Дело № 2а-194/2019 года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Классен Сергея Николаевича к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
Установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указывая на то, что он является гражданином, осуществившим инвестирование денежных средств в строительство жилого дома, по адресу: <адрес> составе жилого комплекса «Восточный», возводимого на земельном участке с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, при этом вступил в ЖСК «АВРОРА» с единственной целью получения квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме, по адресу: <адрес>, тип справа. Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены своевременно, надлежащим образом и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся Договор купли-продажи будущей недвижимости № № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК «АВРОРА» и АО «СУ-155».Право требования им указанного жилого помещения подтверждается Договором об участии в ЖСК № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ЖСК «АВРОРА» принял на себя обязательства по участию в инвестировании строительства указанного выше жилого дома. ЖСК «АВРОРА» был создан до даты применения изменений в ч. 3 ст. 110 ЖК РФ и вправе привлекать денежные средства граждан в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье при строительстве жилых домов, не выступая при этом в качестве застройщика. Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома являлось АО «СУ-155». Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № в отношении АО «СУ-155» введена процедура наблюдения, применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на ФИО3, члена СРО ААУ «Евросиб». До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «СУ-155» посредством участия в достройке объектов АКБ «Российский капитал» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «СУ-155» должно было быть завершено не позднее конца 2018 года.. С целью организации строительства объектов группы компаний «СУ-155», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «Российский капитал» (ПАО) создано ООО «РК Строй». В декабре 2015 года в зону ответственности АКБ «Российский капитал» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «СУ-155» в 14 регионах России. Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №-ПРП-ММ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с письмом заместителя председателя Правительства Московской области ФИО4 о целесообразности передачи ЗАО «Стройпромавтоматика» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «СУ-155» в г.о. Звенигород, была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО «Стройпромавтоматика», с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «Су-155»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «СУ-155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» был подписан соответствующий договор аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация. В настоящий момент права застройщика (ЗАО «Стройавтомоатика») подтверждается договором аренды земельных участков б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на указанные выше обстоятельства Главное управление государственного строительного надзора Московской области (Главгосстройнадзор) Московской области отказал ему во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства мнгоквартирных домов и чьи права нарушены, утв. приказом Минстроя России №/пр от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя это тем, что он не соответствует одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных п. 2 приложения № к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина-участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ № 214-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ во включении его в реестр пострадавших граждан нарушает предоставленное ему законом право быть включенным в этот реестр, поскольку хоть ЗАО «Стройпромавтоматика» денежных средств граждан не привлекал, однако, отсутствие финансирования и возобновления строительства объектов, не соответствует критериям обеспечения достройки объектов и передачи квартир клиентам СУ-155, лишает его объеме государственной поддержки, наравне с лицами, включенными в реестр, что недопустимо.
Административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении его в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр; обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить его в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о слушание дела извещен надлежащим образом (л.д. 107).
Представитель административного ответчика Главное управление государственного строительного надзора Московской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что решением Комиссии Главного государственного строительного надзора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан, в связи с несоответствием одному из критериев, установленных п. 2 приложения № к Приказу: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина-участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось, на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ № 214-ФЗ, тогда как между ФИО1 и ЖСК «АВРОРА» заключен договор об участии в ЖСК №/Ж03018-З-9 от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, неявившегося в судебное заседание, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлениях от 06.06.1995 года № 7-П и от 13.06.1996 года № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции РФ, оказалось бы существенно ущемленным. Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.
Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ № 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок - секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года), даны следующие разъяснения по спорному вопросу.
Положения части 2 статьи 110 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федеральных законов от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ), устанавливающие, что жилищный кооператив и жилищно-строительный кооператив при реконструкции жилого дома в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступают в качестве застройщика, применяются к жилищным кооперативам и жилищно-строительным кооперативам при получении ими разрешения на строительство после дня вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ.
С 1 декабря 2011 года согласно ч. 3 ст. 110 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Кроме того, в Обзоре Верховного Суда РФ указано, что уже после введения запрета, предусмотренного частью 2.1 статьи 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", привлечение денежных средств граждан для строительства продолжает осуществляться посредством иных сделок, совершаемых без учета требований названного Федерального закона: заключения договоров купли-продажи жилого помещения в объекте строительства; заключения предварительных договоров участия в долевом строительстве; заключения предварительных договоров купли-продажи жилого помещения в объекте строительства; заключения договоров займа, обязательства по которому в части возврата суммы займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) после завершения его строительства в собственность; внесения денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества) с последующей передачей жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) после завершения его строительства в собственность; заключения договоров простого товарищества в целях осуществления строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) с последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность; выдачи векселя для последующей оплаты им жилого помещения в многоквартирном доме (ином объекте недвижимости); заключения договоров инвестирования строительства; заключения иных договоров, связанных с передачей гражданином денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность.
Согласно п. 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утв. президиумом Верховного суда РФ от 04.12.2013 года, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виде договор участия в долевом строительстве. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла отражение в определении Верховного суда РФ от 20.07.2016 года № 46-КГ 16-5.
При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу ч. 2 ст. 23 вышеуказанного Закона, Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Федеральным законом от 18.12.2013 года № 414-ФЗ внесены изменения в ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и установлено, что контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», утверждены критерии отнесения граждан, отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а также установлены правила ведения реестра пострадавших граждан. Согласно п.п. 2,3 приказа Минстроя России № 560/пр его действие распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу указанного приказа, а именно с 30.06.2017 года.
Согласно п. 1 Правил приложения № 2 к Приказу Минстроя от 12.08.2016 года № 560/пр, формирование и ведение реестра пострадавших в соответствии со ст. 23 ФЗ № 214-ФЗ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года № 1049/45 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительного комплекса Московской области», Положение о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области и в некоторые нормативные правовые акты Московской области» полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости переданы Главному управлению государственного строительного надзора Московской области.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона Московской области № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, в пределах своих полномочий и в соответствии с установленными на основании законодательства РФ критериями и правилами признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с пп. 12.12 п. 12 Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 года № 270/9 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» к компетенции Главного управления относится признание в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение реестра таких граждан.
В силу п. 1 приложения № 1 Приказа Минстроя от 12.08.2016 года № 560/пр критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан.
В соответствии с п. 6 приложения № 2 Приказа Минстроя от 12.08.2016 года № 560/пр к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
П. 8 приложения № 2 Приказа Минстроя от 12.08.2016 года № 560/пр решение о включении заявителя в реестр принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления. Контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении заявителя в реестр направляет в его адрес уведомление о принятом решении (приложение N 3 к настоящим Правилам). В случае необходимости получения контролирующим органом сведений, необходимых для принятия решения и подлежащих включению в реестр, срок принятия решения может быть продлен контролирующим органом не более одного раза на срок до 14 рабочих дней, о чем в адрес заявителя в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о принятом решении.
Согласно п. 10 приложения № 2 к Приказу от 12.08.2016 года Минстроя № 560/пр заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п. 2 приложения № 1 к Приказу Минстроя от 12.08.2016 года № 560/пр критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
3. Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 Правил, включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п. 2 Критериев. Предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 года № 645, правила устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за 4 квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания 4 квартала. Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за недостоверность сведений, представляемых в отчетности и нарушение сроков её представления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «АВРОРА», именуемым «ЖСК» и ФИО1, именуемым «пайщик», заключен Договор об участии в ЖСК №/Ж03018-З-9, по условиям которого пайщик с целью приобретения прав на жилое помещение в виде отдельной квартиры, основные характеристики которой указаны в п. 1.5 настоящего Договора, вступил в ЖСК, заключивший Договор купли-продажи будущей недвижимости № № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «СУ-155» о приобретении квартир в жилом доме, расположенном по строительному адресу: <адрес>. Подписав настоящий договор, пайщик выражает согласие и присоединяется к единым условиям членства в ЖСК, изложенным в уставе ЖСК, с которым он ознакомлен заранее. После завершения строительства жилого дома, получения разрешения на его ввод в эксплуатацию и при условии выполнения пайщиком обязательств по внесению паевого взноса в полном объеме, что подтверждается справкой о выплате паевого взноса, пайщик приобретает право на оформление в собственность квартиры, расположенной в жилом доме по строительному адресу: <адрес>, имеющей следующие проектные характеристики: 1-комнатная квартира, расположена на 9-ом этаже, секция №, условный №, тип справа, проектной площадью (с учетом балкона и/или лоджии) всех помещений 38 кв.м. (п. 1.5 Договора). Ориентировочный срок передачи квартиры по акту приема-передачи 4 квартал 2015 года (п. 1.6 Договора). Общий размер взносов, подлежащих внесению пайщиком для получения квартиры составляет 1 999 757 руб. 08 коп. и включает в себя: вступительный взнос, в размере 299 963 руб. 56 коп.; паевый взнос, в размере 1 699 793 руб. 52 коп. (п. 2.1 Договора) (л.д. 11-22).
ФИО1 выполнял обязательства по оплате Договора об участии в ЖСК №9 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-33, 71-104).
Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «СУ-155» введена процедура банкротства-наблюдение, временным управляющим утвержден член СРО ААУ ЕВРОСИБ ФИО6
Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ годазаявление участника строительства ФИО1 принято к производству Арбитражного суда <адрес>. Должнику и временному управляющему предлагается письменно изложить свою позицию по требованию, в том числе по сроку его предъявления (л.д. 35-36).
Согласно Уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения заявления представленного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о включении в реестр пострадавших граждан, руководствуясь п. 7 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, Комиссией Главного государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан принято решение об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ПК-26), в связи с несоответствием одному из критериев, установленных п. 2 приложения № к Приказу: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина-участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось, на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ № 214-ФЗ (л.д. 34).
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Главному управлению государственного строительного надзора <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик неправомерно отказал административному истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующему критерию п. 2 приложения № к Приказу Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> и условия Договора об участии в ЖСК №/Ж03018-З-9 от ДД.ММ.ГГГГ направлены на привлечение денежных средств ФИО1, связаны с возникновением права собственности административного истца на жилое помещение в многоквартирном доме. Форма и содержание договора, заключенного ФИО1 подтверждает, что он был совершен с целью приобретения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию и на него распространяется действие ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Застройщик, привлекший денежные средства для строительства многоквартирного дома, на дату рассмотрения иска просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок, а также на дату обращения в суд, не построил, квартира в собственность истцу не передана. Неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов является критерием по признанию гражданина пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Таким образом, из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ № ░░-26 ░░ ░░.░░.░░░░).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░