Решение по делу № 2а-114/2017 от 07.02.2017

№2а-114/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 марта 2017 года гор. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Цыганок А.В., рассмотрев по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

Прокурор Суражского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Суражского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства о содержании мест захоронения на территории Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области. В ходе этой проверки было выявлено бесхозяйное место захоронения (кладбище), расположенное по адресу: <адрес> Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного самоуправления. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вместе с тем администрация Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области бездействует и не предпринимает меры по определению собственника места захоронения и его постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, что предусмотрено ст. 225 ГК РФ. Отсутствие собственника места захоронения влечет невозможность обеспечения контроля за его использованием и сохранением, а также санитарным состоянием. Непринятие должных мер по содержанию места захоронения в свою очередь может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области в шестимесячный срок принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Межмуниципальном отделе по <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.

При подготовке дела к судебному разбирательству помощник прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика глава администрации Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области Куц А.В. не возражал против применения такого порядка рассмотрения административного дела, административные исковые требования признал.

В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ суд рассматривает административное дело по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

<адрес> N 80-З от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах местного значения сельских поселений в <адрес>» предусмотрено, что за сельскими поселениями в <адрес> закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать в силу возложенных на него законом полномочий.

По делу установлено, что на территории Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области по адресу: <адрес> имеется место захоронения (кладбище) (л.д. 6-10).

Данное место захоронения не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 5).

Административный ответчик администрация Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области, на территории которой расположен названный выше объект недвижимого имущества, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а также полномочиями инициировать процесс постановки данного объекта на учет в качестве бесхозяйного с целью определения его дальнейшего собственника. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, административный ответчик никаких мер по постановке места захоронения по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не предпринимает. Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Отсутствие собственника места захоронения и его бесхозяйность влечет невозможность обеспечения контроля за его использованием и сохранением, а также санитарным состоянием, что в свою очередь может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> является незаконным, а административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда с учетом характера дела.

Требуемый административным истцом срок исполнения решения суда, суд находит разумным, справедливым и достаточным.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> на учет в Межмуниципальном отделе по <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Кулажского сельского поселения Суражского района Брянской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> на учет в Межмуниципальном отделе по <адрес> Управления Росреестра по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд Брянской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий А.В. Цыганок

2а-114/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Суражского района
Ответчики
Администрация Кулажского сельского поселения
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
surazhsky.brj.sudrf.ru
07.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
28.02.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
09.03.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее