Решение по делу № 2а-180/2020 от 31.07.2020

УИД №58RS0014-01-2020-000355-10 (№2а-180/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      п. Колышлей                                                                           19 августа 2020 года

      Колышлейский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.

при секретаре Новичковой Т.Т.

с участием прокурора – помощника прокурора Колышлейского района Пензенской области Коженовой А.В.,

представителя административного ответчика – администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действийти сайте в сети «Интернет,

У С Т А Н О В И Л:

      И.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой Колышлейского района проведена проверка исполнения федерального законодательства о порядке и условиях признания и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей администрацией Колышлейского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 03.12.2015 года № 274-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью муниципального образования «Колышлейский район Пензенской области». В данный Перечень входит автомобильная дорога «подъезд к с. Дертево». На вышеуказанной автодороге (км 0+190) имеется дорожно-мостовое сооружение, проходящее через р. Хопёр, протяженностью 90,0 м. До настоящего времени указанное сооружение собственника не имеет, в реестре муниципального имущества Колышлейского района, в реестре Федерального имущества не значится. Однако, администрацией района каких-либо действенных мер к постановке на учет дорожно-мостового сооружения, проходящего через реку Хопёр, как бесхозяйного недвижимого имущества, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не принято. Кроме того, дорожно-мостовое сооружение, расположенное на автодороге «подъезд к с. Дертево», проходящее через р. Хопёр, является частью маршрута следования школьных автобусов. Дальнейшее бездействие со стороны ответчика влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе, несовершеннолетних обучающихся. Просит признать незаконным бездействие администрации Колышлейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – дорожно-мостового сооружения, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр Колышлейского района (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево»; обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет указанного недвижимого имущества, как бесхозяйного, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В судебном заседании прокурор Коженова А.В. исковые требования прокурора Колышлейского района поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

       Представитель административного ответчика – администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхина Е.В., действующая на основании доверенности от 18.08.2020 года №24, с исковыми требованиями прокурора согласилась, суду пояснила, что, поскольку указанный мост находится в составе автодороги «подъезд к с. Дертево», право собственности на которую зарегистрировано в установленном порядке, администрация полагала, что нет необходимости регистрировать отдельно право собственности на данный мост. Разрешение исковых требований по делу оставила на усмотрение суда.

       Суд, выслушав прокурора Коженову А.В., представителя административного ответчика Иняхину Е.В., исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, считает, что административные исковые требования прокурора Колышлейского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

       В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований., а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

       Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

       В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Частью 10 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст. 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 03.12.2015 года № 274-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью муниципального образования «Колышлейский район Пензенской области». В данный Перечень входит автомобильная дорога «подъезд к с. Дертево» (л.д. 15-16).

     Собственником автомобильной дороги «подъезд к с. Дертево» является муниципальное образование «Колышлейский район Пензенской области», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.03.2018 года (л.д. 60-88).

     Согласно техническому паспорту от 02.10.2008 года на вышеуказанной автодороге (км 0+190) имеется дорожно-мостовое сооружение, проходящее через р. Хопёр Колышлейского района, протяженностью 90,0 м (л.д. 55-59).

      Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № КУВИ-002/2020-9186838 от 30.07.2020 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте: дорожно-мостовое сооружение, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево» отсутствуют (л.д. 9).

     Согласно информации МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 17.08.2020 года № 13/9285 в Реестре федерального имущества сведений о дорожно-мостовом сооружении, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево» не имеется (л.д. 49).

      В соответствии с письмом Департамента государственного имущества Пензенской области от 18.08.2020 года № 25-3925-1 сведения о дорожно-мостовом сооружении, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево» в Реестре государственного имущества Пензенской области не учитываются. Информацией о правообладателях данного объекта недвижимости Департамент не располагает (л.д. 47-48).

      Дорожно – мостовое сооружение, протяженностью 90,0 м через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево» на учете в ФКУ «Поволжуправтодор» не находится, что подтверждается сообщением от 13.08.2020 года № 3337 (л.д. 43-44).

      В архиве ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» сведения о дорожно-мостовом сооружении, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево» отсутствуют (л.д. 45-46).

      Согласно информации администрации Колышлейского района Пензенской области от 10.08.2020 года № 2499 дорожно-мостовое сооружение, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево», как самостоятельный объект недвижимого имущества в реестре имущественной казны муниципального образования «Колышлейский район» Пензенской области не учитывается (л.д. 42).

     Таким образом, судом установлено, что право собственности на вышеуказанное мостовое сооружение ни за кем не зарегистрировано.

      При этом администрацией Колышлейского района Пензенской области каких-либо мер к постановке на учет данного дорожно-мостового сооружения как бесхозяйного имущества до настоящего времени не принималось, что не отрицалось представителем административного ответчика в судебном заседании.

      Отсутствие собственника указанного объекта дорожной инфраструктуры не позволяет обеспечить выполнение норм федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, что в дальнейшем может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также интересам государства.

      В силу ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

      Пунктом 5 Порядка принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года №931, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, поскольку указанное мостовое сооружение является бесхозяйным элементом обустройства дороги, его техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, суд считает, что орган местного самоуправления, на территории которого находится дорожно-мостовое сооружение, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево», обязан принять меры по постановке данного моста на учет в государственный регистрирующий орган как бесхозяйного имущества.

      При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Колышлейского района Пензенской области подлежат удовлетворению.

      В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, – 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, а также указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу – прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Административное исковое заявление и.о. прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Колышлейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действийти сайте в сети «Интернет - удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие администрации Колышлейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – дорожно-мостового сооружения, протяженностью 90,0 м, через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево».

      Обязать администрацию Колышлейского района Пензенской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, дорожно-мостового сооружения, проходящего через р. Хопёр (км 0+190) на автодороге «подъезд к с. Дертево», как бесхозяйного недвижимого имущества, о чем сообщить в суд и прокурору Колышлейского района Пензенской области в течение 1 (одного) месяца с момента исполнения решения суда.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.

       Судья                                                                   С.Н. Елизарова

      Решение в окончательной форме принято 21 августа 2020 года

       Судья                                                                                                 С.Н. Елизарова

2а-180/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Колышлейского района
Ответчики
администрация Колышлейского района
Суд
Колышлейский районный суд Пензенской области
Судья
Елизарова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
kolishleisky.pnz.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2020Судебное заседание
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее