Решение по делу № 2а-4369/2021 от 06.08.2021

Дело (№)а-4369/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    29 октября 2021 года                 г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Прокудиной В.А.,

с участием административного истца Карпович С.Н., его представителя адвоката Зайцева С.В., действующего на основании ордера, представителя административного ответчика Трубниковой И.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карпович С. Н. о признании незаконным отказа администрации (адрес) в выплате выкупной стоимости жилого помещения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Карпович С.Н. обратился в суд с названными требованиями, указывая на то, что он является собственником жилого помещения, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес). На основании распоряжения администрации (адрес) от (дата) (№)-па, организовано выселение граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу. Истец в мае 2021 года обратился к ответчику с заявлением о выкупе принадлежащего на праве собственности помещения, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Вместе с тем, письменным ответом представителя ответчика от июня 2021 года, истцу отказано в выкупе жилого помещения, поскольку решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не принималось и положения ст. 32 ЖК РФ в данном случае не применимы. На получение мер социальной поддержки от государства истец не может претендовать, т.к. в период паводка 2019 года у него имелось в собственности иное жилое помещение. Истец полагает, что отказ в выкупе жилого помещения является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата) N 1327 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями", а также постановлением (адрес) от (дата) N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)", социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки. В соответствии с положениями ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Условием применения указанной нормы права является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Правительством РФ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с положениями ст. 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано: решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Администрация г. Комсомольска-на-Амуре является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который возложена обязанность по изъятию для нужд города земельного участка, на котором расположен аварийным дом и выплате выкупной цены. Отсутствие решения об изъятии земельного участка не может повлиять на права собственника. С 2019 года ответчиком не предпринимаются меры по изъятию земельного участка, снос дома не произведен. Принимая во внимание, что отказ в выплате является незаконным и нарушает права истца, последний обратился в суд с названным иском.

Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены (адрес) и Министерство социального развития (адрес).

В ходе судебного заседания административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований. При этом, указал, что он приобрел жилье в 2012 году, на дочь переоформил в сентябре 2020 года.

Представитель административного истца адвокат Зайцев С.В., действующий на основании ордера, поддержал исковые требования и суду пояснил, что гражданин может воспользоваться мерой социальной поддержки, а может и не воспользоваться, это является его правом. Истец не настаивает на получении меры социальной поддержки, он просит произвести выкуп жилого помещения. Решение о выкупе земельного участка не принималось администрацией города. Полагает, что ответчик два порядка выплаты соединил, чем нарушил право административного истца. Гражданин имел возможность воспользоваться мерой социальной поддержки, а мог и не воспользоваться. У истца нет права на льготу, но он не может произвольно лишиться жилья.

Представитель административного ответчика Трубникова И.В., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, приобщила к материалам дела письменные возражения, в котором указала, что в соответствии с постановлением администрации (адрес) определены границы подтопления, согласно которым (адрес), вошел в зону подтопления и признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом подпадает под расселение по предоставлению мер социальной поддержки. Выплаты гражданам на приобретение нового жилья и ремонт является мерой социальной поддержки. Порядок получения средств на социальную поддержку установлен Постановлением Правительства РФ от (дата) (№). Также принято постановление (адрес) от (дата) (№)-пр, которым определено, кто имеет право на получение мер поддержки, при этом, гражданин не должен иметь в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания. Указанными нормативными актами определено, что администрация (адрес) не уполномочена на предоставление мер социальной поддержки гражданам, чьи помещения утрачены в результате ЧС, выплаты осуществляются через Центры социальной поддержки населения. Истец обращался в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», по результатам рассмотрения его заявления было принято решение об отказе по причине отсутствия права на меру социальной поддержки, в связи с наличием иного жилья. Положения ст. 32 ЖК РФ регулируют обеспечение жильем граждан при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, т.е. для потребности публично-правового образования. Полагает, что у граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, отсутствуют законные основания для обращения с заявлением о предоставлении жилых помещений в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.

Представитель заинтересованного лица (адрес) в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, просил рассмотреть дело в отсутствие. В предоставленном суду отзыве указал, что требования истца не основаны на законе. Жилой дом, в котором истец являлся собственником жилого помещения, включен в перечень зданий и сооружений, находящихся в границах затопления. При обращении истца за мерой социальной поддержки, ему было отказано в связи с наличием иного жилого помещения. Отсутствие права на оказание мер социальной поддержки не может повлечь за собой лишение гарантии, указанной в ст. 32 ЖК РФ, реализация положений которой не поставлена в зависимость от наличия у собственника иного жилого помещения. Так, истец ссылается на положения ст. 32 ЖК РФ, вместе с тем, условием применения данной нормы права является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка осуществляется в определенном порядке, который предусмотрен нормами ГК РФ и ЗК РФ. Положения ст. 239.2 ГК РФ и ст. 32 ЖК РФ, ст. 56.3 ЗК РФ, которые регулируют порядок выкупа, не связывают выкуп нежилого помещения с фактом его признания аварийным, а связывают с изъятием для муниципальных нужд земельного участка. В данном случае отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение правил, предусмотренных ст. 279 ГК РФ. Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не принято решение об изъятии земельного участка.

Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения и (адрес) в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, просил рассмотреть дело в отсутствие. В предоставленном суду отзыве указал, что процедура выкупа жилого помещения установлена ст. 32 ЖК РФ. Возмещение выкупной цены не является мерой социальной поддержки и не осуществляется в рамках предоставления гражданам выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) установлено, что одним из условий предоставления выплаты является утрата или повреждение жилого помещения, при этом, граждане не должны иметь в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания. Вместе с тем, истец является собственником жилых помещений, вследствие чего, какие либо выплаты истцу не предусмотрены.

В соответствии со ст. 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалов дела, суд приходит следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, (адрес)8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата).

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№)-па определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ "(адрес)".

Согласно п.п. 4 п. 1314 раздела "Жилые дома" приложения (№) к Постановлению (№)-па жилой (адрес) по адресу (адрес), г. Комсомольска-на-Амуре включен в перечень зданий и сооружений, находящихся в границах затопления.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от (дата) многоквартирный дом, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес), признан аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из распоряжения администрации (адрес) от (дата) (№)-ра, с учетом распоряжения администрации (адрес) от (дата) (№)-ра «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу», указано на организацию сноса дома в срок до (дата).

    При обращении в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о принятии мер по заключению соглашения о выкупе жилого помещения или предоставлении иного жилого помещения, истцу дан ответ (дата), в котором указано, что в соответствии с постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)", граждане, утратившие жилые помещения в результате ЧС не имеют законных оснований для обращения с заявлениями о предоставлении жилых помещений в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.

Обращаясь в суд, истец ссылается на незаконность данного ответа.

В силу требований ч.9,11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проверяя законность данного истцу ответа, суд исходит из следующего.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со статьей 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1); гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от (дата) (№) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от (дата) (№) «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.

В соответствии с постановлением (адрес) от (дата) (№)-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес)" Установить, что в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории (адрес) (далее - чрезвычайная ситуация), реализуются следующие мероприятия: выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации; выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности граждан, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации; предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований (адрес) на цели проведения капитального ремонта поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Исходя из вышеизложенного, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки.

В соответствии с п.п. 1.5, 2.1 постановления (адрес) от (дата) (№)-пр, право выбора данной меры социальной поддержки принимается самостоятельно и является правом гражданина.

В данном случае, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что административный истец был включен в утвержденный (адрес) Единый список и что ему уполномоченным учреждением выдавалось уведомление о праве на получение соответствующей выплаты.

Из представленных суду уведомлений КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», следует, что Карпович С.Н. отказано в предоставлении меры социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от (дата) N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.

Согласно постановлению администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№)-па от (дата) многоквартирный (адрес) включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «(адрес)».

Согласно положениям ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, условием применения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержден указанный в части 10 статьи 32 порядок.

Основания признания дома аварийным и подлежащим сносу содержатся в пункта 33-41 Постановления (№).

Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В пункте 36 постановления (№) указано, что одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) (№) "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Данные правила установлены статьей 279 ГК РФ, из пункта 6 которой следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением…., от (дата), многоквартирный дом, расположенный по Баррикадной, 22 в г. Комсомольске-на-Амуре признан аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для принятия решения явилось заключение ООО «Научно-технический центр архитектурно-строительного проектирования», по результатам технического обследования жилого здания установлено, что жилой дом по (адрес) в г. Комсомольск-на-Амуре является аварийным и подлежащим сносу. Существенное влияние на износ конструкций и узлов их сопряжения оказало затопление и длительное увлажнение оснований здания в результате наводнения 2013, 2019 г.г., а также последующих сезонных промерзаний, вспучивания грунтов. Учитывая значительный износ здания, многочисленнее дефекты конструкций стен, перекрытия, полов обследуемого здания, ухудшения физико-механических свой оснований в результате паводковых ситуаций в 2013-2019 г.г. проводить ремонтно-восстановительные работы экономически нецелесообразно.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, многоквартирный дом, расположенный по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре и находящееся в нем жилое помещение, принадлежащее истцу, пострадали в результате не только стихийного бедствия, но и иных дефектов. Стихийное бедствие оказало только существенное влияние, в связи с чем, дом признан аварийным и подлежащим сносу, что соовтетствииет п. 36 Постановления Правительства РФ от (дата) (№).

Анализируя вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что администрация (адрес) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию для нужд города земельного участка, на котором расположен аварийный дом, жилых и нежилых помещений, находящихся в данном доме, и выплате выкупной цены.

Сам по себе факт того, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 56.3 Земельного кодекса РФ администрацией не принималось, не может повлиять на права собственника жилого помещения, поскольку многоквартирный дом непригоден для пользования и опасен для нахождения в нем неопределенного круга лиц.

Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата), длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, позволяет собственнику такого помещения по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, поскольку административным органом с 2020 года не принято решение об изъятии земельного участка, при этом многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа администрации (адрес) в выплате выкупной цены за жилое помещение, принадлежащее административному истцу.

Учитывая, что прерогативой администрации (адрес) является решение вопроса о выкупе нежилых помещений, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по вступлению решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выплате выкупной цены за жилое помещения общей площадью 71,63 кв., расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес) -8, принадлежащего административному истцу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карпович С. Н. – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации (адрес) по отказу в выплате выкупной цены за жилое помещение площадью 71,6 кв.м., расположенное в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес)8, принадлежащего Карпович С. Н..

Возложить на администрацию (адрес) по вступлению решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выплате выкупной цены за жилое помещение площадью 71,6 кв.м., расположенное в г. Комсомольске-на-Амуре по (адрес)8, принадлежащего Карпович С. Н..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в (адрес)вой суд в течение одного месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

    Судья                                Н.О. Жукова     

    

2а-4369/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпович Сергей Николаевич
Ответчики
Правительство Хабаровского края
Министерство социального развития населения Хабаровского края
Администрация г.Комсомольска-на-Амуре
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Жукова Наталья Олеговна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация административного искового заявления
06.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Подготовка дела (собеседование)
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее