дело № 3а-111/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2019 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Коломиец Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова К.А. к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Макаров К.А., действуя через представителя Кузьмина А.В., обратился в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником следующих объектов недвижимости:
- помещения № с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 424 кв.м;
- помещения № с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 416,1 кв.м.
Данные помещения расположены по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость этих объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в следующих размерах (соответственно): 6 221 703,92 руб. и 6 105 780,66 руб.
Между тем согласно отчетам №, составленным ООО «Региональный центр оценки» (оценщик ФИО9), рыночная стоимость объектов недвижимости на указанную дату составляет 650 000 руб. и 638 000 руб.
Таким образом, размер кадастровой стоимости объектов недвижимости завышен по сравнению с их реальной рыночной стоимостью, что затрагивает права и интересы административного истца как плательщика налогов.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.
По ходатайству представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ФИО10 и с согласия представителя административного истца Макарова К.А. – Кузьмина А.В. процессуальное положение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области изменено с административного ответчика на заинтересованное лицо.
В судебном заседании представитель административного истца Макарова К.А. – Кузьмин А.В. административные исковые требования поддержал. Административный истец Макаров К.А. в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области ФИО11 не возражала против заявленных требований.
Представители административных ответчиков администрации Костромской области и Управления Росреестра по Костромской области, представители заинтересованных лиц администрации городского поселения город Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО12 изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Макаров К.А. с 2016 года является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 424 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> помещение № /том 2 л.д. 7-10/;
- нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 416,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> помещение №/том 2 л.д. 13-16/.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года утверждена в следующих размерах: 6 221 703,92 руб. и 6 105 780,66 руб. соответственно /том 2 л.д. 11-12, 17-18/.
В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств Макарова К.А., а, следовательно, затрагивают его права.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчеты №, составленные ООО «Региональный центр оценки» (оценщик ФИО14). В отчете № рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 650 000 руб. /том 1 л.д. 22-130/. В отчете № рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 638 000 руб. /том 1 л.д. 131-238/.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков ООО «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Выводы отчетов об оценке рыночной стоимости подтверждены оценщиком ФИО15 при допросе в качестве свидетеля в судебном заседании.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований.
Административное исковое заявление поступило в суд 26 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 424 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, помещение №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 416,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> помещение №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 638 000 (шестьсот тридцать восемь тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 26 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов