Дело №2-2806/2021
УИД 22RS0067-01-2021-004182-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Савищевой А.В.,
при секретаре Рудич С.Д.,
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Савищевой А.В., при ведении протокола секретарем ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Железнодорожного района города Барнаула Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, администрации Железнодорожного района города Барнаула Алтайского края об обязании произвести кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
В целях реконструкции жилого дома истцом в установленном порядке получено разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, по окончании работ по реконструкции жилого дома – уведомление от администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В целях произведения кадастрового учета указанного жилого дома истец обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю, однако ДД.ММ.ГГГГ ею получено уведомление о приостановлении кадастрового учета, ДД.ММ.ГГГГ – уведомление об отказе государственного кадастрового учета указанного жилого дома со ссылкой на п. 61 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку площадь реконструированного жилого дома составляет 98,1 кв.м., что более чем на пять процентов отличается от площади, указанной в разрешении на строительство указанного объекта – 200 кв.м.
В целях устранения данного обстоятельства истцом получен технический план реконструированного жилого дома с учетом выявленных замечаний, однако согласно ответу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал кадастровом учете.
В процессе рассмотрения дела истцом представлено уточненное исковое заявление, согласно которому Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю исключено из числа ответчиков по делу, истец просила обязать администрацию Железнодорожного района города Барнаула внести в соответствии с указаниями Управления Росреестра по Алтайскому краю изменения в выданное разрешение на строительство № в части приведения значения площади реконструируемого объекта (200 кв.м.) в соответствии с площадью, указанной в техническом плате, взыскать в ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, причиненного незаконным отказом во внесении изменений в разрешение на строительство, в размере 15000 руб., взыскать расходы по оплате юридических услуг в размере 15750 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала требования, заявленные в уточненном исковом заявлении по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика администрации Железнодорожного района города Барнаула в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, представив письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Алтайскому краю полагал об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ввиду неверно избранного истцом способа защиты нарушенного права, при этом указывая на то, что внесение изменений в разрешение на строительство на данной стадии не устранит указанных нарушений и не позволит произвести кадастровый учет.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №281-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 281-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 281-ФЗ порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 281-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 281-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 281-ФЗ или иными федеральными законами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником жилого дома (кадастровый №) и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес> и <адрес> соответственно.
В целях реконструкции указанного жилого дома, истцом в администрации Железнодорожного района города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома по <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь реконструируемого объекта составляет 200 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района города Барнаула ФИО2 выдано уведомление о соответствии реконструированного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №№ Управления Росреестра по Алтайскому краю, истцу отказано в государственном кадастровом учете реконструированного жилого дома.
Мотивом отказа в государственном кадастровом учета послужило отличие площади, указанной в разрешении на реконструкцию жилого дома, выданного администрацией Железнодорожного района города Барнаула, 200 кв.м., от площади жилого дома, указанной в техническом плане согласно разделу «Характеристики объекта недвижимости», равной 98,1 кв.м.
Согласно представленной истцом выписке из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении <адрес>, общая площадь домовладения составляет 98,1 кв.м.
Как пояснила в судебном заседании истец, изначально планируемая реконструкция жилого дома в площади, предусмотренной в разрешении на строительство, 200 кв.м. не была осуществлена, фактически дом реконструирован до площади, указанной в техническом паспорте – 98,1 кв.м.
Согласно материалам реестрового дела, представленного по запросу суда, и представленному в нем техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до реконструкции площадь указанного жилого дома составляла 63,4 кв.м.
Согласно ответу Управления Росреестра по Алтайскому краю на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае устранения выявленных государственным регистратором несоответствий, дополнительные документы, подтверждающие такое устранение, не могут быть приобщены к ранее поступившему от ФИО2 заявлению о кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ принято окончательное решение и рассмотрение обращения завершено, вместе с тем указано, что отказ в государственной регистрации не лишает заявителя права вновь обратиться в орган регистрации с заявлением о государственном кадастровом учете с приложением необходимых документов.
Согласно ответу администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, во внесении изменений в разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказано ввиду того, что застройщик не обращался с уведомлением об изменении параметров объекта реконструкции до получения уведомления о соответствии реконструированного объекта положениям градостроительного законодательства.
Согласно п. 61 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
На основании ч. 14 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи.
Постановлением администрации города Барнаула от 12.10.2020 № 1651 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование органами местного самоуправления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», согласно которому предусмотрена услуга «Выдача (направление) уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (п. 3.3)
Таким образом, уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства является необязательным промежуточным этапом между уведомлением о строительстве или реконструкции и уведомлением об окончании строительства или реконструкции.
Как следует из материалов дела, истцом ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о соответствии реконструированного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> требованиям законодательства о градостроительной деятельности, вместе с тем статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ не предусматривается возможность внесения изменений после получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таки образом, внесение изменений в разрешение на строительство после получения уведомления о соответствии реконструированного жилого дома истца требованиям законодательства о градостроительной деятельности не допускается, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований о возложении на администрацию Железнодорожного района города Барнаула данной обязанности.
Вместе с тем, изложенное не лишает истца возможности обратиться в суд с иском о сохранении нежилого здания в реконструированном и перепланированном состоянии, признании права собственности на реконструированное и перепланированное здание.
Поскольку суд не установил оснований для удовлетворения основного требования, отсутствуют правовые основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда, а также взыскания судебных расходов ввиду отказа истцу в удовлетворении иска.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к администрации Железнодорожного района города Барнаула о возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Судья А.В. Савищева