Судья суда 1 инстанции Дело № 33-76/2020
Медникова А.В. № 2-116/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 14 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Принцева С.А.,
судей Малова Д.В., Зиновьева А.С.,
при секретаре Корегиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Балашова Евгения Вячеславовича на решение Билибинского районного суда от 24 октября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Балашова Евгения Вячеславовича к АО «Концерн Росэнергоатом» об обязании представить документы для решения вопроса в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда РФ по Билибинскому району о назначении досрочной пенсии за работу во вредных условиях труда - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Зиновьева А.С., судебная коллегия
установила:
Балашов Е.В. обратился в Билибинский районный суд с иском к филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» о возложении на ответчика обязанности предоставить ему документы для решения вопроса в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда РФ по Билибинскому району о назначении ему досрочной пенсии за работу во вредных условиях труда.
В обоснование требований указал, что с 14 февраля 2005 года по 29 сентября 2019 года состоял в трудовых отношениях с филиалом «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» в должностях начальника отделения отдельной команды ведомственной охраны, инспектора оперативного подразделения службы безопасности, инженера по управлению системой контроля и управления доступом службы безопасности.
В июне 2019 года истец взял отпуск с последующим увольнением и принял решение переехать в ЦРС на постоянное место жительства. В настоящее время является пенсионером МВД. Размер пенсии при условии проживания на Крайнем Севере составляет 23 000 руб., после выезда в ЦРС будет снижен в два раза. В связи с этим истец решил выбрать пенсию за работу во вредных условиях труда, право на которую, по мнению истца, он заработал за время работы на Билибинской АЭС.
Работодатель отказал истцу в предоставлении справки о стаже работы во вредных условиях труда, мотивируя тем, что осуществление физической защиты объекта не относится к технологическому процессу, в котором участвуют другие работники станции, которым положена пенсия за работу во вредных условиях труда, а также тем, что сотрудники оперативного отдела службы безопасности не указаны в Списке № 1, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии, раздела «Атомная энергетика и промышленность, подраздела 25 «Работы в условиях радиационной и бериллиевой вредности».
Вместе с тем с 27 декабря 2007 года его постоянное рабочее место находилось в зоне контролируемого доступа на отм. +10.2 «помещения центрального пункта управления оперативного отдела службы безопасности». Зона контролируемого доступа – это производственные помещения атомной станции, в которых на персонал (группы А) могут воздействовать радиационные факторы, сотрудники оперативного отдела службы безопасности проводят 100% рабочего времени в зоне контролируемого доступа, то есть во вредных условиях. В Списке № 1 нет должности сотрудников оперативного отдела службы безопасности, так как рабочее место сотрудников оперативного отдела службы безопасности находится в зоне контролируемого доступа только на Билибинской АЭС.
Кроме того, сотрудники оперативного отдела службы безопасности, как и сотрудники, работающие с техногенными источниками излучения (группа А), ежегодно сдают экзамены по радиационной безопасности, ежегодно проходят медицинскую комиссию с предъявляемыми требованиями к здоровью, как и к сотрудникам станции по Списку № 1, ежегодно получают дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых указано на наличие работы во вредных условиях, ежегодно получают доплаты за работу во вредных условиях.
На Билибинской АЭС проводились работы оценочной комиссии рабочих мест, в которых не могло быть не указано, что на работников оперативного отдела службы безопасности могут оказывать влияние вредные производственные факторы, а сами работы производятся во вредных условиях труда, в зоне контролируемого доступа.
Периодически он и другие работники привлекались к радиационно-опасным работам. Факт работы во вредных условиях труда отражен в записях в его трудовой книжке, работодатель в течение его трудовой деятельности во вредных условиях труда делал соответствующие перечисления в Пенсионный фонд и предоставлял информацию о нём, как о сотруднике, относящемся к Списку № 1.
Определением суда от 16 сентября 2019 года ненадлежащий ответчик филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» заменен на надлежащего – АО «Концерн Росэнергоатом».
Протокольным определением суда от 9 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Билибинскому району Чукотского АО.
Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Балашов Е.В., не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик АО «Концерн Росэнергоатом», полагая доводы жалобы несостоятельными, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения, просит отказать в её удовлетворении.
Истец, ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне ответчика Управление Пенсионного фонда РФ по Билибинскому району Чукотского АО, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы и доводы возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Балашова Е.В., суд первой инстанции исходил из того, что Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список № 1), не предусмотрена выполняемая истцом работа в должностях инспектора службы безопасности и инженера по системам контроля и управлению доступом службы безопасности Билибинской АЭС в качестве работы, дающей право на льготную пенсию, так как она не связана с эксплуатацией, ремонтом и наладкой технологического оборудования, приборов технологического и радиационного контроля, с работой по выводу из эксплуатации атомных реакторов различного назначения и атомных станций в условиях радиационной вредности, не связана с организацией и ведением технологического процесса, а также с ремонтом, наладкой и реконструкцией технологического оборудования в условиях полного рабочего дня.
В связи с этим суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у работодателя обязанности предоставить истцу справку, уточняющую особый характер его работы или условий труда и подтверждающую его постоянную занятость на работе, дающей право на назначение ему льготной пенсии.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а довод апелляционной жалобы Балашова А.В. о том, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что с 2007 года его постоянное рабочее место находилось в зоне контролируемого доступа, то есть во вредных условиях, где и происходят технологические процессы, находит заслуживающим внимания.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1 под кодом 12425000-17541 раздела XXIV «Атомные энергетика и промышленность» подраздела 25 «Работы в условиях радиационной и бериллиевой вредности» предоставляется руководителям и специалистам производств, цехов, шахт и рудников, занятым организацией и ведением технологического процесса, а также ремонтом, наладкой и реконструкцией технологического оборудования полный рабочий день в условиях радиационной вредности.
Подпунктом «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судом первой инстанции установлено, что по результатам аттестации рабочих мест за 2007, 2011 годы и специальной оценки условий труда за 2014 год рабочие места инспектора оперативного отдела службы безопасности и инженера по управлению системой контроля и управления доступом оперативного отдела службы безопасности по степени вредности условий труда по заключению эксперта классифицированы как «вредные» (подкласс 3.2, 3.3); установленная степень вредности соответствует условиям труда, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1, в связи с чем указанные рабочие места были включены филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» в Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых даёт право застрахованным лицам на досрочное назначение пенсии; ответчик в период с 2007 по 2014 годы представлял в Пенсионный фонд РФ отчетность для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с отражением в данных о стаже кода особых условий труда, соответствующего занятости Балашова Е.В. в работах по Списку № 1; ответчик ежегодно заключал с Балашовым Е.В. дополнительные соглашения о работе во вредных условиях.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что выполняемая истцом работа по должностям инспектора оперативного отдела службы безопасности и инженера по управлению системами контроля и управлению доступом оперативного отдела службы безопасности напрямую не связана с организацией и ведением технологического процесса, ремонтом, наладкой и реконструкцией технологического оборудования, то есть с категорией работ, указанных в Списке № 1 и дающих право на льготную пенсию, суду первой инстанции следовало учесть, что определяющим фактором в рассматриваемой им правовой ситуации является факт проведения истцом 100% своего рабочего времени на рабочем месте, находящемся в зоне контролируемого доступа, то есть осуществления работником работы (своей трудовой функции) во вредных условиях (в условиях радиационной вредности) в зоне осуществления технологического процесса работы атомной станции, соответствующих условиям труда работников, непосредственно выполняющих работы, связанные с организацией и ведением технологического процесса на Билибинской АЭС.
Суд также необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что такое размещение рабочих мест сотрудников оперативного отдела службы безопасности характерно только для Билибинской АЭС, как экспериментальной станции.
Все эти обстоятельства, вопреки выводам суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, являются достаточными для возложения на работодателя обязанности выдать истцу справку, подтверждающую выполнение им работ, дающих право на назначение льготной пенсии.
Неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела являются в силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Билибинского районного суда от 24 октября 2019 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое требование Балашова Е.В. удовлетворить.
Обязать АО «Концерн Росэнергоатом» выдать Балашову Евгению Вячеславовичу документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу во вредных условиях труда.
Апелляционную жалобу истца Балашова Е.В. удовлетворить.
Председательствующий С.А. Принцев
судьи Д.В. Малов
А.С. Зиновьев