Дело № 3а-249/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 5 сентября 2018 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края Ощепковой М.И., представителя заинтересованного лица губернатора Пермского края – Сальниковой И.В., представителя заинтересованных лиц главы Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Ванюковой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономаревой Ирины Михайловны о признании не действующим Закона Пермского края от 28 мая 2018 г. № 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ»,
у с т а н о в и л:
24 мая 2018 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ». Закон подписан губернатором Пермского края 28 мая 2018 г. за № 235-ПК, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 29 мая 2018 г. и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 21 от 4 июня 2018 г. Нормативный правовой акт вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Названным Законом устанавливаются правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом.
Статьёй 1 Закона Пермского края от 28 мая 2018 г. № 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» (далее – Закон № 235-ПК) определены основания, цель и срок преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом. Так, в соответствии с данной статьёй Андреевское сельское поселение, Беляевское сельское поселение, Дубровское сельское поселение, Казанское сельское поселение, Острожское сельское поселение, Таборское сельское поселение и Тулумбаихинское сельское поселение, входящие в состав Оханского муниципального района, преобразовываются путём объединения с Оханским городским округом согласно части 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 1). Объединение поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, с Оханским городским округом осуществляется с согласия населения поселений, Оханского муниципального района и Оханского городского округа, выраженного представительными органами муниципальных образований на основе результатов публичных слушаний в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством (часть 2). Преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения (часть 3). Преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, не влечёт за собой изменения статуса населённых пунктов, входящих в состав территорий поселений Оханского муниципального района, и населённого пункта, входящего в состав территории Оханского городского округа, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах (часть 4). Поселения, входящие в состав Оханского муниципального района, считаются объединёнными с Оханским городским округом и утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного Закона. Оханский муниципальный район в связи с тем, что все поселения, входившие в его состав, объединились с Оханским городским округом, со дня вступления в силу этого Закона утрачивает статус муниципального образования (часть 5).
Границы и состав территории Оханского городского округа приведены в статье 2 Закона № 235-ПК.
Статьёй 3 Закона № 235-ПК урегулированы вопросы правопреемства и определено, что органы местного самоуправления Оханского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Андреевского сельского поселения, Беляевского сельского поселения, Дубровского сельского поселения, Казанского сельского поселения, Острожского сельского поселения, Таборского сельского поселения, Тулумбаихинского сельского поселения и Оханского муниципального района в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Статьёй 4 Закона № 235-ПК разрешены вопросы, связанные с переходным периодом преобразования поселений, входивших в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городском округом. В том числе определено, что переходный период устанавливается со дня вступления в силу этого Закона до 1 января 2019 г. (часть 1). Формирование органов местного самоуправления Оханского городского округа в переходный период осуществляется в порядке, определённом Законом Пермского края от 23 апреля 2018 г. № 224-ПК «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» (часть 2). Установлено, что до формирования органов местного самоуправления Оханского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории осуществляют органы местного самоуправления поселений и Оханского муниципального района, которые до преобразования, предусмотренного приведённым Законом, осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, а представительные органы муниципальных образований осуществляют свои полномочия до первого заседания Оханской городской Думы; в дальнейшем полномочия этих органов досрочно прекращаются (части 3, 4).
Статьёй 5 Закона № 235-ПК определены порядок исполнения бюджетов в 2018 году и составления проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Вопросы, связанные в организационным и материально-техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления, связанной с преобразованием, разрешены в статье 6 Закона № 235-ПК.
Положениями статьи 7 Закона № 235-ПК урегулированы вопросы, связанные с действием на территории Оханского городского округа муниципальных правовых актов Оханского муниципального района и поселений, входивших в состав Оханского муниципального района.
Статьёй 8 Закона № 235-ПК внесены изменения в Закон Пермского края от 23 апреля 2018 г. № 224-ПК «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ».
Заключительные положения, в том числе вопросы, связанные с вступлением в силу Закона Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ», признании утратившими силу некоторых региональных нормативных правовых актов (полностью или в части), установлены статьёй 9 Закона № 235-ПК.
Пономарева Ирина Михайловна, являясь жителем села Таборы Оханского муниципального района Пермского края, обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим Закон № 235-ПК, ссылаясь на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом её прав, в том числе права на участие в местном самоуправлении, а также на несоответствие процедуры принятия Закона № 235-ПК Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Уставу Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Положению о порядке организации публичных слушаний в Таборском сельском поселении, утверждённому решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от 15 февраля 2018 г. № 03.
Административный истец Пономарева И.М., извещённая о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимала, ранее на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края Ощепкова М.И., действующая на основании доверенности, просила отказать Пономаревой И.М. в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменном возражении (том 1, л.д. 88 – 90), пояснив, что основания для признания Закона № 235-ПК недействующим отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица губернатора Пермского края – Сальникова И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных объяснениях (том 1, л.д. 166 – 171), дополнительно пояснив, что законность процедуры принятия оспариваемого Пономаревой И.М. регионального нормативного правового акта также подтверждена вступившими в законную силу решениями Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в городе Оханске Оханского района Пермского края) от 20 июля 2018 г., 10 и 14 августа 2018 г., принятыми по административным искам Пономаревой И.М. и Еловиковой О.А.
Представитель заинтересованных лиц главы Таборского сельского поселения Оханского муниципального района и Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Ванюкова Е.В., действующая на основании доверенностей, поддержала доводы в обоснование возражений по административному исковому заявлению, изложенные в письменных возражениях (том 1, л.д. 176 – 179, 180 – 183).
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования не обоснованы, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления.
Согласно части 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединённое с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Исходя из положений пункта 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объединение всех поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, с Оханским городским округом, инициировано Земским Собранием Оханского муниципального района.
Решением Земского Собрания Оханского муниципального района от 9 апреля 2018 г. № 236/6, решением Думы Оханского городского поселения от 9 апреля 2018 г. № 287, решением Совета депутатов Андреевского сельского поселения от 10 апреля 2018 г. № 186-зс, решением Совета депутатов Беляевского сельского поселения от 6 апреля 2018 г. № 177, решением Совета депутатов Дубровского сельского поселения от 11 апреля 2018 г. № 214, решением Совета депутатов Казанского сельского поселения от 10 апреля 2018 г. № 130, решением Совета депутатов Острожского сельского поселения от 11 апреля 2018 г. № 32, решением Совета депутатов Таборского сельского поселения от 11 апреля 2018 г. № 06, решением Совета депутатов Тулумбаихинского сельского поселения от 9 апреля 2018 г. № 11 были назначены публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом.
Публичные слушания состоялись: 20 апреля 2018 г. на территории Оханского муниципального района (решение о результатах публичных слушаний от 20 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 20 апреля 2018 г.), 18 апреля 2018 г. на территории Андреевского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 18 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 18 апреля 2018 г.), 17 апреля 2018 г. на территории Оханского городского поселения (протокол публичных слушаний от 17 апреля 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 19 апреля 2018 г.), 18 апреля 2018 г. на территории Казанского сельского поселения (решение о результатах публичных слушаний от 18 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 18 апреля 2018 г.), 17 апреля 2018 г. на территории Беляевского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 17 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 17 апреля 2018 г.), 20 апреля 2018 г. на территории Таборского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 20 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 20 апреля 2018 г.), 19 апреля 2018 г. на территории Дубровского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 19 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 19 апреля 2018 г.), 17 апреля 2018 г. на территории Тулумбаихинского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 17 апреля 2018 г., протокол заседания публичных слушаний от 17 апреля 2018 г.), 19 апреля 2018 г. на территории Острожского сельского поселения (заключение о результатах публичных слушаний от 19 апреля 2018 г., протокол публичных слушаний от 19 апреля 2018 г.).
По итогам проведения публичных слушаний Земским Собранием Оханского муниципального района (решение от 8 мая 2018 г. № 245/6), Думой Оханского городского поселения (решение от 8 мая 2018 г. № 291), Советом депутатов Андреевского сельского поселения (решение от 7 мая 2018 г. № 190-зс), Советом депутатов Беляевского сельского поселения (решение от 8 мая 2018 г. № 183), Советом депутатов Дубровского сельского поселения (решение от 7 мая № 222), Советом депутатов Казанского сельского поселения (решение от 7 мая № 134), Советом депутатов Острожского сельского поселения (решение от 7 мая 2018 г. № 37), Советом депутатов Таборского сельского поселения (решение от 7 мая 2018 г. № 9), Советом депутатов Тулумбаихинского сельского поселения (решение от 7 мая № 15) приняты решения о выражении согласия на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом.
Приведённые выше решения представительных органов муниципальных образований, а также протоколы публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний были обнародованы (опубликованы) в соответствии с действующим законодательством.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно пункту 1 части 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Пермского края Законодательное Собрание Пермского края является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Пермского края (часть 1 статьи 16); одним из субъектов права законодательной инициативы являются представительные органы муниципальных образований Пермского края (часть 1 статьи 19).
Земское Собрание Оханского муниципального района согласно части 1 статьи 22 Устава Оханского муниципального района является представительным органом Оханского муниципального района.
8 мая 2018 г. Земским Собранием Оханского муниципального района принято решение № 246/6 «Об обращении в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Пермского края». Согласно данному решению представительный орган Оханского муниципального района вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края в порядке законодательной инициативы проект закона Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ».
Приведённый законопроект 8 мая 2018 г. Земским Собранием Оханского муниципального района направлен на согласование в органы местного самоуправления муниципальных образований Оханского муниципального района и впоследствии этими органами был согласован, что подтверждается имеющимися в материалах письменными доказательствами.
11 мая 2018 г. Земским Собранием Оханского муниципального района в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Пермского края внесён проект Закона Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ». К законопроекту были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьями 13, 28 Федерального закона № 131-ФЗ, а также статьёй 3 Закона Пермского края от 6 марта 2007 г. № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края» (далее – Закон № 7-ПК).
При принятии Законодательным Собранием Пермского края Закона Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» были полностью соблюдены требования Закона № 7-ПК и регламента Законодательного Собрания Пермского края, утверждённого постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 февраля 2007 г. № 41 «О Регламенте Законодательного Собрания Пермского края».
Оспариваемый административным истцом Закон принят Законодательным Собранием Пермского края в двух чтениях в ходе заседания представительного органа государственной власти Пермского края 24 мая 2018 г., что предусмотрено частью 2 статьи 11 Регламента. В дальнейшем Закон был подписан губернатором Пермского края и опубликован в установленном порядке в официальных источниках опубликования законов Пермского края (часть 2 статьи 14 Закона № 7-ПК).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Закон Пермского края от 28 мая 2018 г. № 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» принят в рамках компетенции Законодательного Собрания Пермского края, процедура принятия закона и порядок вступления его в силу соблюдены, в связи с чем основания для признания оспариваемого регионального нормативного правового акта недействующим отсутствуют.
Доводы административного истца в обоснование заявленных исковых требований на допущенные нарушения при проведении публичных слушаний в Таборском сельском поселении опровергаются вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в городе Оханске Оханского района Пермского края) от 20 июля 2018 г. по делу № 2а-796/2018, в соответствии с которым Пономаревой И.М. отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Совета депутатов Таборского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края от 7 мая 2018 г. № 9 «О выражении согласия населения Таборского сельского поселения на преобразование Таборского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».
Также в материалах дела имеется копия вступившего в законную силу решения этого же суда от 10 августа 2018 г. по делу № 2а-903/2018, согласно которому Еловиковой О.А. отказано в удовлетворении административного иска о признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом, от 19 апреля 2018 г., публичных слушаний не состоявшимися, признании незаконным заключения по результатам публичных слушаний и решения Совета депутатов Острожского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края от 7 мая 2018 г. № 37 «О выражении согласия населения Острожского сельского поселения на преобразование Острожского сельского поселения, входящего в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».
Помимо этого, вступившим в законную силу решением Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в городе Оханске Оханского района Пермского края) от 14 августа 2018 г. по делу № 2а-904/2018 Пономаревой И.М. отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействительным протокола публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом от 20 апреля 2018 г., решения организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний о результатах публичных слушаний от 20 апреля 2018 г., решения Земского Собрания Оханского муниципального района Пермского края от 8 мая 2018 г. № 245/6 «О выражении согласия населения Оханского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом».
Утверждения административного истца о том, что Закон № 235-ПК нарушает её право на участие в местном самоуправлении, являются надуманными. Положениями оспариваемого Закона урегулированы вопросы правопреемства, разрешены вопросы, связанные с переходным периодом преобразования поселений, входивших в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городском округом, с формированием органов местного самоуправления Оханского городского округа в переходный период, с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на соответствующей территории до формирования органов местного самоуправления Оханского городского округа, а также иные вопросы.
Пономарева И.М., как следует из представленных представителем губернатора Пермского края документов, является зарегистрированным кандидатом в депутаты Оханской городской Думы первого созыва.
Учитывая основания, цели преобразования поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путём объединения с Оханским городским округом, а также гарантии такого объединения, перечисленные в статье 1 Закона № 235-ПК, право административного истца на участие в местном самоуправлении оспариваемым региональным нормативным правовым актом не нарушено.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что Закон № 235-ПК соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, он принят Законодательным Собранием Пермского края в пределах имеющихся полномочий и с соблюдением установленной законом процедуры, административному истцу Пономаревой И.М. в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Пономаревой Ирины Михайловны о признании не действующим Закона Пермского края от 28 мая 2018 г. № 235-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Оханского муниципального района, путем объединения с Оханским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Оханского городского поселения в Оханский городской округ» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Решение не вступило в законную силу.
Судья – подпись -