КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Полякова Т.П. 33а-14337/2017 А-015а
30 октября 2017 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Жуля А.В.
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.
административное дело по административному иску Кулевой Ольги Владимировны к МУ МВД России «Красноярское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 9 МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Кулевой О.В.,
на решение суда Центрального района города Красноярска от 23 августа 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Кулевой Ольги Владимировны к МУ МВД России «Красноярское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 9 МУ МВД России «Красноярское» о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, возложении обязанности – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кулева О.В. обратилась в суд с административным иском к МУ МВД России «Красноярское», отделу по вопросам миграции отдела полиции № 9 МУ МВД России «Красноярское», в котором просила признать незаконным и отменить решение, изложенное в письме от <дата> года об отказе в регистрации административного истца по месту жительства, обязать зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес>.
Требования мотивировала тем, что <дата> она обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП №9 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> приложив в том числе, справку нотариуса и заявление наследника о принятии наследства. Административным ответчиком было принято решение от <дата> об отказе в регистрации, в связи с тем, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания производиться с согласия в письменной форме собственника жилого помещения. Считает данный отказ незаконным, поскольку вышеуказанное жилое помещение принадлежало на праве собственности ее отцу ФИО6, который умер <дата>. Она приняла наследство в виде данной квартиры. Решение административного ответчика нарушает её право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Кулева О.В., ссылаясь на доводы и обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, просит решение отменить.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя Кулевой О.В. – Жекова Р.Е., поддержавшего жалобу, представителя МУ МВД России «Красноярское» Поташкова С.Ю., согласившегося с решением, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В силу положений статьи 46 Конституции РФ, статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
С таким выводом суда согласна судебная коллегия.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон N 5242-1) регистрация по месту жительства производится в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 5242-1, пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 и пунктом 26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в соответствии с законом. При этом согласно пунктов 1, 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием возникновения жилищных прав в соответствии с жилищным законодательством является приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом, а также заключение договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом и договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона N 5242-1 гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права следует, что регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию документа, удостоверяющего личность, а также документа, являющегося основанием для вселения (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), либо в случае непредоставления гражданином соответствующего основания вселения регистрирующий орган самостоятельно получает по межведомственному запросу находящиеся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления соответствующие сведения (выписки) подтверждающие соответствующую информацию.
Вышеприведенный перечень оснований необходимых для осуществления регистрационного учета является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае наличие доказательств подтверждающих субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно является мерой, обеспечивающей защиту прав граждан, проживающих в этом жилище. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713).
По смыслу части 3 статьи 6 Закона N 5242-1 обязанность регистрационного органа зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, возникает с момента предоставления гражданином всех необходимых документов, либо после получения их органом регистрационного учета в порядке предусмотренном абзацем 3 части 1 статьи 6 Закона N 5242-1.
Как следует из материалов дела, <дата> административный истец обратилась в Отдел по вопросам миграции ОП №9 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, приложив справку от <дата>. нотариуса ФИО8, заявление наследника о принятии наследства от <дата>, которые административный истец квалифицирует как предусмотренные статьей 10 ЖК РФ основания для возникновения жилищных прав и обязанностей.
Решением административного ответчика от <дата> в регистрации было отказано, в связи с тем, что регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания производиться с согласия в письменной форме собственника жилого помещения. Довел до сведения административного истца информацию об отсутствии сведений о зарегистрированный правах на объект недвижимого имущества по адресу: : <адрес>. Также сообщил, что для осуществления регистрации по месту жительства административному истцу необходимо вступить в права наследства и оформить право собственности на квартиру в установленном законом порядке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, верно исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение Отдела по вопросам миграции ОП №9 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» было принято при наличии к тому предусмотренных законом оснований, в пределах его компетенции, в соответствии с приведенными положениями законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Судом правильно указано на то, что административный истец, обратившись за регистрацией по месту жительства, не выполнил требования части 1 статьи 6 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а именно не предоставил документ, являющийся в соответствии с законом основанием для вселения в жилое помещение, при этом сведения о наличии у него таких оснований для вселения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 6 указанного Закона, у органа регистрационного учета не возникло обязанности произвести регистрацию административного истца по месту жительства.
Доводы стороны административного истца, о незаконности решения органа регистрационного учета со ссылкой на положения ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, согласно которой истец признается собственником жилого помещения, выбранного в качестве своего места жительства со дня открытия наследства, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обосновано отклонены по изложенным в решении основаниям.
Действительно, согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу этого наследник, принявший наследство, становится носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства. Вместе с тем, применительно к недвижимому имуществу, наследник хотя и является его собственником с момента открытия наследства, однако ограничен в возможности распорядится им до проведения государственной регистрации права собственности на него в соответствии со ст. 131 ГК РФ.
Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, Кулевой О.В. в орган регистрационного учета представлен не был.
При указанных обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для признания незаконными решения органа регистрационного учета об отказе административному истцу в регистрации по месту жительства, в связи с чем законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы административного истца являлись основанием её процессуальной позиции, были тщательно проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду их несостоятельности. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Центрального района города Красноярска от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Мирончик И.С.
Жуль А.В.