Решение по делу № 11-4931/2019 от 25.03.2019

Дело № 11-4931/2019 Судья Резниченко Ю.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

20 мая 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей     Галимовой Р.М., Андрусенко И.Д.

при секретаре     Уржумцевой С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Степановой Елены Владимировны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 03 октября 2018 года по иску Степановой Елены Владимировны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда России по Челябинской области, Инспекции федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов за 2015 год, возложении обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов.

Заслушав доклад судьи Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Степановой Е.В. - Худяковой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска - Рожковой С.П., Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области - Шатиловой Я.С., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Степанова Е.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о признании незаконным отказа в перерасчете страховых взносов за 2015 год, выраженного в ответе от 21 февраля 2018 года и возложении обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 93532,84 рублей (л.д. 4-6, 133-136).

В обоснование иска истец указала, что с 15 января 2015 года по 06 марта 2018 года осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, являлась плательщиком страховых взносов, не производящим выплат физическим лицам. 20 февраля 2018 года при обращении к ответчику УПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов за 2015 год, письмом от 21 февраля 2018 года ей было отказано в перерасчете и возврате страховых взносов за 2015 год. Полагает, что с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П, УПФР обязано произвести перерасчет страховых взносов за 2015 год и вернуть излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год.

Определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 27 августа 2018 г. решение Центрального районного суда г.Челябинска от 13 июня 2018 г., которым отказано в удовлетворении иска Степановой Е.В., отменено, административное дело направлено в Центральный районный суд г.Челябинска на новое рассмотрение (л.д. 112-118).

Определением судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 10 сентября 2018 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области, Инспекция федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска (л.д. 119-120).

Определением судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 25 сентября 2018 г. осуществлен переход к рассмотрению искового заявления Степановой Елены Владимировны в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Степановой Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска отказано.

Дополнительным решением суда от 29 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований Степановой Е.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда России по Челябинской области, Инспекции федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает, суд ошибочно указал в решении, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформированная в Постановлении от 30 ноября 2016 г. №27-П, подлежит применению со дня официального опубликования указанного Постановления; полагает, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о толковании норм закона применяется к спорным правоотношениям независимо от даты принятия такого постановления. Кроме того, суд ошибочно указал в решении, что возврат излишне уплаченных сумм невозможен по причине разнесения их на ее лицевом счете, так как Законом № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не установлен запрет на корректировку застрахованным лицом сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, суд не учел, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов, установленные п.6.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся к страховым взносам, учтенным в отношении физических лиц, являющихся работниками страхователя, к которым она не относится; суд ошибочно указал в решении, что она в установленном порядке с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов не обращалась, поскольку ответчик своим письмом от 21 февраля 2018 г. отказал ей в перерасчете страховых взносов за 2015 г.

Истец Степанова Е.В., ответчик Инспекция федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении (л.д.22-23 т.2), истец также извещена посредством телефонограммы (л.д. 24 т.2), в суд апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда и дополнительное решение суда подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предприниматель относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 указанного Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имели право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Пунктом 5 части 3 статьи 29 указанного Федерального закона № 212-ФЗ была установлена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 указанного Федерального закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частями 2 и 8 статьи 16 указанного Федерального закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.

Как следует из материалов дела, Степанова Е.В. 15 января 2015 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 06 марта 2018 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 22-27 т.1).

Согласно налоговой декларации истца за 2015 год, доход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 65647333 рублей, расход, учитываемый при исчислении налоговой базы, составил 61603016 рублей (л.д.19-20 т.1).

20 февраля 2018 года Степанова Е.В. обратилась с заявлением в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска о перерасчете страховых взносов за 2015 год и возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 г. (л.д. 16 т.1).

21 февраля 2018 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска посредством электронного документооборота в адрес истца направлено письмо, которым отказано в перерасчете и возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год и указано на то, что УПФР не имеют права на самостоятельное определение сумм дохода предпринимателя по данным налоговых деклараций. Со дня официального опубликования Постановления № 27-П обязательства, исполненные в полном объеме, подлежат перерасчету только на основании судебного решения, так как сведения об уплаченных страховых взносах учтены на индивидуальном лицевом счете, рекомендовано обратиться в судебные органы (л.д. 17 т.1).

В соответствии с данными, представленными письмом УФНС по Челябинской области от 25 июля 2016 г. № <данные изъяты> (л.д. 53 т.1), сумма полученного дохода Степановой Е.В. за расчетный период 2015 год составила 65 647 333 руб., т.е. более 300 000 рублей. Следовательно, размер страховых взносов Степановой Е.В. на обязательное пенсионное страхование, подлежащий уплате за 2015 год, был определен на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 14 ФЗ № 212 и составил за 2015 год: фиксированная часть в размере 18610,80 рублей + часть, исчисленная от суммы дохода, в размере 130275,60 рублей, всего 148886,40 рублей.

Степанова Е.В. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2015 год и страховые взносы, исчисляемые из суммы доходов свыше 300 000 рублей за 2015 год уплатила в полном объеме двумя платежами: 13 мая 2015 года на сумму 70000 рублей и 09 июня 2015 года на сумму 78886,40 рублей, что подтверждается реестром платежей УПФР, платежными поручениями № 2856 от 09 июня 2015 г., №2200 от 13 мая 2015 (л.д. 28-29, 54 т.1).

Сведения о начисленных страховых взносах за 2015 год отражены в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (л.д.55-59 т.1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Степановой Е.В., суде первой инстанции, сославшись на пункт 22 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, исходил из того, что обязанность истца по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год исполнена до 02 декабря 2016 года, то есть до момента опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П, оплаченные страховые взносы в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов не имеется; в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов истец не обращалась.

Указанные выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 30 ноября 2016 года N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Пенсионный Фонд Российской Федерации в письме от 16 февраля 2017
года № НП-3 0-26/2055 «О применении положений постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №
27-П» обратил внимание на то, что в случае, если требования об уплате
страховых взносов по состоянию на 01 января 2017 года исполнены
индивидуальным предпринимателем в полном объеме, перерасчет
обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых
взносов, сформированных до 02 декабря 2016 года, следует производить на
основании судебного решения.    

Суд общей юрисдикции или арбитражный суд независимо от того, в какой процессуальной стадии находится рассматриваемое им конкретное дело, с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащего конституционно-правовое истолкование примененной или подлежащей применению в этом деле нормы, опровергающее прежнее ее истолкование, в том числе приданное ей разъяснениями высших судебных инстанций, не вправе не исполнять содержащиеся в данном решении предписания и, если к его компетенции отнесен пересмотр судебного акта, основанного на такой норме, обязан по заявлению гражданина или уполномоченного должностного лица установить - при соблюдении общих правил судопроизводства - наличие материальных и процессуальных предпосылок, а также возможных препятствий для пересмотра этого акта (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2012 года N 25-П; определения "Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 1999 года N 4-0, от 27 мая 2004 года N 211-0, от 01 ноября 2007 года N 827-О-П, от 24 января 2008 года N 191-О-П, от 16 апреля 2009 года N 564-0-0).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 08 ноября 2012 года N 25-П указал на недопущение с момента вступления в силу такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации применение либо реализацию каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении, в том числе не позволяющее судам общей юрисдикции и арбитражным судам при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, возбужденные до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении.

Поскольку в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона, в силу статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 2 декабря 2016 года, что судом первой инстанции учтено не было.

Кроме того, вывод суда о том, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персонифицированного учета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, основан на неверном толковании норм материального права.

Так, правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования".

Этим же Федеральным законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования"страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.

В связи с этим, исходя из положений пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а также приведенных положений Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.

Между тем, суд не учел, что в рассматриваемом случае переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов предпринимателем, как плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования", то есть лицом, не производящим выплат иным лицам.

Как пояснили в суде апелляционной инстанции стороны, ответчики не оспаривают размер переплаты страховых взносов за 2015 год, указанный истцом – 93 532,84 руб.

В связи с изложенным решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене; доводы апелляционной жалобы истца заслуживают внимания.     Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда, вынесенное дополнительное решение также подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

    

Обязанность по возврату излишне уплаченных денежных средств следует возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на основании следующего.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01 января 2017 года, сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (часть 7 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).

Правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных названным Законом (часть 14 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу.

Согласно статье 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положения законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью первой статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу части четвертой статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Таким образом, из положений указанных статей 19-21 и иных положений Федерального закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01 января 2017 года, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, без возможности его оспаривания, поэтому если требования о взыскании излишне взысканных страховых взносов удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.

В связи с изложенным Пенсионный фонд обязан принять решение о возврате уплаченных взносов и направить его в соответствующий налоговый орган для его исполнения.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в целях организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 01 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой "182", разработали алгоритм взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, который направили в письме от 4 октября 2017 года для использования в работе, определив соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации именно отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, каким в Челябинской области является Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Челябинска от 03 октября 2018 года и дополнительное решение от 29 января 2019 года отменить и принять новое решение.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска от 21 февраля 2018 года в перерасчете и возврате Степановой Елене Владимировне сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год.

Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Степановой Елены Владимировны путем совершения действий для возврата ей излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год: принять решение о возврате Степановой Елене Владимировне излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 93 532,84 руб. и направить его для исполнения в налоговый орган.

В иске к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска отказать.

Председательствующий:

Судьи:

11-4931/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Степанова Елена Владимировна
Ответчики
УПФР в Центральном районе г. Челябинска
ИФНС по Центральному району г. Челябинска
ОПФР по Челябинской области
Другие
Худякова Наталья Александровна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Галимова Рахиля Минтагировна
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
20.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее