Решение по делу № 2-332/2023 (2-6771/2022;) от 11.10.2022

Дело № 2-332/2023

66RS0003-01-2022-006111-35

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 22 марта 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьиЗариповой И.А., при секретаре судебного заседания Дворяниновой Н.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Саратовского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности,

установил:

Военный прокурор Саратовского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что проведенной военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации станции очистки сточных вод, инв. *** (***). Станция, расположенная по адресу: ***, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости находится в федеральной собственности. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 № 843 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Минобороны России» Станция находится в оперативном управлении у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.Проверкой установлено, что в целях обеспечения сбора и последующего слива канализационных сбросов *** структурным подразделением ФГБУ ЦЖКУ по ЦВО ЖКС 12, осуществляется эксплуатация Станции, которая по своим технологическим параметрам является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.Дополнительно проведенной в *** г. военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой с привлечением специалиста филиала № 405 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» и Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям подтверждены факты неудовлетворительного технического состояния Станции, а также факты отсутствия очистки данной Станцией сточных вод военного городка *** ***.С момента ввода сооружения в эксплуатацию (*** г.) до настоящего времени капитальный ремонт Станции, расположенной в военном городке *** не проводился. Сооружение эксплуатируется без проведения капитального ремонта 32 года.В соответствии с проведенными *** осмотрами комиссией в составе должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» и ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России установлено, что сооружение имеет значительное повреждение несущих конструкций, отмостка и фундамент сооружения имеет трещины, присутствует разрушение бетонного пола, повреждено мягкое покрытие кровли, инженерные системы Станции находятся в неработоспособном состоянии.Техническое состояние указанной Станции не отвечает требованиям, предъявляемым указанными Федеральными законами к зданиям и сооружениям, нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, создается непосредственную угрозу жизнии здоровью гражданскому персоналу Минобороны России, а также при ее эксплуатации в настоящем техническом состоянии влечет к сбросу неочищенных канализационных стоков.Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования (представление от *** исх. № ***, информация от *** исх. № ***) до настоящего времени Станция должностными лицами ПУ *** продолжает использоваться в служебных целях, на станции периодически находится технический персонал, а также ввиду ненадлежащего состояния инженерных систем Станции осуществляется ненормативное очищение канализационных вод.Таким образом, эксплуатация Станции, расположенной по адресу: *** без проведенного капитального ремонта (нового строительства) не безопасна, имеется реальная угроза обрушения его конструкций, угроза жизни и здоровью людей, находящихся в сооружении, а также, как следствие, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.На основании изложенного просит признать незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации, в части непроведения капитального ремонта (нового строительства) Станции, в течение 12 месяцев после вступления в силу решения суда обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обеспечить очистку сточных вод военного городка *** *** в соответствии с требованиями законодательства.

Определением суда приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащую очистку сточных вод в военном городке *** ***, в том числе путем нового строительства станции очистки.

Представитель истца Бунин К.А. в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской ФедерацииЧупина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что, учитывая, что станция очистки сточных вод, инв. ***, передана в оперативное управление ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем последнее согласно целям его создания и выполнения им возложенных на него обязанностей, и в силу ст. ст. 210 и 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи несет ответственность за содержание вышеуказанной станции, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту станции.Собственно финансирование проведения капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2017 года №177 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».Кроме того, именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.Так же именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации может размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Кроме того, финансирование проведения текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 года № 25 (а также ранее принятым приказом от 22 марта2017 года № 177) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Представитель ответчика филиала федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу Кобзарь Н.Б., действующий на основании доверенности, возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по надлежащему содержанию имущества, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, в том числе путем своевременной организации и проведения капитального и текущего ремонта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, не просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных созданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Согласно ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, проведенной военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации станции очистки сточных вод, инв. *** (***). Станция, расположенная по адресу: *** 2, согласно выписки из Единого государственного реестранедвижимости находится в федеральной собственности.

Проверкой установлено, что в целях обеспечения сбора и последующего слива канализационных сбросов *** структурным подразделением ФГБУ ЦЖКУ по ЦВО ЖКС 12 осуществляется эксплуатация Станции, которая по своим технологическим параметрам является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Дополнительно проведенной в *** г. военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой с привлечением специалиста филиала № 405 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» и Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям подтверждены факты неудовлетворительного технического состояния Станции, а также факты отсутствия очистки данной Станцией сточных вод военного городка *** ***.

Согласно справке Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ***7 неочищенные сточные воды военною городка *** (***-I8), поступающие на очистные сооружения, не проходят механическую и биологическую очистку на очистных сооружениях и сбрасываются на иловые площадки, с дальнейшем попаданием в биопруды, то есть при осуществлении хозяйственной деятельности в части водоотведения хозяйственно-бытовых канализационных сточных вод от военного городка *** (***) не выполняются требования, установленные частью 2 статьи 55, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российский Федерации, частью 2 статьи 34, частью 2 сткатьи 43.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, а именно необходимая очистка сточных вод от военного городка *** (***) не проводится, водоотведение осуществляется без очистки на биологических очистных сооружениях (БОС). Данный факт является нарушением требований вышеуказанных нормативно правовых актов, что предусматривает административную ответственность по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С момента ввода сооружения в эксплуатацию (*** г.) до настоящего времени капитальный ремонт Станции, расположенной в военном городке ***, не проводился. Сооружение эксплуатируется без проведения капитального ремонта 32 года.

В соответствии с проведенными *** осмотрами комиссией в составе должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» и ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России установлено, что сооружение имеет значительное повреждение несущих конструкций, отмостка и фундамент сооружения имеет трещины, присутствует разрушение бетонного пола, повреждено мягкое покрытие кровли, инженерные системы Станции находятся в неработоспособном состоянии.

Согласно акту от *** ведущим инженером отдела ГОШ и ТД «Филиала ***» ФГУП «ГВСУ ***» ***8*** проведен визуальный осмотр технического состояния очистных сооружений N® 2/600 по адресу: *** военный городок Ns 2, здание решеток типа (1 шт.) *** (тип.пр. ***) находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта (требуется замена кровли, замена дверей восстановление разрушенного пола, восстановление отмостки вокруг здания, ремонт кирпичной кладки фасада). Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены на новое. Электрооборудование вышло из строя и требует замены 100%.Водоизмерительный лоток (1 шт.) (тип.пр***) частично разрушен и требует капитального ремонта.Песколовки (2 шт.) находятся в аварийном состоянии. Металл технологического оборудования полностью сгнил от коррозии, бетон стенок песколовок имеет множественные разрушения.Распределительная камера первичных отстойников (1 шт.) (тип, пр. 902-2-260) находится в аварийном состоянии и имеет множественные разрушения бетона. Металлические конструкции полностью сгнили от коррозии. Блок емкостей (4 шт.) (тип.пр.902-2-260) находится в аварийном состоянии. Бетон стенок емкостей имеет множественные разрушения разрушения. Все металлические конструкции полностью сгнили от коррозии. Производственный корпус (1 шт.) (тип.пр.902-2-260) находится в аварийном состоянии. Стены фасада имеют множественные разрушения кирпичной кладки фасада в результате затекания воды с кровли. Кровельный порог разрушен, кровля протекает. Отмостка вокруг здания полностью разрушена. Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены. Хлораторная (1шт.) (тип.пр.902-7-2). Здание требуеткапитального ремонта. Кровля протекает и требует капитального ремонта. Отсутствует отмостка вокруг здания. Частично имеется выкрашивание кирпича на фасаде здания. Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены.Камера бытовых стоков с насосом требует капитального ремонта. Технологическое оборудование требует 100% замены. Камера опорожнения блока емкостей требует капитального ремонта.Песковая площадка требует капитального ремонта. Иловые площадки (1шт.) требуют капитального ремонта.Иловые площадки (10 шт.) требуют восстановления 100%. Биопруды требую очистки и восстановления запорных устройств 100%.Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии. Техническое состояние комплекса зданий и сооружений очистных сооружений *** по адресу: *** военный городок *** не позволяет производить очистку и обеззараживание сточных вод, сточные воды по факту сбрасываются на рельеф. Требуется разработка тактико- технического Задания на выполнение проектно- изыскательских работ для строительства новых очистных сооружений.При эксплуатации очистных сооружений существует угроза безопасности людей с учетом состояния конструкций зданий и сооружений.

В эксплуатации ЖКС *** (***) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) (далее - ЖКС ***) находится один объект ВКХ - станция очистки сточных вод, инв. ***, производительностью 7,0 тыс. м. куб./сутки, по адресу: *** *** года постройки (сброс сточных вод осуществляется в биологические пруды с естественной аэрацией, входящие в комплекс стации очистки сточных вод).

Технологический процесс очистки сточных вод нарушен ввиду разрушения очистных сооружений, помещения и оборудование морально и физически устарело и не эффективны. Технические неисправности выявлены по результатам сезонных осмотров с момента приёма- передачи ЖКС *** (***) (бывшее ЖКО *** (***) *** от ФГКУ «ПУ ТУИО» Минобороны России. Причина вызвана длительной эксплуатацией и отсутствием текущего и капитального ремонтов.

Проверочные (контрольные, инспекторские) мероприятия органами военного управления ЦВО не проводились. Ежегодно комиссией ЖКС *** (***) проводятся сезонные осмотры с составлением актов о техническом состоянии объекта. Вывод комиссии по результатам весенних осмотров - данный объект ВКХ требует нового строительства, капитальный ремонт не целесообразен.

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО в *** году разработано тактико-техническое задание (далее - ТТЗ) на проектирование и строительство очистныхсооружений инв. *** по адресу *** Которое, *** утверждено врио командующего войсками ЦВО генерал- лейтенантом М. Теплинским. ТТЗ *** направлено в Департамент строительства Минобороны России (письмо исх. ***).

По состоянию на *** в план капитального строительства очистные сооружения по адресу *** Департаментом строительства Минобороны России не включены.

Никем из лиц, участвующих в деле,не оспаривается, подтверждено вышеприведенными документами, что текущий и капитальный ремонт не целесообразен, требуется новое строительство станции.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что техническое состояние указанной Станции не отвечает требованиям, предъявляемым указанными Федеральными законами к зданиям и сооружениям, нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, создается непосредственную угроза жизнии здоровью гражданскому персоналу Минобороны России, а также при ее эксплуатации в настоящем техническом состоянии влечет к сбросу неочищенных канализационных стоков.Таким образом, эксплуатация Станции, расположенной по адресу: *** *** без нового строительства не безопасна, имеется реальная угроза обрушения его конструкций, угроза жизни и здоровью людей, находящихся в сооружении, а также, как следствие, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Определяя надлежащего ответчика по делу, который обязан произвести соответствующие работы по строительству,суд исходит из следующего.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 № 843 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Минобороны России» Станция находится в оперативном управлении у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - Устав) установлено, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 13 Устава предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 №110 «Обутверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 845 от 24.03.2017 за ФГБУ «Центральное Жилищно- Коммунальное Управление» Министерства Обороны Российской Федерации по Центральному военному округу закреплены на праве оперативного пользования объекты, станции очистки сточных вод.

Руководствуясь пунктом 2 Устава Учреждения, утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений Минобороны России № 607 от 03 марта 2017 г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из пункта 25 Устава Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечении и деятельность по эксплуатации закрепленного на праве оперативного управления (представленных в безвозмездное пользование) объектов материально - технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Согласно п. п. 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Пунктом 8 Устава определено, что Учреждение имеет филиалы, в том числе филиал по Центральному военному округу.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарныхпредприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Центрального военного округа), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения).

В силу положений постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).

Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Минобороны России возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Статьей 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Изучив представленные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации, обладающему правомочиями собственника в отношении зданий станции очистки сточных вод,лежит обязанность по строительству новых очистных сооружений и финансированию этих работ, с целью обеспечения надлежащей очистки сточных вод. Согласно уставным документам ФГБУ "ЦЖКУ" обладает полномочиями только по проведению ремонта.

Суд отклоняет как несостоятельный доводы ответчика Министерства обороны Российской Федерации о том, что ненадлежащее исполнение им своих обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания своего имущества, не нарушает прав и интересов каких-либо лиц, поскольку что доказательств, свидетельствующих о том, что обозначенные в иске объекты выведены из эксплуатации и не используются по назначению, не представлено; в ходе рассмотрения дела ответчик не заявлял ходатайств о назначении судебных экспертиз с целью установления обстоятельств, опровергающих доводы истца, иных доказательств ответчик суду также не представил.Суд также вопреки доводам представителя ответчика полагает, что вопросы определения конкретных характеристик станции, подлежащей строительству, подлежат разрешению на стадии исполнения решения с учетом объемов финансирования, выделенных на такие нужды.

При таком положении дел суд приходит к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность в срок в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по новому строительству станции очистки сточных вод в военном городке *** для обеспечения надлежащей очистки сточных вод.

При этом суд полагает, что срок в 12 месяцев является явно недостаточным с учетом особенностей бюджетного планирования,порядка и сроков выделения лимитов бюджетных средств и их утверждения на следующий год. По состоянию на текущий год денежные средства на строительство, как указывалось ранее, выделены не были.Суд полагает, что срок в 24 месяца с учетом необходимого объема работ является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора Саратовского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ИНН ***) в срок в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по новому строительству станции очистки сточных вод в военном городке *** для обеспечения надлежащей очистки сточных вод.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Зарипова

Дело № 2-332/2023

66RS0003-01-2022-006111-35

Мотивированное решение изготовлено 29.03.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 22 марта 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьиЗариповой И.А., при секретаре судебного заседания Дворяниновой Н.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Саратовского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности,

установил:

Военный прокурор Саратовского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что проведенной военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации станции очистки сточных вод, инв. *** (***). Станция, расположенная по адресу: ***, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости находится в федеральной собственности. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 № 843 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Минобороны России» Станция находится в оперативном управлении у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.Проверкой установлено, что в целях обеспечения сбора и последующего слива канализационных сбросов *** структурным подразделением ФГБУ ЦЖКУ по ЦВО ЖКС 12, осуществляется эксплуатация Станции, которая по своим технологическим параметрам является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.Дополнительно проведенной в *** г. военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой с привлечением специалиста филиала № 405 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» и Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям подтверждены факты неудовлетворительного технического состояния Станции, а также факты отсутствия очистки данной Станцией сточных вод военного городка *** ***.С момента ввода сооружения в эксплуатацию (*** г.) до настоящего времени капитальный ремонт Станции, расположенной в военном городке *** не проводился. Сооружение эксплуатируется без проведения капитального ремонта 32 года.В соответствии с проведенными *** осмотрами комиссией в составе должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» и ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России установлено, что сооружение имеет значительное повреждение несущих конструкций, отмостка и фундамент сооружения имеет трещины, присутствует разрушение бетонного пола, повреждено мягкое покрытие кровли, инженерные системы Станции находятся в неработоспособном состоянии.Техническое состояние указанной Станции не отвечает требованиям, предъявляемым указанными Федеральными законами к зданиям и сооружениям, нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, создается непосредственную угрозу жизнии здоровью гражданскому персоналу Минобороны России, а также при ее эксплуатации в настоящем техническом состоянии влечет к сбросу неочищенных канализационных стоков.Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования (представление от *** исх. № ***, информация от *** исх. № ***) до настоящего времени Станция должностными лицами ПУ *** продолжает использоваться в служебных целях, на станции периодически находится технический персонал, а также ввиду ненадлежащего состояния инженерных систем Станции осуществляется ненормативное очищение канализационных вод.Таким образом, эксплуатация Станции, расположенной по адресу: *** без проведенного капитального ремонта (нового строительства) не безопасна, имеется реальная угроза обрушения его конструкций, угроза жизни и здоровью людей, находящихся в сооружении, а также, как следствие, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.На основании изложенного просит признать незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации, в части непроведения капитального ремонта (нового строительства) Станции, в течение 12 месяцев после вступления в силу решения суда обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обеспечить очистку сточных вод военного городка *** *** в соответствии с требованиями законодательства.

Определением суда приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащую очистку сточных вод в военном городке *** ***, в том числе путем нового строительства станции очистки.

Представитель истца Бунин К.А. в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской ФедерацииЧупина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что, учитывая, что станция очистки сточных вод, инв. ***, передана в оперативное управление ФГБУ «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем последнее согласно целям его создания и выполнения им возложенных на него обязанностей, и в силу ст. ст. 210 и 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи несет ответственность за содержание вышеуказанной станции, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту станции.Собственно финансирование проведения капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 марта 2017 года №177 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».Кроме того, именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.Так же именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации может размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Кроме того, финансирование проведения текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства военного городка реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2020 года № 25 (а также ранее принятым приказом от 22 марта2017 года № 177) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Представитель ответчика филиала федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу Кобзарь Н.Б., действующий на основании доверенности, возражал против доводов, изложенных в исковом заявлении, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по надлежащему содержанию имущества, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, в том числе путем своевременной организации и проведения капитального и текущего ремонта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, не просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных созданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Согласно ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, проведенной военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации станции очистки сточных вод, инв. *** (***). Станция, расположенная по адресу: *** 2, согласно выписки из Единого государственного реестранедвижимости находится в федеральной собственности.

Проверкой установлено, что в целях обеспечения сбора и последующего слива канализационных сбросов *** структурным подразделением ФГБУ ЦЖКУ по ЦВО ЖКС 12 осуществляется эксплуатация Станции, которая по своим технологическим параметрам является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Дополнительно проведенной в *** г. военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверкой с привлечением специалиста филиала № 405 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» и Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям подтверждены факты неудовлетворительного технического состояния Станции, а также факты отсутствия очистки данной Станцией сточных вод военного городка *** ***.

Согласно справке Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ***7 неочищенные сточные воды военною городка *** (***-I8), поступающие на очистные сооружения, не проходят механическую и биологическую очистку на очистных сооружениях и сбрасываются на иловые площадки, с дальнейшем попаданием в биопруды, то есть при осуществлении хозяйственной деятельности в части водоотведения хозяйственно-бытовых канализационных сточных вод от военного городка *** (***) не выполняются требования, установленные частью 2 статьи 55, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российский Федерации, частью 2 статьи 34, частью 2 сткатьи 43.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, а именно необходимая очистка сточных вод от военного городка *** (***) не проводится, водоотведение осуществляется без очистки на биологических очистных сооружениях (БОС). Данный факт является нарушением требований вышеуказанных нормативно правовых актов, что предусматривает административную ответственность по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С момента ввода сооружения в эксплуатацию (*** г.) до настоящего времени капитальный ремонт Станции, расположенной в военном городке ***, не проводился. Сооружение эксплуатируется без проведения капитального ремонта 32 года.

В соответствии с проведенными *** осмотрами комиссией в составе должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» и ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России установлено, что сооружение имеет значительное повреждение несущих конструкций, отмостка и фундамент сооружения имеет трещины, присутствует разрушение бетонного пола, повреждено мягкое покрытие кровли, инженерные системы Станции находятся в неработоспособном состоянии.

Согласно акту от *** ведущим инженером отдела ГОШ и ТД «Филиала ***» ФГУП «ГВСУ ***» ***8*** проведен визуальный осмотр технического состояния очистных сооружений N® 2/600 по адресу: *** военный городок Ns 2, здание решеток типа (1 шт.) *** (тип.пр. ***) находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта (требуется замена кровли, замена дверей восстановление разрушенного пола, восстановление отмостки вокруг здания, ремонт кирпичной кладки фасада). Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены на новое. Электрооборудование вышло из строя и требует замены 100%.Водоизмерительный лоток (1 шт.) (тип.пр***) частично разрушен и требует капитального ремонта.Песколовки (2 шт.) находятся в аварийном состоянии. Металл технологического оборудования полностью сгнил от коррозии, бетон стенок песколовок имеет множественные разрушения.Распределительная камера первичных отстойников (1 шт.) (тип, пр. 902-2-260) находится в аварийном состоянии и имеет множественные разрушения бетона. Металлические конструкции полностью сгнили от коррозии. Блок емкостей (4 шт.) (тип.пр.902-2-260) находится в аварийном состоянии. Бетон стенок емкостей имеет множественные разрушения разрушения. Все металлические конструкции полностью сгнили от коррозии. Производственный корпус (1 шт.) (тип.пр.902-2-260) находится в аварийном состоянии. Стены фасада имеют множественные разрушения кирпичной кладки фасада в результате затекания воды с кровли. Кровельный порог разрушен, кровля протекает. Отмостка вокруг здания полностью разрушена. Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены. Хлораторная (1шт.) (тип.пр.902-7-2). Здание требуеткапитального ремонта. Кровля протекает и требует капитального ремонта. Отсутствует отмостка вокруг здания. Частично имеется выкрашивание кирпича на фасаде здания. Технологическое оборудование полностью вышло из строя и требует замены.Камера бытовых стоков с насосом требует капитального ремонта. Технологическое оборудование требует 100% замены. Камера опорожнения блока емкостей требует капитального ремонта.Песковая площадка требует капитального ремонта. Иловые площадки (1шт.) требуют капитального ремонта.Иловые площадки (10 шт.) требуют восстановления 100%. Биопруды требую очистки и восстановления запорных устройств 100%.Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии. Техническое состояние комплекса зданий и сооружений очистных сооружений *** по адресу: *** военный городок *** не позволяет производить очистку и обеззараживание сточных вод, сточные воды по факту сбрасываются на рельеф. Требуется разработка тактико- технического Задания на выполнение проектно- изыскательских работ для строительства новых очистных сооружений.При эксплуатации очистных сооружений существует угроза безопасности людей с учетом состояния конструкций зданий и сооружений.

В эксплуатации ЖКС *** (***) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) (далее - ЖКС ***) находится один объект ВКХ - станция очистки сточных вод, инв. ***, производительностью 7,0 тыс. м. куб./сутки, по адресу: *** *** года постройки (сброс сточных вод осуществляется в биологические пруды с естественной аэрацией, входящие в комплекс стации очистки сточных вод).

Технологический процесс очистки сточных вод нарушен ввиду разрушения очистных сооружений, помещения и оборудование морально и физически устарело и не эффективны. Технические неисправности выявлены по результатам сезонных осмотров с момента приёма- передачи ЖКС *** (***) (бывшее ЖКО *** (***) *** от ФГКУ «ПУ ТУИО» Минобороны России. Причина вызвана длительной эксплуатацией и отсутствием текущего и капитального ремонтов.

Проверочные (контрольные, инспекторские) мероприятия органами военного управления ЦВО не проводились. Ежегодно комиссией ЖКС *** (***) проводятся сезонные осмотры с составлением актов о техническом состоянии объекта. Вывод комиссии по результатам весенних осмотров - данный объект ВКХ требует нового строительства, капитальный ремонт не целесообразен.

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО в *** году разработано тактико-техническое задание (далее - ТТЗ) на проектирование и строительство очистныхсооружений инв. *** по адресу *** Которое, *** утверждено врио командующего войсками ЦВО генерал- лейтенантом М. Теплинским. ТТЗ *** направлено в Департамент строительства Минобороны России (письмо исх. ***).

По состоянию на *** в план капитального строительства очистные сооружения по адресу *** Департаментом строительства Минобороны России не включены.

Никем из лиц, участвующих в деле,не оспаривается, подтверждено вышеприведенными документами, что текущий и капитальный ремонт не целесообразен, требуется новое строительство станции.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что техническое состояние указанной Станции не отвечает требованиям, предъявляемым указанными Федеральными законами к зданиям и сооружениям, нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, создается непосредственную угроза жизнии здоровью гражданскому персоналу Минобороны России, а также при ее эксплуатации в настоящем техническом состоянии влечет к сбросу неочищенных канализационных стоков.Таким образом, эксплуатация Станции, расположенной по адресу: *** *** без нового строительства не безопасна, имеется реальная угроза обрушения его конструкций, угроза жизни и здоровью людей, находящихся в сооружении, а также, как следствие, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Определяя надлежащего ответчика по делу, который обязан произвести соответствующие работы по строительству,суд исходит из следующего.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 № 843 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Минобороны России» Станция находится в оперативном управлении у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - Устав) установлено, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 13 Устава предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 №110 «Обутверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 845 от 24.03.2017 за ФГБУ «Центральное Жилищно- Коммунальное Управление» Министерства Обороны Российской Федерации по Центральному военному округу закреплены на праве оперативного пользования объекты, станции очистки сточных вод.

Руководствуясь пунктом 2 Устава Учреждения, утвержденного приказом Директора департамента имущественных отношений Минобороны России № 607 от 03 марта 2017 г., учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

Исходя из пункта 25 Устава Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечении и деятельность по эксплуатации закрепленного на праве оперативного управления (представленных в безвозмездное пользование) объектов материально - технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Согласно п. п. 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.

Пунктом 8 Устава определено, что Учреждение имеет филиалы, в том числе филиал по Центральному военному округу.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарныхпредприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Центрального военного округа), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения).

В силу положений постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).

Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Минобороны России возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Статьей 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Изучив представленные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации, обладающему правомочиями собственника в отношении зданий станции очистки сточных вод,лежит обязанность по строительству новых очистных сооружений и финансированию этих работ, с целью обеспечения надлежащей очистки сточных вод. Согласно уставным документам ФГБУ "ЦЖКУ" обладает полномочиями только по проведению ремонта.

Суд отклоняет как несостоятельный доводы ответчика Министерства обороны Российской Федерации о том, что ненадлежащее исполнение им своих обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания своего имущества, не нарушает прав и интересов каких-либо лиц, поскольку что доказательств, свидетельствующих о том, что обозначенные в иске объекты выведены из эксплуатации и не используются по назначению, не представлено; в ходе рассмотрения дела ответчик не заявлял ходатайств о назначении судебных экспертиз с целью установления обстоятельств, опровергающих доводы истца, иных доказательств ответчик суду также не представил.Суд также вопреки доводам представителя ответчика полагает, что вопросы определения конкретных характеристик станции, подлежащей строительству, подлежат разрешению на стадии исполнения решения с учетом объемов финансирования, выделенных на такие нужды.

При таком положении дел суд приходит к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность в срок в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по новому строительству станции очистки сточных вод в военном городке *** для обеспечения надлежащей очистки сточных вод.

При этом суд полагает, что срок в 12 месяцев является явно недостаточным с учетом особенностей бюджетного планирования,порядка и сроков выделения лимитов бюджетных средств и их утверждения на следующий год. По состоянию на текущий год денежные средства на строительство, как указывалось ранее, выделены не были.Суд полагает, что срок в 24 месяца с учетом необходимого объема работ является обоснованным и разумным.

Изменение срока исполнения решения суда с учетом финансовых возможностей ответчиков и характера работ возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора Саратовского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ИНН ***) в срок в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести работы по новому строительству станции очистки сточных вод в военном городке *** для обеспечения надлежащей очистки сточных вод.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Зарипова

2-332/2023 (2-6771/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Саратовского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Другие
Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
17.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2022Предварительное судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее