УИД 19RS0001-02-2024-002713-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-3043/2024
г. Абакан 19 сентября 2024 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Энгельман В.Д.,
с участием помощника прокурора Кайдараковой К.В., истца Ильиных О.И., её представителя Беловой Е.Ю., представителя ответчика Администрации г. Абакана, третьего лица УКХТ Администрации г. Абакана Гасан О.А., представителей ответчиков ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» Котовой Н.Н., МБУ «Абаканская служба благоустройства» Ждановой С.В., МКУ «Спецавтобаза ЖКХ» Дмитриенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ильиных О.И. к Администрации города Абакана, Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4», Муниципальному бюджетному учреждению города Абакана «Абаканская служба благоустройства», Муниципальному казённому учреждению города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья,
УСТАНОВИЛ:
Ильиных О.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Абакана о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья, мотивируя требования тем, что 03.12.2023 она шла по тротуару в районе дома <адрес>, указанный участок улицы не был освещен. Шла она аккуратно в зимней обуви. Около 19 час. 00 мин. истец поскользнулась на гололеде и упала, встать самостоятельно не смогла. Прохожие вызвали скорую медицинскую помощь, которая по прибытии забрала истца в ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная клиническая больница», где после проведенных обследований ей диагностировали <данные изъяты>. В период с 03.12.2023 по 18.12.2023 она находилась на стационарном лечении в отделении травматологии, где ей была проведена операция: «<данные изъяты>». До 15.03.2024 истец находилась на больничном, долечивалась амбулаторно. До сих пор травмированная <данные изъяты> доставляет неудобства, постоянно болит, реагирует на погодные изменения, также присутствует <данные изъяты>. Полагая, что её падение, повлекшее травму, произошло по вине ответчика, который недолжным образом выполнял свои обязанности по уборке с тротуара снега и льда, Ильиных О.И. просит взыскать с Администрации г. Абакана в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., а также расходы по уплате госпошлины и почтовые расходы в сумме.
В ходе рассмотрения дела истец Ильиных О.И., её представитель по доверенности Белова Е.Ю. уточнили, что в иске описка и истец упала на тротуаре напротив дома <адрес>.
Определением судьи от 24.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ «Спецавтобаза ЖКХ»).
Определением суда от 20.05.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Участок Жилищно-эксплуатационных услуг № 4» (далее – ООО «ЖЭУ-4»), Муниципальное бюджетное учреждение города Абакана «Абаканская служба благоустройства» (далее – МБУ «Абаканская служба благоустройства»).
По ходатайству представителя истца определением суда от 15.08.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Спецавтобаза ЖКХ», с исключением данного лица из состава третьих лиц, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана.
В судебном заседании истец Ильиных О.И., её представитель по доверенности от 25.03.2024 Белова Е.Ю., настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, указали, что истец поскользнулась и упала на тротуаре по просп. Ленина в г. Абакане напротив многоквартирного дома №, поскольку тротуар не был освещен, фонарь не горел, истец не видела, что он скользкий, при движении держалась ближе к проезжей части, которая освещалась. В результате чего ей пришлось перенести операцию, истец долгое время не могла работать, а с 21.10.2024 снова ложится на госпитализацию для устранения последствий полученной травмы. Просили компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб. взыскать со всех ответчиков солидарно.
Представитель ответчика Администрации г. Абакана, третьего лица Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана Гасан О.А., действующая на основании доверенностей от 29.12.2023, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предъявленных к Администрации г. Абакана, по основаниям, указанным в возражениях на иск, согласно которым Законом Республики Хакасия от 13.07.2018 № 46-ЗРХ «О порядке определения органами местного самоуправления в Республике Хакасия границ прилегающих территорий в целях благоустройства» в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок определения органами местного самоуправления в РХ границ прилегающих территорий в целях благоустройства таких территорий. Согласно п. 16.3 границы прилегающей территории определяются путем установления максимального расстояния в метрах: в отношении здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также в отношении земельного участка, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, - от границ земельного участка по его периметру для многоквартирных домов 75 м. Приложением 62 к Правилам благоустройства города Абакана утверждена Схема границ прилегающих территорий. В границах прилегающей территории земельного участка по проспекту Ленина, 35, находятся газон, тротуар, проезд. В том числе в границах прилегающей территории находится место на тротуаре, на котором упала истец. В соответствии с п. 3.2 Правил благоустройства города Абакана собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) участвуют в содержании, в том числе финансово, прилегающих территорий в порядке, установленном разделом 15 настоящих Правил. Согласно разделу 15 Правил лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано осуществлять в зимний период очистку тротуаров, пешеходных дорожек от мусора и снега, очистка иной территории от мусора. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся лицами, ответственными за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязаны также осуществлять посыпку тротуаров и пешеходных дорожек противогололедным материалом. Полагая, что надлежащим ответчиком по делу будет являться управляющая компания многоквартирного жилого дома, напротив которого упала истец, представитель просила в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Абакана отказать.
Представитель ответчика МКУ «Спецавтобаза ЖКХ» Дмитриенко С.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2024, в судебном заседании поддержала доводы представителя Гасан О.А., просила в удовлетворении исковых требований к МКУ «Спецавтобаза ЖКХ» отказать, поскольку тротуар входит в границы прилегающей территории, которую должна чистить управляющая компания.
Представитель ответчика ООО «ЖЭУ-4» Котова Н.Н., действующая на основании доверенности от 13.03.2024, в судебном заседании сослалась на доводы письменного отзыва на иск, в котором указала, что обслуживаемая территория земельного участка многоквартирного дома <адрес> заканчивается зелеными насаждениями. Пешеходный тротуар со стороны просп. Ленина, где произошло падение истца, является землями Администрации г. Абакана, а потому ООО «ЖЭУ-4» не может быть привлечено в качестве соответчика по делу. Дополнительно представитель сослалась на письмо Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана от 25.07.2024 № 2943-и, в котором Администрация г. Абакана уведомила управляющие организации и ТСЖ о том, с 01.08.2024 муниципальные коммунальные службы города Абакана прекращают уборку, скос травы и выполнение любых иных мероприятий на всех прилегающих территориях г. Абакана ввиду того, что такая обязанность действующим федеральным законодательством возложена на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения.
Представитель ответчика МБУ «Абаканская служба благоустройства» Жданова С.В., действующая на основании доверенности от 21.05.2024, в судебном заседании предоставила письменный отзыв на иск, в котором указала, что в обязанности МБУ «Абаканская служба благоустройства» входит обслуживание объектов, освещающих только проезжую часть, что подтверждается схемой освещения. Диспетчерами Службы осуществлялись выезды по маршрутам с целью мониторинга работы наружного освещения города, замечаний о неисправностях в системе освещения на данном участке в период с 03.12.2023 по 04.12.2023 не зарегистрировано. Истец в иске указывает на наличие гололеда на тротуаре, следовательно, причинно-следственная связь между неосвещенным участком и падением истца отсутствует. Представитель просила в удовлетворении требований к МБУ «Абаканская служба благоустройства» отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, проанализировав все собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом заключения помощника прокурора г. Абакана Кайдараковой К.В., полагавшей исковые требования в части компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению с МКУ «Спецавтобаза ЖКХ», как с лица, обслуживающего земли общего пользования, к которым относится тротуар в месте падения истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) здоровье и личная неприкосновенность являются материальными благами, принадлежащими гражданину от рождения.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
На основании ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший – истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33, под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями – страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 26, 27 вышеуказанного Постановления Пленума от 15.11.2022 № 33, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред, характер и степень умаления таких прав и благ, которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда, а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Как установлено в судебном заседании, 03.12.2023 около 19 час. 10 мин. Ильиных О.И. получила травму, поскользнувшись на тротуаре напротив дома <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, зафиксированными в карте вызова скорой медицинской помощи № 216/95057 от 03.12.2023 и в справке от 25.03.2024 № 63, адрес вызова: <адрес>, из которых следует, что со слов пациентки около 19 час. 10 мин. шла по улице, поскользнулась и упала на правую ногу, самостоятельно подняться не смогла, попросила прохожих вызвать СМП. При осмотре <данные изъяты> визуализируется <данные изъяты>, при пальпации определяется резкая болезненность, ограничение; диагноз: <данные изъяты>, медицинская эвакуация в ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ».
Из пояснений истца следует, что номер дома, напротив которого она упала, сложно было сразу определить ввиду того, что участок тротуара не освещался, фактически она упала напротив дома № по проспекту Ленина в г. Абакане.
Место падения истца установлено путем исследования в ходе рассмотрения дела видеозаписи и фотографий с места падения истца, а также допроса свидетеля ФИО9, которая пояснила, что в декабре (число не помнит) она возвращалась с работы, её встречал парень, с которым свидетель пошла за продуктами. Перед ними шла истец, которая упала, поскольку тротуарная дорожка была накатанной, не подсыпанной. Молодой человек попытался поднять Ильиных О.И, но она сказала, что не может встать. Вызвали скорую помощь. Чтобы увидеть номер дома, спрашивали у прохожих, поскольку было темно настолько, что не было видно лиц. Когда вызывали скорую помощь, ориентировались по магазинам, поскольку номера дома не было видно. Упала истица напротив двухэтажного барака <адрес>.
Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенного свидетеля, данных под подписку об уголовной ответственности, у суда не имеется, заинтересованности данного свидетеля в исходе дела суд не усматривает. Доказательств падения истца в ином месте в материалы дела не представлено.
Управляющей организацией многоквартирного дома <адрес> является ООО «ЖЭУ-4», что подтвердила в судебном заседании её представитель Котова Н.Н.
Земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с номером №.
По сообщению Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана от 029.08.2024 № 5063, тротуар, расположенный между многоквартирным домом <адрес> и проезжей частью проспекта Ленина не входит в границы земельного участка с кадастровым номером №, находится на землях общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Совета депутатов г. Абакана от 01.06.2021 № 271 утверждены Правила благоустройства территории города Абакана (далее – Правила), которые регулируют, в том числе вопросы содержания территорий общего пользования и порядок пользования такими территориями, организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок, уборки территории города Абакана, в том числе в зимний период (подпункты 1, 8, 10 пункта 1.2.).
Пунктом 12.1.1 Правил установлено, что все земельные участки, земли на территории города Абакана подлежат уборке. Уборка территории города Абакана производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ГОСТ и настоящих Правил.
Согласно п. 12.1.2 Правил уборка территорий общего пользования, в том числе проезжей части по всей ширине автомобильных дорог местного значения, мостов, путепроводов, площадей, улиц, проездов, тротуаров, осуществляется специализированными организациями, выполняющими муниципальное задание или заказ по уборке таких территорий.
В силу подп. 4 п. 12.1.4 Правил лицами, ответственными за организацию и производство уборочных работ, за уборку земельных участков, находящихся в собственности, являются собственники этих земельных участков или лица, которые владеют земельными участками на ином законном основании.
Пунктом 15.1 Правил предусмотрено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.
На основании п. 15.2 Правил содержание прилегающих территорий заключается в проведении мероприятий, включающих в себя в зимний период – очистка тротуаров, пешеходных дорожек от мусора и снега, очистка иной территории (в том числе палисада) от мусора. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся лицами, ответственными за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязаны также осуществлять посыпку тротуаров и пешеходных дорожек противогололедным материалом.
В соответствии с п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 13.07.2018 № 46-ЗРХ «О порядке определения органами местного самоуправления в Республике Хакасия границ прилегающих территорий в целях благоустройства» границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства на территории муниципального образования Республики Хакасия (далее – муниципальное образование) путем установления максимального расстояния в метрах в отношении здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также в отношении земельного участка, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, - от границ земельного участка по его периметру.
В силу подп. 1 п. 16.3 Правил благоустройства границы прилегающей территории определяются путем установления максимального расстояния в метрах в отношении здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также в отношении земельного участка, сведения о местоположении границ которого внесены в Единый государственный реестр недвижимости, - от границ земельного участка по его периметру для многоквартирных домов – 75 м.
При этом ч. 5 ст. 2 указанного Закона Республики Хакасия от 13.07.2018 № 46-ЗРХ определено, что границы прилегающей территории конкретного объекта (здания, строения, сооружения, земельного участка) отображаются на схеме границ прилегающей территории в виде графического изображения.
Подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется в форме бумажного и (или) электронного документа (ч. 6 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 13.07.2018 № 46-ЗРХ).
Согласно выписке из ЕГРН от 06.06.2024 в отношении земельного участка, распложенного по адресу: <адрес>, кадастровый № в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении его границ.
На схеме границ прилегающих территорий земельного участка <адрес> (приложение 62 к Правилам благоустройства) указаны газон, проезд, тротуар.
Из пояснений представителей ответчиков следует, что часть тротуара (от 0,8 м. до 1,1 м.) напротив каждого многоквартирного дома должна содержаться управляющими компаниями, обслуживающими многоквартирные дома, а оставшаяся часть тротуара – муниципальным образованием.
Однако, суд относится критически к данным пояснениям, поскольку с учетом сообщения Департамента ГАЗ Администрации г. Абакана от 29.08.2024 указанный тротуар, на котором упала Ильиных О.И. нельзя отнести к прилегающей территории МКД <адрес> по смыслу положений п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, принимает суд во внимание сообщение Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана от 25.07.2024 № 2943-и, из которого следует, что с 01.08.2024 муниципальные коммунальные службы города Абакана прекращают уборку, скос травы и выполнение любых иных мероприятий на всех прилегающих территориях города Абакана ввиду того, что такая обязанность действующим федеральным законодательством возложена на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения.
Следовательно, на дату травмирования истца (03.12.2023) уборку тротуара, на котором упала Ильиных О.И., должны были осуществлять муниципальные коммунальные службы города Абакана в соответствии с пунктом 12.1.2 Правил № 271.
Постановлением Администрации г. Абакана от 30.12.2016 № 2143 МБУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» переданы в безвозмездное пользование для обслуживания объекты внешнего благоустройства, расположенные в г. Абакане.
В соответствии с Уставом МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» данная организация осуществляет работы по содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети в г. Абакане, в том числе по расчистке уплотненного снега, скалывания наледи, посыпки тротуаров песком и песчано-гравийной смесью.
Обобщая изложенные нормативные документы, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу будет являться МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ», следовательно, в исковых требованиях к Администрации г. Абакана, ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» Ильиных О.И. надлежит отказать.
Доводы стороны истца о том, что Ильиных О.И. упала, в том числе, из-за неосвещенности тротуара, суд во внимание не принимает.
В материалы дела представлен договор о передаче имущества в безвозмездное пользование, заключенный 01.02.2018 между Комитетом муниципальной экономики г. Абакана и МБУ г. Абакана «Абаканская служба благоустройства», на основании которого МБУ г. Абакана «Абаканская служба благоустройства» переданы в безвозмездное бессрочное пользование объекты внешнего благоустройства, расположенные в г. Абакане, в соответствии с приложением к данному договору, в том числе кабельная линия электропередачи по проспекту Ленина.
Из схемы освещения участка, на котором упала истец, и пояснений представителя МБУ г. Абакана «Абаканская служба благоустройства» следует, что в обязанности данной службы входит обслуживание объектов, освещающих проезжую часть.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства виновности МБУ г. Абакана «Абаканская служба благоустройства» в неосвещении тротуара по проспекту Ленина, а потому на указанного ответчика не может быть возложена ответственность за причинение вреда Ильиных О.И.
Из информации Хакасского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 08.05.2024, усматривается, что 02.12.2023, 03.12.2023 наблюдался слабый снег с 23 час. 56 мин. до 24 час. 00 мин. 02.12.2023 и с 00 час. 00 мин до 03 час. 44 мин, с 06 час. 34 мин. до 07 час. 11 мин. 03.12.2024, количество выпавших осадков 2,1 мм., гололедица.
В силу п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств.
Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
Допускается наличие рыхлого (уплотненного) снега на тротуарах и пешеходных дорожках толщиной слоя не более 5 см. Срок снегоотчистки не более 1 суток (таблица 8.2).
Как указано в п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017, на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4.
Сроки устранения рыхлого и талого снега при интенсивности движения пешеходов: более 250 чел/ч – не более 1 часа, 100-250 чел/ч – не более 2 часов, менее 100 чел/ч – не более 3 часов. Сроки устранения зимней скользкости при интенсивности движения пешеходов: более 250 чел/ч – не более 12 часов, 100-250 чел/ч – не более 18 часов, менее 100 чел/ч – не более 24 часов (таблица 8.4).
В соответствии с п. 13.3.1 период зимней уборки устанавливается с октября по март. В случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки могут быть изменены.
В зимний период на тротуарах и пешеходных дорожках на территориях общего пользования, остановках общественного транспорта проводятся следующие виды работ: 1) очистка от мусора, снега, в том числе уплотненного снега; 2) посыпка противогололедными материалами; 3) вывоз снега и мусора; 4) очистка урн (п. 12.3.3 Правил).
Согласно п. 12.3.11 Правил № 271 зимняя уборка тротуаров на территориях общего пользования осуществляется как механизированным, так и ручным способами. Тротуары и посадочные площадки на остановках общественного транспорта очищаются до покрытия. На тротуарах допускается наличие полосы снега шириной не более 1 м для проезда детских санок. Уборка снега с пешеходных тротуаров на мостах и путепроводах производится ручным способом. Запрещается механизированная уборка пешеходных зон мостов и путепроводов.
В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территориях общего пользования обрабатываются противогололедным материалом (не более 0,5 см). Механизированное подметание и ручная зачистка тротуаров, лестничных сходов, пешеходных дорожек и посадочных площадок и элементов безбарьерной среды начинаются сразу после окончания снегопада. Время, необходимое для окончательного устранения последствий выпадения осадков на тротуарах и пешеходных дорожках, не должно превышать двух суток после окончания снегопада (п. 12.3.12 Правил).
Ответчиком МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» не представлены доказательства в подтверждение проведения работ по уборке снега и очистке наледи на спорном участке тротуара, где упала Ильиных О.И.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд находит установленным факт наличия причинно-следственной связи между падением истца и ненадлежащим исполнением указанным ответчиком обязанности по уборке наледи с тротуара в районе дома <адрес>. Каких-либо бесспорных доказательств, опровергающих вышеуказанное, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, как и не представлено доказательств отсутствия вины Учреждения, своевременного принятия им необходимых и достаточных мер для предупреждения причинения вреда здоровью пешеходов, причинения вреда истцу вне места, указанного им, либо действиями третьих лиц.
Согласно материалам дела, в том числе выписному эпикризу № 11934 в период с 03.12.2023 по 18.12.2023 Ильиных О.И. находилась на стационарном лечении в отделении травматологии ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ»; 12.12.2023 ей была проведена операция – <данные изъяты>; выписана с диагнозом: <данные изъяты>, выписана на дальнейшее амбулаторное лечение.
Согласно заключению эксперта ГКУЗ РХ «Республиканское клиническое Бюро судебно-медицинской экспертизы» № 1372, проведённой на основании определения суда от 13.06.2024, при проведении экспертизы установлено, что у Ильиных О.И. имелись телесные повреждения в виде <данные изъяты>, диагностированных как «<данные изъяты>», что подтверждается клиническим течением, результатом рентгенологического, компьютерно-томографического исследований и оперативного вмешательства. Эти повреждения могли образоваться незадолго до обращения за медицинской помощью, в результате насильственного и чрезмерного выворачивания <данные изъяты> кнаружи с продолжающимся действием силы и последующим одновременным подошвенным сгибанием <данные изъяты>, что не исключает возможности их получения, в том числе и при вышеуказанных обстоятельствах (падение 03.12.2023 на тротуаре в районе дома <адрес>). Согласно п. 7.1 раздела № 2 медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека приказа МЗ и СР РФ « 1974н от 24.04.2008, расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью человека средней степени тяжести по признаку длительного расстройства здоровья свыше 3-х недель.
Анализируя вышеуказанное экспертное заключение, у суда отсутствуют основания не согласиться с выводами эксперта, имеющего соответствующее образование, большой стаж работы, в том числе в экспертной деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, экспертиза проведена на основании медицинских документов, материалов гражданского дела, само заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ. Суд оценивает заключение эксперта с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Из представленных листков нетрудоспособности усматривается, что истец была нетрудоспособна вплоть до 15.03.2024. Кроме этого, на 21.10.2024 истцу назначена госпитализация в отделение травматологии по поводу перелома, полученного при падении 03.12.2023.
Принимая во внимание вышеизложенное, степень вины ответчика МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» в случившемся, обстоятельства падения истца, степень её физических и нравственных страданий, характер и тяжесть причинённого истцу вреда (средней тяжести вред здоровью), учитывая поставленный ей диагноз, который подразумевает значительную физическую боль, продолжительность нетрудоспособности истца и необходимость дальнейшего лечения полученной травмы, снижение качества жизни, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» в пользу Ильиных О.И. компенсацию морального вреда в сумме 300 000 руб.
Также подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами (ст. 94 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, уплаченная истцом при подаче иска по кассовому чеку от 31.03.2024 государственная пошлина в размере 300 руб. и почтовые расходы, связанные с отправкой иска ответчику в сумме 287,58 руб. также подлежат взысканию с МКУ г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ильиных О.И. к Муниципальному казённому учреждению города Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казённого учреждения г. Абакана «Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН №) в пользу Ильиных О.И. (паспорт <данные изъяты> № выдан <данные изъяты>) компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 300 000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 287 рублей 58 копеек, всего взыскать – 300 587 (триста тысяч пятьсот восемьдесят семь) рублей 58 копеек.
В удовлетворении исковых требований Ильиных О.И. к Администрации города Абакана, Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4», Муниципальному бюджетному учреждению города Абакана «Абаканская служба благоустройства» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2024 г.