2-326/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суровикино Волгоградской области 15 июля 2019 г.
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Божко О.А.,
при секретаре судебного заседания Ишамбековой М.С.,
с участием представителя истца – Кулько Ю.П., действующей на основании доверенности от 29.03.2019 года серии 34АА № 2884903,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова Ю.А., поданному в его интересах Кулько Юлией Петровной, к Чернышковой А.А. о признании сделки недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Кулько Ю.П. обратилась в суд с иском в интересах Егорова Ю.А. к Чернышковой А.А. о признании сделки недействительной. В обоснование требований указано, что весной 2017 года между сторонами была достигнута устная договоренность о купле-продаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 1 июня 2017 года был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома, в соответствии с условиями которого оговорена стоимость в размере 1587497 рублей и срок выплаты указанной денежной суммы. Предварительный договор составлен в 2 экземплярах, от супруга Чернышковой А.А. получено письменное согласие на совершение сделки. При подписании предварительного договора Чернышковой А.А. передана денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты покупки дома. В конце июня 2017 года ответчица сообщила, что намерена заключить сделку и попросила передать оставшуюся денежную сумму. 24 июня 2017 года истец передал оставшуюся сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет стоимости дома. В установленное время он явился в нотариальную контору для совершения сделки. В кабинете нотариуса ему стало известно о том, что между ним и ответчицей будет заключен договор дарения, на иных условиях ответчица отказалась заключать договор. Боясь потерять деньги и остаться без жилья, он согласился на заключение договора дарения жилого дома и подписал договор. Поскольку договор дарения был совершен на возмездной основе, полагает, что указанная следка является притворной, совершенной с целью прикрыть другую сделку, а именно договор купли-продажи, в связи с чем к указанной сделке должны применяться правила, установленные гражданским законодательством для договора купли-продажи жилого дома. Просит суд признать ничтожным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 24 июня 2017 года между ним и Чернышковой А.А.; установить, что 24 июня 2017 года между Чернышковой А.А. и Егоровым Ю.А. был заключен договор купли-продажи жилого дома, по условиям которого Егорову Ю.А. был передан в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в счет покупки которого он оплатил Чернышковой А.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Егоров Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца – Кулько Ю.П. в судебном заседании исковые требования Егорова Ю.А. поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик - Чернышкова А.А. в судебное заседание не явилась в суд представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования признала в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования Егорова Ю.А. о признании сделки недействительной.
Представитель третьего лица – Межмуниципального отдела по Суровикинскому, Клетскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо - нотариус ФИО7 в судебное заседание не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просила принять решение на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по гражданскому делу, суд приходит к выводу о том, что иск Егорова Ю.А. подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
По правилам ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Из указанной нормы права следует, что притворной признается сделка, для совершения которой требуется выражение воли не менее двух сторон, посредством которой они намерены создать, изменить или прекратить какие-либо обязательства, не определенные условиями притворной сделки. Кроме того, для признания сделки недействительной по основанию ее притворности истцу необходимо доказать, что действия сторон сделки привели к фактическому возникновению какого-либо обязательства, не предусмотренного ее условиями.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из приведённых норм права следует, что для признания оспариваемого договора дарения жилого дома притворной сделкой, прикрывающей договор купли-продажи, необходимо установить возмездный характер данной сделки.
Из материалов гражданского дела видно, что 24 июня 2017 года в г. Волгограде между Чернышковой А.А. (дарителем) и Егоровым Ю.А. (одаряемым) был заключен договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный договор удостоверен нотариусом ФИО7, реестровый №.
Согласно п. 1.1. договора даритель безвозмездно передал в собственность одаряемому, а одаряемый принял в дар жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании указанного договора дарения 27 июня 2017 г. зарегистрировано право собственности Егорова Ю.А. на вышеуказанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
В подтверждение довода о возмездности сделки, истец представил в суд предварительный договор купли-продажи жилого дома от 1 июня 2017 года, согласно которому Чернышкова А.А. с одной стороны и Егоров Ю.А. с другой стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора купли-продажи индивидуального жилого дома и земельного участка под ним, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 196,4 кв.м., согласно которому Чернышкова А.А. будет выступать продавцом, а Егоров Ю.А. покупателем жилого дома. Согласно п. 2.1. указанного договора стороны пришли к соглашению о стоимости жилого дома в размере <данные изъяты> рублей, указанную стоимость покупатель обязался оплатить в срок до 30 июня 2017 года, а продавец обязался передать право собственности на жилой дом в течение одного дня с даты получения денежных средств.
Предварительный договор купли продажи заключен в простой письменной форме и подписан сторонами.
Кроме того, истец представил в суд расписку от 24 июня 2017 года, из которой следует, что Чернышкова А.А. получила от Егорова Ю.А. денежные средства в размере 1587497 рублей в счёт оплаты стоимости жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязанность по доказыванию возмездного характера сделки возлагается на истца на основании ст. 56 ГПК РФ.
Истец представил в суд достаточно доказательств, подтверждающих возмездный характер сделки, заключенной 24 июня 2017 года в <адрес> между Чернышковой А.А. и Егоровым Ю.А., предметом которой являлся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанные доказательства подтверждают, что при заключении оспариваемого договора дарения, воля сторон была направлена на совершение прикрываемой сделки и стороны в действительности имели в виду договор купли-продажи жилого дома, достигнув соглашения по всем существенным его условиям, в том числе по стоимости покупки.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком, более того, ответчица исковые требования Егорова Ю.А. признала в полном объеме, признание иска ответчиком не противоречит закону и в соответствии со ст. 173 ГПК РФ принимается судом.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм права в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Егорова Ю.А. к Чернышковой А.А. о признании сделки недействительной следует удовлетворить, признать ничтожным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 24 июня 2017 года между Егоровым Ю.А. и Чернышковой А.А.; установить, что 24 июня 2017 года между Чернышковой А.А. и Егоровым Ю.А. был заключен договор купли-продажи жилого дома, по условиям которого Егорову Ю.А. был передан в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в счет покупки которого он оплатил Чернышковой А.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Егорова Ю.А. к Чернышковой А.А. о признании сделки недействительной удовлетворить.
Признать ничтожным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 24 июня 2017 года между Егоровым Ю.А. и Чернышковой А.А..
Установить, что 24 июня 2017 года между Чернышковой А.А. и Егоровым Ю.А. был заключен договор купли-продажи жилого дома, по условиям которого Егорову Ю.А. был передан в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в счет покупки которого он оплатил Чернышковой А.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Судья Божко О.А.