доказательств административным истцом суду представлено следующее.
14.06.2019г. Управлением образования направлялось обращение на имя Главы городского округа г. Переславля-Залесского о рассмотрении вопроса о дополнительном включении в бюджет на 2019г финансирование мероприятий, направленных на выполнение требований контрольно- надзорных органов, обеспечение безопасных условий пребывания в образовательных организациях, обеспечение функционирования и развития муниципальной системы образования города Переславля- Залесского, на общую сумму 5872242,19 руб., в том числе 27 000 руб. на разработку проекта на установку системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации в здании МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» (л.д.41-42).
Пояснениями представителя административного ответчика судом установлено, что денежные средства выделены не были.
09.10.2019г. Управлением образования направлялось обращение на имя Главы городского округа г. Переславля-Залесского о выделении дополнительных бюджетных средств, с предоставлением проекта бюджета на очередной финансовый 2020 г. и плановый период по образовательным учреждениям г. Переславля-Залесского. П. 33 проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021,2022 годы по городской целевой программе «Борьба с преступностью на территории городского округа г. Переславля-Залесского» на 2012-2021 годы, для МДОУ «Дюймовочка»- разработка проектной документации на установку системы оповещения, сметная стоимость составляет 27 000 рублей (л.д.39, 37-40).
03.03.2020 г. Управлением образования Администрации г. Переславля-Залесского с МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели <номер скрыт>. Согласно п.2.1.1 Соглашения Учредитель обязуется предоставлять в 2020 году Учреждению субсидию в сумме 217821 руб. в соответствии с целевыми направлениями расходования средств субсидии, указанными в разделе 3 настоящего Соглашения. В соответствии с разделом 3 Соглашения расходование субсидий направлено на установку системы экстренного оповещения в сумме 217821 руб., сроком предоставления апрель-149948 руб., июль-67873 руб. Срок действия Соглашения вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует до 31.12.2020г. (л.д.35-36).
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Суд соглашается с доводом административного истца о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Из решения Переславского районного суда по делу № 2-900\2019 следует, что обязанность возложена на трех ответчиков, при этом фактически обязанности Управления образования, МДОУ детский сад «Дюймовочка» производны от выполнения обязанностей должником – органом местного самоуправления – администрацией городского округа города Переславля-Залесского профинансировать Управление образования, МДОУ детский сад «Дюймовочка».
Из материалов дела следует, что учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование городской округ город Переславль-Залесский. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа г. Переславля-Залесского в лице Управления образования администрации г. Переславля-Залесского (п. 1.5.-1.8 Устава).
Таким образом, Управление образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский выполнила возложенную на него обязанность распределив бюджетные денежные средства, путем заключения соглашения с образовательным учреждением 03.03.2020 года.
Суд учитывает, что административный истец осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетом, утвержденными городскими программами. В рамках требования исполнительного документа должником фактически выполнены работы, направленные на исполнение решения суда.
В соответствие с разъяснениями Пленума Верховного Суда (п.74 Постановления от 17.11.2015г. № 50) освобождение судом от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Освободить Управление образования администрации г.о. г. Переславль-Залесский от взыскания исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 15 апреля 2020 года в сумме 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП от 03.10.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2020 года.