Дело № 2-136/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Грахово Удмуртской Республики 14 мая 2018 года
Кизнерский районный суд УР в составе председательствующего судьи Медведевой В.А., при секретаре Колесниковой Г.Г., с участием помощника прокурора Граховского района Леконцевой И.А., представителя ответчика МУП «Жилкоммунсервис» Грахова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Граховского района к МУП «Жилкоммунсервис» и Администрации МО «Граховский район» о понуждении переоформить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Граховского района обратился в суд с иском к МУП «Жилкоммунсервис» и Администрации МО «Граховский район» в котором, с учетом неоднократных уточненных исковых требований, просил возложить на ответчиков обязанность переоформить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, мотивируя свои требования тем что, ответчик МУП «Жилкоммунсервис» в нарушении требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» осуществляет на территории Граховского района деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности в отсутствии лицензии и без заключения договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), что может повлечь за собой несвоевременное устранение аварий на указанных объектах. И поскольку учредителем МУП «Жилкоммунсервис» является Администрация МО «Граховский район», а к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, прокурор просит суд возложить на ответчиков обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ переоформить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации восьми взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности расположенных по следующим адресам: УР, <адрес>; - УР, <адрес>а; УР, <адрес>; УР, <адрес>, д. Мари-Возжай, <адрес>; УР, <адрес>, д. Старые Ятчи, <адрес>а; УР, <адрес>а; УР, <адрес>, д. Лолошур-Возжи, <адрес>а; УР, <адрес>, д. Порым,<адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании помощник прокурора Граховского района Леконцева И.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Жилкоммунсервис» в лице директора Грахова Д.А., действующего на основании Устава, возражений по заявленному требованию не имеет, при этом просил суд срок переоформления лицензии установить до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ранее предприятие имело лицензию, затем произошли изменения в законодательстве и наличие лицензии уже не требовалось. Однако после внесения изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ, в деятельности котельных появились признаки взрывопожароопасности, поэтому в настоящее время необходимый пакет документов направлен в Ростехнадзор с заявлением о переоформлении лицензии, однако рассмотрение заявления было приостановлено для предоставления дополнительных документов. И поскольку в установленный Ростехнадзором месячный срок не удалось предоставить необходимые документы по линии МЧС, однозначно заявление МУП «Жилкоммунсервис» о переоформлении лицензии будет возвращено, что может повлиять на возможность исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Также признает, что действительно все указанные в иске объекты являются котельными, которые обеспечивают теплом образовательные и культурные учреждения, а также жилой фонд. Всего эксплуатируется восемь взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, которые прошли регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов в августе 2017 года, при этом с. Грахово один объект находится по трем адресам. Независимо от наличия лицензии МУП «Жилкоммунсервис» свои работы не прекратит, ввиду окончания отопительного периода начнет активно готовиться к следующему отопительному периоду
Ответчик Администрация МО «Граховский район», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в зал суда своего представителя не направила, при этом согласно отзыва к иску категорических возражений по заявленному требованию не имеет, указав, что полученные Ростезхнадзором документы по переоформлению лицензии подлежат рассмотрению в течение 45 рабочих дней, при этом в случае несоответствия документов установленным требования, документы могут быть возвращены заявителю, и после повторной подачи заявления 45-ти дневный срок начнет течь с самого начала. Поэтому просит суд с учетом изложенного срок переоформления лицензии установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в зал суда своего представителя не направило, при этом согласно поданных пояснений в письменном виде, требования прокурора поддержало, указав, что в Государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано 8 объектов, которые эксплуатирует МУП «Жилкоммунсервис», последний имел лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с изменениями действующего законодательства РФ в области лицензирования и промышленной безопасности опасных производственных объектов, и в связи с истечением срока действия лицензии МУП «Жилкоммунсервис», последнее обязано переоформить лицензию. При этом направленное последним заявление о переоформлении лицензии в настоящее время оставлено без рассмотрения, в связи с несоответствием содержащихся в нем сведений требованиям законодательства.
В силу требований ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По результатам проведенной прокуратурой Граховского района проверки соблюдения требований законодательства промышленной безопасности, опасных производственных объектов установлено, что ответчик МУП «Жилкоммунсервис» использует в своей деятельности опасные производственный объекты III класса опасности, что подтверждается выпиской из государственного реестра опасных производственных объектов.
Из представленной Ростехнадзором информации следует, что МУП «Жилкомунсервис» не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Таким образом судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что МУП «Жилкомунсервис» является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, а именно системы теплоснабжения расположенные в <адрес>, д. Мари-Возжай, <адрес>, д. Старые Ятчи, <адрес>, д. Лолошур-Возжи, <адрес>, д. Порым,<адрес>.
Указанные системы теплоснабжения закреплены на праве хозяйственного ведения по договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заключенных между МУП «Жилкоммунсервис» и Администрацией МО «<адрес>», при этом последнее является учредителем МУП «Жилкоммунсервис».
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкоммунсервис» органами Ростехнадзора была предоставлена лицензия № ЭВ-46-000559(с) сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов расположенных в <адрес>, д. Лолошур-Возжи, пос. Заречный, д. Старые Ятчи, с. Верхняя Игра.
Заявлением датированным ДД.ММ.ГГГГ года МУП «Жилкоммунсервис» обратился в Ростехнадзор с заявлением о переоформлении лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, в виде работ выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, а именно – использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
При этом письмом от ДД.ММ.ГГГГ Ростехнадзор уведомил МУП «Жилкоммунсервис» о приостановлении государственной услуги по переоформлению лицензии на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов ввиду не соответствия заявления требования действующего законодательства, а также не предоставления в полном объеме необходимых документов.
Согласно преамбуле Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с п. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 приложения № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
В силу Федерального закона от 04.05.201 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 12 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит, в частности, деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
И поскольку ответчиком МУП «Жилкоммунсервис» не оформлена лицензия на осуществление работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, что свидетельствует о нарушениях Федерального закона № 116-ФЗ и Федерального закона № 99-ФЗ, то вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что указанный ответчик эксплуатирует без специального разрешения (лицензии) взрывопожароопасный объект, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Пунктом 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
С учетом вышеизложенного суд считает, что заявленные требования о возложении на ответчиков обязанности на переоформлении лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных производственных объектов III класса опасности являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом указанный прокурором срок для исполнения обязанности по переоформлению лицензии суд считает необходимым установить до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным и достаточным, так как исходя из п.16 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, рассмотрение заявления о получении (переоформлении) лицензии проводится в срок не превышающей сорока пяти рабочих дней со дня приема надлежащим образом оформленного заявления.
Суд не взыскивает государственную пошлину с ответчиков, поскольку в силу п. 19 ч. 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ (государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Граховского района к МУП «Жилкоммунсервис» и Администрации МО «Граховский район» - удовлетворить.
Обязать МУП «Жилкоммунсервис» и Администрацию МО «Граховский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ переоформить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, расположенных по следующим адресам:
- УР, <адрес>,
- УР, <адрес>,
- УР, <адрес>,
- УР, <адрес>, д. Мари-Возжай, <адрес>,
- УР, <адрес>, д. Старые Ятчи, <адрес>,
- УР, <адрес>,
- УР, <адрес>, д. Лолошур-Возжи, <адрес>,
- УР, <адрес>, д. Порым,<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Судья В.А.Медведева