Решение по делу № 33а-7025/2021 от 20.05.2021

Судья Вожжова Т.Н. Дело № 33а-7025/2021

УИД 24RS0041-01-2019-007410-73

3.020а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Малякина А.В.,

судей: Мирончика И.С., Лоншаковой Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

Дорошковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Хохловой Ирины Владимировны к Департаменту муниципальных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя Хохловой И.В. - Курсовой Е.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярка от 12 марта 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Алексеенко Евгении Александровны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хохлова И.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просила суд признать незаконным отказ административного ответчика в формировании земельного участка, выраженный в ответе от 09.10.2019 г. № 16499, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушения прав и законных интересов административного истца, путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева д. 26.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, д. 26, кв. 28. Земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом не сформирован. Жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100174:229, на котором также расположены многоквартирные дома № 24 и 24 «А» по ул. Карбышева. Собственники жилого дома № 26 по ул. Карбышева в настоящее время право собственности на земельный участок, на котором расположен их дом, не имеют, в связи с чем, лишены возможности осуществлять благоустройство придомовой территории. Полагает, что отказ административного ответчика в формировании земельного участка под жилым многоквартирным домом по мотиву отсутствия проекта межевания участка с кадастровым номером 24:50:0100174:229 является незаконным, нарушающим права и интересы административного истца.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Хохловой И.В. – Курсова Е.В. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указала, что земельный участок как объект общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 26 по ул. Карбышева, до настоящего времени органами местного самоуправления не образован (не сформирован), не поставлен на государственный кадастровый учет, не передан безвозмездно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме. Образование одного земельного участка для нескольких многоквартирных жилых домов лишает собственников помещений многоквартирного дома № 26 права самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться земельным участком, например, в случае благоустройства дворовой территории, а также создает ситуацию неопределенности в вопросе установления границ ответственности управляющих компаний, эксплуатирующих указанные многоквартирные жилые дома. Административный ответчик свою обязанность по формированию земельного участка под жилым домом № 26 по ул. Карбышева до настоящего времени не исполнил.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителя административного истца Курсову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100174:229 сформирован 30 декабря 2010 года, в связи с чем, земельный участок непосредственно под домом административного истца может быть образован только в результате раздела уже существующего земельного участка, а потому формирование земельного участка под многоквартирным домом не может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы по формированию земельных участков, целью которой является формирование несформированных земельных участков в рамках ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Как указал суд первой инстанции, государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельных участков, находящихся в собственности, осуществляется в соответствии с межевым планом, подготовка которого выполняется в ходе проведения кадастровых работ за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ решение о пределах использования земельного участка под многоквартирным жилым домом относится к компетенции общего собрания).

Кроме того, суд принял во внимание, что административным истцом не соблюдены требования ст. 11.3 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым решение об образовании земельного участка (при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков) принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков, на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 сентября 2019 года Хохлова И.В., как собственник квартиры № 28 в доме 26 по ул. Карбышева в г. Красноярске, обратилась в Департамент муниципальных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, 26.

09 октября 2019 года Департамент муниципальных отношений администрации г. Красноярска вынес отказ в форме письма, в котором указывалось, что согласно данным Единой муниципальной геоинформационной системы указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100174:229, который был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 30 декабря 2010 года.

Как следует из кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100174:229, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение многоквартирных домов, последний поставлен на учет по заявлению Департамента муниципальных отношений администрации г. Красноярска от 23 декабря 2010 года в соответствии с межевым планом от 03 ноября 2010 года, составленным ООО «Институт Сибакадемкадастрпроект», площадью 10634 кв.м. +/- 36 кв.м. Как следует из схемы расположения земельного участка в его границах находится три многоквартирных дома – 24, 24 А и 26 по ул. Карбышева г. Красноярска.

Земельный участок, занимаемый многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, д. 26, находится в составе поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100174:229, занимаемого тремя домами, а поэтому образование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом 26, должно осуществляться путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100174:229.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, считает их ошибочными, поскольку они противоречат обстоятельствам по делу и нормам материального права.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 189-ФЗ) закреплен специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами Градостроительного кодекса Российской Федерации, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе № 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона № 189-ФЗ, следовательно, административный истец, как собственник помещения в многоквартирном доме, вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

Вместе с тем, из материалов дела, а также содержания ответа на обращение административного истца, следует, что орган местного самоуправления в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не выполнил требования действующего законодательства по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, дом № 26, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом формирование административным ответчиком без какого-либо достаточного обоснования и требований закона земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100174:229 под тремя многоквартирными домами не может свидетельствовать о выполнении требований закона по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. Карбышева, дом № 26. При этом административным ответчиком не представлены доказательства невозможности формирования отдельного земельного участка под многоквартирным домом по ул. Карбышева, д. 26, и необходимости формирования земельного участка одновременно под тремя многоквартирными домами.

Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, что служит основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения о признании незаконным решения административного ответчика 09.10.2019 г., № Х-16499, об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, д. 26, для предоставления в общую долевую собственность.

Учитывая, что вопрос о формировании земельного участка, занятого указанным многоквартирным домом, относится к компетенции административного ответчика, судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Хохловой И.В. о формировании земельного участка под многоквартирным домом по ул. Карбышева, д. 26.

По мнению судебной коллегии, двадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого необходимо подготовить и направить Хохловой И.В. ответ на ее обращение, отвечает требованиям разумности с учетом всех обстоятельств по делу.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ судебная коллегия считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения суда в суд первой инстанции и административному истцу.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 12 марта 2021 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 09.10.2019 года, № Х-16499, об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Карбышева, д. 26, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Хохловой Ирины Владимировны о формировании земельного участка под указанным домом.

Возложить обязанность на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщить административному истцу Хохловой И.В. и Октябрьскому районному суду г. Красноярска об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7025/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Хохлова Ирина Владимировна
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска
Другие
Курсова Екатерина Владимировна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Мирончик Илья Сергеевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2021Передано в экспедицию
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее