судья – Ахметов Р.М.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-209/2024 17 июля 2024 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Арзаев А.В.,
с участием представителей акционерного общества «Транснефть-Сибирь»: Шестакова Сергея Алексеевича и Шабельникова Виталия Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя акционерного общества «Транснефть-Сибирь» Шестакова Сергея Алексеевича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2024 года, которым изменено постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой Анастасии Дмитриевны от (дата) (номер), которым акционерное общество «Транснефть-Сибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного наказания, путём снижения размера назначенного административного штрафа, с применением положений части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 500 000 рублей до 200 000 рублей,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от (дата) (номер) (далее – постановление от (дата) (номер)) акционерное общество «Транснефть-Сибирь» (далее – АО «Транснефть-Сибирь», Общество) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного по частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за невыполнение мероприятий по рекультивации нефтезарязнённых земель «Объект рекультивации: земельный участок, загрязнённый (нарушенный) в результате выхода нефти из криминальной несанкционированной врезки в (адрес)), что предусмотрено проектом рекультивации.
Не согласившись с постановлением от (дата) (номер) представитель АО «Транснефть-Сибирь» Ромина С.В. обратилась в Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с соответствующей жалобой.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.04.2024 года постановление от (дата) (номер) изменено в части назначенного наказания и, с учётом положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, размер назначенного административного штрафа снижен с 500 000 рублей до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель АО «Транснефть-Сибирь» Шестаков С.А. просит решение судьи районного суда от 11.04.2024 года и постановление от (дата) (номер) отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, поскольку АО «Транснефть-Сибирь» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в установленном порядке разработан и согласован проект рекультивации земельного участка. Так, выход нефти произошёл 25.12.2022 года, проект рекультивации согласован уполномоченным органом 19.07.2023 года. Росприроднадзор не наделён полномочиями на согласование проекта рекультивации в отношении земель лесного фонда, поэтому оценка предусмотренных проектом рекультивации мероприятий и вывод о том, что предусмотренных работ не достаточно для восстановления объекта окружающей среды до их полного завершения, несостоятельны. Проектом рекультивации земель предусмотрено последовательное выполнение работ по рекультивации в два этапа – технический и биологический этапы. При этом работы по биологическому этапу рекультивации могут быть проведены только в тёплое время года после схода снежного покрова, поскольку включают фитомелиоративные мероприятия. Отсутствие ссылки в проекте рекультивации на снижение концентрации хлорид-ионов в почве при выполнении работ по рекультивации нефтезагрязнённых земель, не означает, что проект рекультивации не содержит работ по их удалению. Так, проектом рекультивации земель предусмотрено выполнение работ по срезке и вывозу нефтезагрязнённого грунта, завозу и планировке чистого грунта, обработке почв бакпрепаратом (стр. 41 Проекта рекультивации). Согласно акту внеплановой выездной проверки от (дата) (номер) по состоянию на 29.11.2023 года массовая доля загрязняющих веществ в почвенном покрове земельного участка, на котором Обществом был проведён технический этап рекультивации, составила по показанию «нефтепродукты» - 2 700 мг/кг, по показателю «хлорид-ион» - 22 мг/кг. Таким образом, динамика процессов снижения концентрации загрязняющих веществ в почве по нефтепродуктам на 90 %, по хлорид-ионам на 15 % свидетельствует, о надлежащем выполнении Обществом предусмотренной законом обязанности по восстановлению земельного участка в соответствии с разделом 4.2 проекта рекультивации. Проектом рекультивации земель и решением руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, срок для выполнения рекультивации установлен до 30.09.2024 года, следовательно, до наступления указанного срока выполнения предусмотренных Проектом рекультивации работ, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения. Кроме того, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении имеются процессуальные нарушения. Так, протокол об административном правонарушении составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители АО «Транснефть-Сибирь»: Шестаков С.А. и Шабельников В.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В судебном заседании свидетель Прокофьев Э.Г., допрошенный по ходатайству Шестакова С.А. показал, что он работает ведущим специалистом отдела экологической безопасности АО «Транснефть-Сибирь» с февраля 2014 года. В декабре 2022 года, в результате криминальной несанкционированной врезки на (адрес)), был выявлен выход нефти, после чего Росприроднадзор, в ходе проведения в январе 2023 года внеплановой выездной проверки и отобрания соответствующих проб почвы и воды, указал на необходимость выполнения мероприятий по рекультивации нефтезагрязнённых земель, а именно указал на необходимость разработки проекта рекультивации нефтезагрязнённого (нарушенного) земельного участка (площадь данного участка по сведениям Росприроднадзора составила 2 712 кв.м.) и проведения его рекультивации в соответствии с утвержденным и согласованным в установленном порядке проектом рекультивации земель на всей площади нефтезагрязненного участка - 2 712 кв.м, со сроком исполнения до июня 2023 года. Сотрудники его отдела принимали непосредственное участие в принятии соответствующих мер и разработке в сжатые сроки проекта рекультивации данного нефтезагрязненного участка. После разработки проекта рекультивации нарушенного земельного участка, из которых по их мнению площадь загрязненного участка составляла лишь 0,03417 га (314.7 кв.м.), состоящего из двух этапов проведения рекультивации нефтезагрязненного участка: технического, который должен был проведен в 2023 году и биологического, проведение которого должно быть закончено в сентябре 2024 года, данный проект в установленном порядке был согласован Департаментом природопользования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, после чего соответствующее уведомление Обществом было направлено в контролирующий орган- Росприроднадзор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Примерно в ноябре 2023 года, после проведения технического этапа рекультивации нефтезагрязненного (нарушенного) земельного участка сотрудниками АО « Транснефть-Сибирь» в Росприроднадзор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры было направлено уведомление с актом проведения рекультивации нефтезагрязненного (нарушенного) земельного участка, подтверждающим проведение технического этапа рекультивации, к которому были приобщены протоколы отбора проб на наличие нефтепродуктов, а также что Общество готово для проведения биологического этапа рекультивации данного земельного участка, срок которого по их жалобе, вопреки предписанию Росприроднадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, был скорректирован Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с проектом рекультивации и был установлен как 01.10.2024 года, что также свидетельствовало о том, что срок исполнения предписания Росприроднадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об устранении выявленных нарушений был продлен до 01.10.2024 года, чем они в настоящее время и занимаются, так как проведение мероприятий биологического этапа рекультивации земель осуществляется только в летний период.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 года N 12-П).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ч. 2 названной статьи).
Согласно ч.3 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений (ч. 5 ст. 13).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 (далее – Правила проведения рекультивации и консервации земель), закреплено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно пункту 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель - рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Пунктом 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель установлено, что рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.
В соответствии с подпунктом «в» п. 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.
Согласно пункта 24 Правил проведения рекультивации и консервации земель, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
Согласно подпункту «в» п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня выявления деградации земель.
Из чего следует, что юридическое лицо обязано разработать проект рекультивации и приступить к рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кайгородова В.А. от (дата) (номер) в период с (дата) по (дата) в отношении АО «Транснефть-Сибирь» проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от (дата) (номер), по объекту (адрес), по результатам которой составлен акт от (дата) (номер) (т.1, л.д.125-141).
В ходе проведённой проверки установлено неисполнение требований, указанных в ранее выданном предписании Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от (дата) (номер), а именно: не выполнены мероприятия по рекультивации нефтезагрязнённых земель на объекте - «Объект рекультивации: земельный участок, загрязнённый (нарушенный) в результате выхода нефти из криминальной несанкционированной врезки в (адрес)), а именно: в нарушение требований законодательства (в нарушение положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 14, 15, 24, 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года №800) АО «Транснефть-Сибирь» не предприняло в полном объеме действий по исполнению возложенной на него обязанности по рекультивации земель, в частности по выполнению технического этапа разработанного поэтапного плана рекультивации нарушенных земель, загрязнённого (нарушенного) земельного участка …. для ликвидации последствий аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и обеспечения восстановления земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием путем проведения (стр. 39) технического этапа рекультивации земель.
Выявление в ходе проверки, проведенной в целях контроля выполнения ранее выданного предписания, факта его неисполнения может являться основанием, для возбуждения дела как по факту неисполнения предписания, так и по факту нарушения требований законодательства, об устранении которого указано в предписании. В этом случае результаты проверки свидетельствуют о том, что проверяемое лицо не исполняет предписание и обязанности, возложенные на него законодательством.
Изложенные обстоятельства послужили поводом для привлечения АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: предписанием (номер) от (дата) «Об устранении выявленных нарушений обязательных требований»; представлением от (дата) (номер) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; постановлением от (дата) (номер); проектом рекультивации нефтезагрязнённых земель, объект рекультивации – земельный участок загрязнённый (нарушенный) в результате выхода нефти из криминальной несанкционированной врезки в (адрес)); протоколом об административном правонарушении от (дата) (номер), в котором описано событие правонарушения; протоколом осмотра от (дата) с фототаблицей; актом внеплановой выездной проверки от (дата) (номер); решением о проведении проверки от (дата) (номер), и иными доказательствами, которым при рассмотрении дела должностным лицом административного органа дана оценка в порядке ст. 26.11 КоАП РФ. Копии административного материала (номер) приобщены настоящему делу об административном правонарушении.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу, вопреки доводам жалобы, не вызывает сомнений.
Так, из материалов дела следует, что в силу положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 14, 15, 24,30 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800, АО «Транснефть-Сибирь» был разработан проект рекультивации нарушенных земель, загрязнённого (нарушенного) земельного участка, в результате выхода нефти из криминальной несанкционированной врезки в (адрес) для ликвидации последствий аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и обеспечения восстановления земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием путем проведения (стр. 39) технического и биологического этапов рекультивации земель.
В соответствии с данным проектом, технический этап должен быть проведен с июля по сентябрь 2023 года и его основной целью являлось создание рекультивационного слоя со свойствами, благоприятными для биологической рекультивации земель. (стр.46).
Согласно проекта рекультивации земель (стр.40) технический этап включает в себя следующие виды работ:
-удаление остаточных следов нефти (нефтяной пленки) из почвенного слоя и с поверхности воды с применением механических способов на земельном участке площадью 0,03417 га (341.7 кв.м);
-срезка сильнозагрязненного верхнего почвенного горизонта (толщина срезки определяется уровнем пропитки почвы) 34,17 кв.м;
Перевозка загрязненного грунта в пункты назначения для последующего утилизирования (обезвреживания 34.17 кв.м).
Основные производственные операции (мероприятия), планируемые к реализации в рамках биологической рекультивации земель на участке загрязненных и нарушенных земель, в районе (адрес) направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы, создание условий для последующего восстановления почвы, видового разнообразия флоры и фауны, закрепление поверхностного слоя почвы корневой системой растений, создание сомкнутого травостоя и предотвращение развития водной и ветровой эрозии почв. Они представлены в таблице 13 (л.д.41-42 Проекта рекультивации нефтезагрязненного земельного участка) и включают в себя: агрохимическую обработку участка сыпучими препаратами; агрохимическую обработку участка жидкими препаратами;- агрохимическую и агротехническую обработку гряд (буртов) срезанного загрязнённого грунта; доставка торфа для мульчирования торфом отдельных частей участка и мульчирование торфом отдельных частей участка; работы по фитомелиорации, а также демонтаж подъездных путей к участку, переездов через трубопроводы-их проведение должны быть закончено в сентябре 2024 года.
Таким образом, основные работы по удалению нефтезагрязненного грунта проектом рекультивации нарушенного земельного участка были заложены в технический этап рекультивации.
При этом, в соответствии с пунктом 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:
а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
С учетом изложенного, по завершению каждого этапа работ по рекультивации земель составляется акт, который подписывается лицом, обеспечившим проведение рекультивации. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, которые должны быть подтверждены соответствующими документами.
Несмотря на это, АО «Транснефть-Сибирь» представило: акт от (дата) о рекультивации земель «(адрес)»; товарно-транспортную накладную от (дата) на автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак (номер) на транспортировку 8 м3 нефтезагрязненного грунта; товарно-транспортную накладную от (дата) на автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак (номер) на транспортировку 5 м3 нефтезагрязненного грунта; товарно-транспортную накладную от (дата) на автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак (номер) на транспортировку 5 м3 нефтезагрязненного грунта (при этом, подтверждающих документов о транспортировке нефтезагрязненного грунта на полигон утилизации отходов в период проведения технического этапа рекультивации земель не представлено); договор № (номер) от (дата) на выполнение услуг по утилизации отходов; акт сдачи-приемки оказания услуг (номер) от (дата) (при этом, подтверждающих документов о приеме нефтезагрязненного грунта на полигон утилизации отходов не представлено); протоколы испытаний проб почвы на нефтепродукты от (дата) выданные эколого-аналитической лабораторией Нижневартовского УМН, согласно которым установлено наличие превышения концентрации нефтепродуктов в 4,9 раза.
При этом, ранее, актом проверки (номер) от (дата), был установлен факт загрязнения земель как нефтепродуктами, так и хлорид-ионами в результате выхода нефти на почвенный покров из магистрального трубопровода «Самотлор-Нижневартовск», расположенного в вышеуказанном месте, однако АО «Транснефть-Сибирь» протоколы испытаний проб почвы на хлорид-ионы не представило.
В этой связи, (дата), с целью проверки исполнения предписания (номер) от (дата) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, с участием представителя АО «Транснефть-Сибирь» Полчанова А.С. (являющегося начальником Нижневартовского УМН АО «Транснефть-Сибирь»), действующего на основании доверенности (номер) от (дата), был произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, а также отобраны пробы почвы, в том числе на хлорид-ионы. Согласно экспертному заключению филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» г. Омск от (дата) № (номер), по результатам проведения отбора проб почвы (дата), лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ, в том числе массовой доли хлорид- ионов в 3,7 раза (концентрация хлорид- ионов в точке контроля (пробы №1)- 22 мг/кг, при этом концентрация условно-фоновая (проба №2) согласно сведениям, представленным Росприроднадзором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, составляет 5,9 мг/кг.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки (акт (номер) от (дата)) установлено, что площадь загрязнения почвенного покрова составляет 2712 кв.м, что было установлено при участии представителя АО «Транснефть-Сибирь» Полчанова А.С. (являющегося начальником Нижневартовского УМН АО «Транснефть-Сибирь»), действующего на основании доверенности (номер) от (дата), то есть площадь загрязнения почвенного покрова равная 2712 кв.м, не отрицалась представителем АО «Транснефть-Сибирь» Полчановым А.С.
Таким образом площадь загрязнения почвенного покрова отраженная в проекте рекультивации загрязненного участка является неверной, поскольку не соответствует акту внеплановой выездной проверки (акт (номер) от (дата) и соответственно п.1 предписания от (дата) (номер)), что в свою очередь также опровергает доводы жалобы о том, что АО «Транснефть-Сибирь» соблюдён порядок разработки и согласования проекта рекультивации земельного участка.
Также в разработанном проекте рекультивации отсутствуют работы по удалению такого загрязняющего вещества как хлорид-ионы (согласно разъяснений, предоставленных АО «Транснефть-Сибирь» директором НИИ экологии и РИПР ТюмГУ Соромотиным А.В. следует, что при своевременном проведении земляных работ на техническом этапе рекультивации земель, который предусматривает срезку сильнозагрязненного верхнего почвенного горизонта и перевозку загрязненного грунта в пункты назначения для последующего утилизирования (обезвреживания) позволит избежать сопутствующих негативных последствий, в том числе и возможного солевого загрязнения (загрязнения хлорид- ионами) вследствие изъятия основной массы разлившейся нефти, что фактически ничем не подтверждено и соответственно может являться лишь предположением при своевременном проведении земляных работ на техническом этапе рекультивации земель. При этом, согласно представленным в материалы дела документам, контролирующим органом не было получено доказательств о фактическом проведении АО «Транснефть-Сибирь» мероприятий технического этапа рекультивации, с чем также согласился и суд).
Таким образом, как было указано выше, из перечисленных мероприятий технического этапа, включенных Обществом в проект рекультивации земель не следует, что в него включены работы по удалению хлорид-ионов, обнаруженных в момент выявления факта загрязнения участка, что свидетельствует о его несоответствии требованиям, установленным действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание вышеизложенное, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованным выводам о том, что АО «Транснефть-Сибирь» при осуществлении хозяйственной деятельности, не предприняло в полном объеме действий по исполнению возложенной на него обязанности (всех зависящих от него мер по их соблюдению) по рекультивации земель, в частности по выполнению мероприятий технического этапа разработанного поэтапного плана рекультивации нефтезагрязненных земель «Объект рекультивации: Земельный участок, загрязненный (нарушенный) в результате выхода нефти их криминальной несанкционированной врезки в (адрес), для ликвидации последствий аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и обеспечения восстановления земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием путем проведения технического этапа рекультивации земель, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иного из материалов дела не следует.
При этом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 вышеуказанного Кодекса, образует сам факт невыполнения требований о рекультивации земель.
В данном случае, как указано выше, объективную сторону вменяемого правонарушения, вопреки доводам жалобы, образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка путем проведения технического этапа рекультивации земель.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с указанными выводами, не усматривается.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не усматривается.
При указанных обстоятельствах, АО «Транснефть-Сибирь» правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нём отражены все сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела и необходимые для его разрешения, получил надлежащую оценку при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы представителя АО «Транснефть-Сибирь», обоснованно принят в качестве допустимых доказательств по делу.
Судьёй, дело проверено в полном объёме, решение судьи соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы была дана надлежащая правовая оценка, выводы судьи достаточным образом мотивированны, основаны на верном толковании норм права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Все доказательства по делу судьёй районного суда оценены, верно. Выводы судьи районного суда основаны на верном толковании норм права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводам жалобы дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда со ссылками на нормы права.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности АО «Транснефть-Сибирь» в совершении вмененного административного правонарушения не имеется, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Оснований для переоценки выводов должностного лица, судьи районного суда и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, суд не усматривает.
Наказание АО «Транснефть-Сибирь» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи, является обоснованным и справедливым.
Доводы жалобы не влекут отмены вынесенного по делу судебного акта, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. По существу они направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы в суде первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, не являются основанием для их изменения или отмены.
Таким образом, АО «Транснефть-Сибирь», при осуществлении хозяйственной деятельности, в нарушение вышеуказанных положений законодательства, не предприняло в полном объёме действий по исполнению возложенной на него обязанности (всех зависящих от него мер по их соблюдению) по рекультивации земель, в частности по выполнению технического этапа разработанного поэтапного плана рекультивации нефтезагрязненных земель «Объект рекультивации: Земельный участок, загрязненный (нарушенный) в результате выхода нефти их криминальной несанкционированной врезки в (адрес), для ликвидации последствий аварийного розлива нефти и нефтепродуктов и обеспечения восстановления земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием путем проведения технического этапа рекультивации земель, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, судом первой инстанции принято во внимание, что АО «Транснефть-Сибирь» предприняло определенные меры, направленные на выполнение своих обязанностей по устранению обстоятельств совершенного правонарушения (в том числе, направленных на выполнение технического этапа рекультивации земель), в связи с чем, суд первой инстанции применил к АО «Транснефть-Сибирь» положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизил размер штрафа до половины от минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
То обстоятельство, что АО «Транснефть-Сибирь» планирует окончить рекультивацию земель в сентябре 2024 года путем проведения биологического этапа рекультивации земель, не снимает обязанность с Общества по надлежащей разработке проекта рекультивации земель и надлежащему проведению работ по рекультивации земель на каждом этапе рекультивации. При этом, в соответствии с пунктом 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, завершение работ каждого этапа по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицами, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил с обязательным приложением к акту соответствующих подтверждающих документов.
Доказательств объективной невозможности соблюдения АО «Транснефть-Сибирь» указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Результаты внеплановой выездной проверки, свидетельствуют о том, что обязанность по рекультивации нарушенных земель предусмотренных техническим этапом проекта рекультивации земель, не была исполнена.
Более того, до настоящего времени АО «Транснефть-Сибирь» не представлено доказательств выполнения Обществом биологического этапа рекультивации земель.
Доводы о том, что по проведенным работам усматривается снижение загрязняющих веществ, а также что рекультивация земель в полном объеме не проведена по обстоятельства ее зависящим от Общества (якобы работы по биологическому этапу рекультивации земель могут быть проведены только в тёплое время года после схода снежного покрова, поскольку включают фитомелиоративные мероприятия, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку положения пункта 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель прямо предусматривают, что мероприятия по рекультивации земель, при отсутствии соответствующего указания в предусмотренных данным пунктом документах, должны осуществляться в срок не позднее, чем 7 месяцев, и начало течения этого срока связывается с наступлением перечисленных в этом пункте событий, то есть в данном случае со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель (По настоящему делу, в ходе судебного заседания установлено, что в результате разлива нефти из-за несанкционированной врезки в (адрес) загрязнен участок местности. АО «Транснефть-Сибирь» не оспаривается, что факт загрязнения данного участка произошел (дата)).
Кроме того, как было указано выше, проект рекультивации загрязненного земельного участка не содержит мероприятий по удалению всех загрязняющих веществ, а частности хлорид- ионов, а их обнаружение в момент проверки свидетельствует о не принятии Обществом полного объема комплекса мер направленных на восстановление загрязненного земельного участка.
С учетом изложенного, суд признает доказанным факт совершения АО «Транснефть-Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Иная оценка автором жалобы обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, является его субъективным мнением и не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судьи районного суда, незаконности вынесенных по делу решений.
Оснований для освобождения АО «Транснефть-Сибирь» от административной ответственности не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 апреля 2024 года в отношении акционерного общества «Транснефть-Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу представителя акционерного общества «Транснефть-Сибирь» Шестанова Сергея Алексеевича – без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Арзаев