дело № 2-173/2021
УИД № 02RS0010-01-2021-000522-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Чоя 05 августа 2021 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Романовой В.Н.,
при секретаре Казаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чойского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Чойское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чойского района, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Чойское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее также - ООО «Чойское ЖКХ») о возложении обязанности разработать в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу соответствующий требованиям приказа Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесного участка, расположенного на части выдела 17 квартала № 24 Паспаульского участкового лесничества Чойского лесничества Чойского района Республики Алтай и представить разработанный проект освоения лесного участка для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Чойского района проведена проверка исполнения ООО «Чойское ЖКХ» требований лесного законодательства при разработке проектов освоения лесов на лесной участок, арендуемый последним в целях осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды № 3-08-19 от 29.04.2019 года, расположенный на землях лесного фонда на части выдела 17 квартала № 24 Паспаульского участкового лесничества Чойского лесничества Чойского района Республики Алтай. Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай сообщено, что ООО «Чойское ЖКХ» не разработан и не представлен для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов на вышеуказанный лесной участок. В связи с тем, что проект освоения лесов, соответствующий требованиям закона, ООО «Чойское ЖКХ» не разработан, необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе по охране и защите от пожаров, не предусматриваются и не проводятся. Бездействием лесопользователя, выразившемся в непринятии мер по разработке проекта освоения лесов, нарушены право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, поскольку переданный лесной участок находится в федеральной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Чойского района Головин А.С. исковое заявление поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ООО «Чойское ЖКХ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Ст. 8 Лесного кодекса РФ установлено, что земли лесного фонда относятся к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (ч.1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2).
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года №69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1). Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ч.5).
В судебном заседании установлено, что 29.04.2019 года между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и ООО «Чойское ЖКХ» заключен договор аренды лесного участка №, которым лесной участок площадью 1,0487 га, местоположение: <адрес>, Чойское лесничество, Паспаульское участковое лесничество, квартал №, часть выдела №, кадастровый №, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 1063-2019-02, предоставлен ООО «Чойское ЖКХ» в аренду сроком на 49 лет. Государственная регистрация договора в Управлении Росреестра по <адрес> произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп. «б» п. 3.4 названного договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
В силу пп. «г» п. 3.4 договора аренды ООО «Чойское ЖКХ» обязано в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В результате проведенной прокуратурой Чойского района проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм ООО «Чойское ЖКХ» проект освоения лесов в установленный договором № от ДД.ММ.ГГГГ срок не разработан, соответственно государственная экспертиза проекта не проведена.
Из отзыва министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 16.07.2021 года усматривается, что в силу пп. «и» п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 года №135, Министерство осуществляет проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов в соответствии с федеральным законодательством, однако от ООО «Чойское ЖКХ» проект освоения лесов для прохождения государственной экспертизы в Министерство не поступал.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, на ответчика в силу закона и условий договора аренды возложена обязанность по разработке проекта освоения лесов и его направлению для проведения государственной экспертизы, а отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную экспертизу, свидетельствует о том, что в результате деятельности ответчик фактически использует и осваивает лесной участок по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.
Использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего экспертизу, также нарушает интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь вышеперечисленными требованиями законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом положений статьи 206 ГПК РФ суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения в части исполнения обязанности разработать проект освоения лесов и предоставления его для проведения муниципальной экспертизы в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и считает указанный срок разумным, позволяющим ответчику принять достаточные меры к исполнению судебного решения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Чойское ЖКХ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Чойского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Чойское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства удовлетворить.
На общество с ограниченной ответственностью «Чойское жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН 1120407000130, ИНН 0407001978) возложить обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесного участка, местоположение: Республика Алтай, Чойский район, Чойское лесничество, Паспаульское участковое лесничество, квартал № 24, часть выдела № 17, кадастровый № 04:02:041201:138, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 1063-2019-02, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 29.02.2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» и представить разработанный проект освоения лесного участка для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Чойское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета муниципального образования «Чойский район».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чойский районный суд Республики Алтай.
Судья В.Н. Романова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Н. Романова