Дело № 2а-337/2018
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 07 марта 2018 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Кандалакша Сердюк М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по иску прокурора г. Кандалакши в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Алакуртти о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части принятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти (далее – администрации МО с.п. Алакуртти) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части принятия программы комплексного развития социальной инфраструктуры. В обоснование требований указано, что прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации с.п. Алакуртти. В ходе проверки выявлены нарушения, предусмотренные частью 5.1 статьи 26 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно, административным ответчиком не приняты меры, направленные на разработку и утверждение программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти в установленном законом порядке, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО с.п. Алакуртти, выразившееся в нарушение градостроительного законодательства в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти; обязать административного ответчика в срок до 30.09.2018 разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры в границах муниципального образования сельское поселение Алакуртти в соответствии с требованиями, установленными статьёй 26 ГрК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 105 «Об утверждении требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».
В судебном заседании помощник прокурора Сердюк М.П. поддержала административный иск по изложенным в нём основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, представил письменные пояснения, в которых указал, что с заявленными требованиями прокурора согласны.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан также предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пунктам 4,6,8 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.В соответствии с частями 5, 5.1. статьи 26 ГрК РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14, пунктом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов разрабатывают и утверждают программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством на администрацию МО с.п. Алакуртти возложена обязанность разрабатывать и утверждать программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Между тем, администрацией МО с.п. Алакуртти не приняты меры, направленные на разработку и утверждение программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти в установленном законом порядке, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Кандалакши проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения.
Решением Совета депутатов сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 17.05.2013 № 171-РП утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района от 27.09.2013 № 225.
В соответствии с Соглашением от 25.12.2017 № 385-С/44с между администрацией муниципального образования Кандалакшский район («Администрация района») и сельское поселение Алакуртти («администрация поселения») часть полномочий «Администрации района» передана «Администрации поселения», включая полномочия по разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти.
В соответствии с письмом главы администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района от 19.01.2018 № 23 программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти не утверждена, бюджетом 2018 года денежные средства не предусмотрены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г.п. Алакуртти Кандалакшского района, в связи с чем исковые требования прокурора г. Кандалакши подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.
Требуемый прокурором срок устранения нарушений законодательства (до 30 сентября 2018 года) суд считает обоснованным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района, выразившееся в нарушении градостроительного законодательства в части неисполнения обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения Алакуртти.
Обязать администрацию сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района в срок до 30 сентября 2018 года разработать и утвердить программу комплексного развития социальной инфраструктуры в границах муниципального образования сельское поселение Алакуртти в соответствии с требованиями, установленными статьёй 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов».
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич