УИД 76RS0№-46
дело № 2-1598/2024
изготовлено 25.07.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
29 мая 2024 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петросяна Нарека Александровича к мэрии города Ярославля, муниципальному казенному учреждению «городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» г. Ярославля о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Петросян Н.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ярославля, просил взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 281910,05 руб., расходы на проведение оценки ущерба в размере 4600 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 6019 руб., расходы по копированию документов в размере 900 руб., почтовые расходы в размере 273 руб., ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по содержанию автомобильной дороги.
В исковом заявлении указано, что 28.05.2023 в <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) с участием автомобиль 1, г.р.з. №, принадлежащего истцу на праве собственности и под его управлением. ДТП произошло в результате наезда истца на выбоину в дорожном покрытии, что подтверждается материалами ГИБДД. В результате чего транспортное средство получило механические повреждения. В соответствии с заключением ИП М.М.М. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составила 282800 руб., утилизационная стоимость подлежащих замене деталей – 744,25 руб., стоимость утилизации РТИ составила 145,70 руб. Кроме того, при обращении в суд истец понес дополнительные расходы.
С учетом характера спорных правоотношений суд привлек к участию в деле в качестве соответчика МБУ «Горзеленхозстрой», в качестве третьего лица УГИБДД УМВД России по Ярославской области.
Истец Петросян Н.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив ведение дела представителю. В судебном заседании представитель истца по доверенности Барашков Д.В. исковые требования поддержал по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика мэрии города Ярославля по доверенности Толелева О.Е., исковые требования не признала. Указала, что приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 26.02.2020 № 653 автомобильные дороги исключены из казны города Ярославля и закреплены на праве оперативного управления за МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля. Работы по содержанию улично-дорожной сети города Ярославля за период 2023-2024 гг. осуществляются на основании муниципального задания. Кроме того, полагала необходимым исключить из стоимости восстановительного ремонта стоимость двух шин, так как не исследован вопрос по их износу. Просила снизить размер расходов на представителя.
Ответчик МБУ «Горзеленхозстрой» в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором указал, что полагает МБУ «Горзеленхозстрой» ненадлежащим ответчиком.
Третьи лица ДГХ мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ», УГИБДД УМВД России по Ярославской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзывы на иск не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, административный материал по факту дорожно-транспортного происшествия, суд полагает, что исковые требования Петросяна Н.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, Петросян Н.А. является собственником автомобиль 1, г.р.з. №, идентификационный номер (VIN) №.
28.05.2023 по <адрес>, Петросян Н.А., управляя принадлежащим ему автомобиль 1, г.р.з. №, совершил наезд на препятствие в виде выбоины на покрытии проезжей части автодороги, в результате чего автомобиль получил повреждения.
Указанное обстоятельство подтверждается определением инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ярославской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 28.05.2023, письменными объяснениями водителя Петросяна Н.А., схемой места происшествия.
В силу п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Пунктом 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 установлены размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов и т.п.), несоответствующих нормативному состоянию проезжей части, в том числе по длине 15 см и более, по глубине 5 см и более, площадью от 0,06 кв.м.
До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения (пункт 4.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 29.05.2023 по <адрес>, был выявлен недостаток в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно в покрытии проезжей части допущено образование выбоины с размерами длина – 0,5 м, ширина – 1,2 м, глубина 0,14 м, что угрожает безопасности дорожного движения.
Сотрудниками ДПС в действиях водителя Петросяна Н.А. нарушений правил дорожного движения не установлено, судом таких нарушений из обстоятельств дела также не усматривается.
Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя избирать скоростной режим с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, т.е. очевидных для водителя обстоятельств. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Наличие превышающей нормативные размеры выбоины (ямы) в дорожном покрытии не может быть отнесено к числу условий, которые водитель обязан учитывать при движении. Кроме того, суд отмечает, что при движении по дороге водитель транспортного средства, при отсутствии информации, предупреждающей об опасности, также не обязан предполагать наличие такой опасности.
В административных материалах наличие на данном участке автомобильной дороги знаков, ограждений, предупреждающих о неровности дорожного покрытия, об опасности для движения, не отмечено.
Учитывая изложенное, суд считает, что непосредственной причиной повреждения автомобиля истца явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия. Оснований полагать, что повреждения транспортного средства истца образовались при иных обстоятельствах, не имеется.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Пунктами 6 и 11 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля № 492 от 06.07.2007 года, Департамент осуществляет полномочия мэрии г. Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом департамент городского хозяйства исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции.
Выполнение функций муниципального заказчика и решение хозяйственных вопросов по организации и выполнению работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории города Ярославля осуществляется муниципальным казенным учреждением «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля.
На мэрию города Ярославля, как на постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в силу ст. 98 Устава г. Ярославля (Решение муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 г. № 42) возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность, в том числе содержать в нормативном состоянии и ремонтировать автомобильные дороги в границах городского округа, обеспечивать безопасность дорожного движения на них.
На основании постановления мэрии г. Ярославля от 04.12.2013 г. № 2850 ДГХ мэрии г. Ярославля и КУМИ мэрии г. Ярославля осуществляют функции и полномочия учредителя МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля, основным видом деятельности которого является обеспечение реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере содержания и благоустройства городских территорий, городских лесов.
То обстоятельство, что приказом КУМИ мэрии г. Ярославля от 26.02.2020 г. № 653 городская улично-дорожная сеть передана МБУ «Горзеленхозстрой» на праве оперативного управления, исключена из состава казны муниципального образования. Приказом директора ДГХ мэрии г. Ярославля от 24.11.2022 г. № 194 утверждено муниципальное задание МБУ «Горзеленхозстрой», включая содержание объектов дорожного хозяйства (проезжих частей и тротуаров автомобильных дорог), не исключает гражданско-правовую ответственность мэрии г. Ярославля за последствия ненадлежащего содержания автомобильной дороги.
Указанные акты органов местного самоуправления в силу ст. 308 ГК РФ не освобождают мэрию г. Ярославля от обязанности по возмещению вреда истцу на основании положений статей 125, 210, 1064 Гражданского кодекса РФ, как орган местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника в отношении автомобильной дороги местного значения.
Обязанность мэрии г. Ярославля как органа, осуществляющего от имени муниципального образования г. Ярославль содержание муниципальной автомобильной дороги, возместить ущерб, причиненный пользователям автомобильной дороги, вытекает и из норм ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ст. 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривают возможность передачи органом местного самоуправления своих функций по осуществлению дорожной деятельности третьим лицам на основании муниципального нормативного акта или договора. МБУ «Горзеленхозстрой» не наделено полномочиями представлять собственника автомобильной дороги - муниципальное образование город Ярославль в гражданско-правовых, в том числе деликтных, правоотношениях. Муниципальное задание МБУ «Горзеленхозстрой» определяет лишь правоотношения между его сторонами в связи с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Истец участником данных правоотношений не является.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в мэрия г. Ярославля ненадлежащим образом исполнила обязанность по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по содержанию в нормативном состоянии автомобильной дороги в границах городского округа, обеспечению безопасности дорожного движения на ней, что является основанием для наступления ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу разъяснений, содержащихся в п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из представленного истцом экспертного заключения ИП М.М.М. № 018/06/2023 от 21.07.2023 года стоимость восстановительного ремонта автомобиль 1, г.р.з. №, принадлежащего Петросяну Н.А.., составляет 282800 руб., утилизационная стоимость запасных частей, подлежащих замене, составляет 744,25 руб., стоимость утилизации РТИ – 145,70 руб.
Согласно акту осмотра ТС от 08.06.2023 года № 018/06 экспертом М.М.М. выявлены следующие повреждения транспортного средства истца: диск колесный передний правый – вмятина наружной закраины с выборкой металла; шина колеса переднего правого – обширный поперечный разрыв наружного борта; шина колеса заднего правого – деформация наружного борта в виде вздутия.
В заключении в качестве причины возникновения технических повреждений транспортного средства указано рассматриваемое дорожно-транспортное происшествие от 28.05.2023 года.
Допущенный к участию в судебном заседании специалист М.М.М. выводы заключения поддержал, пояснил, что в данном случае измерять износ неповрежденных шин не было необходимости, износ шин происходит равномерно для каждой шины, одинаковый на всех шинах. Автомобиль полноприводный, поэтому в соответствии с техническими требованиями и методическими рекомендациями замене подлежат все шины.
Суд не имеет оснований не доверять выводам эксперта-техника М.М.М., который обладает необходимыми познаниями в области оценки повреждений автотранспортных средств. Выводы специалиста о характере повреждений транспортного средства подтверждаются иными доказательствами, в том числе фотографиями с места ДТП, фотографиями с осмотра транспортного средства.
Оснований полагать, что указанные повреждения образовались при иных обстоятельствах, не имеется. При сравнении фотографий и материалов других ДТП от 19.10.2021, 15.10.2022, 03.06.2022, 16.11.2023 с участием транспортного средства истца видно, что повреждения, полученные автомобилем в указанных ДТП, не совпадают с повреждениями, которые получило транспортное средство в ДТП 28.05.2023.
Лицами, участвующими в деле, обоснованные возражения, подтвержденные соответствующими доказательствами, о причинах возникновения повреждений и о стоимости восстановительного ремонта автомобиля, не представлены.
Поскольку взыскание в пользу истца стоимости восстановительного ремонта автомобиля без учёта износа заменяемых запасных частей с оставлением у истца запасных частей, подлежащих замене, порождает у истца неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ) за счёт ответчика и не соответствует принципу полного возмещения вреда, который предполагает недопустимость взыскания потерпевшему в счёт возмещения вреда суммы, превышающей фактически причинённый вред, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства должна быть уменьшена на утилизационную стоимость поврежденных деталей, подлежащих замене на новые, определенную экспертом-техником в сумме 889,95 (744,25+145,70) руб.
Таким образом, с мэрии г. Ярославля в пользу истца в счет возмещения причиненного ему ущерба следует взыскать 281910,05 руб. (282800 руб. (стоимость восстановительного ремонта) – 889,95 руб. (утилизационная стоимость запасных частей)).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно квитанции, приложенной к исковому заявлению, истцом при обращении в суд уплачена госпошлина в размере 6019 руб. (л.д. 3), понесены расходы на проведение оценки ущерба в размере 4600 руб. (л.д. 11), расходы по копированию 900 руб. (л.д. 10), расходы на оплату услуг отправления почтовой корреспонденции в размере 273 руб. (л.д. 25).
Суд учитывает относимость данных расходов к настоящему гражданскому делу и их необходимость для защиты нарушенного права истца в судебном порядке, поэтому указанные расходы подлежат возмещению за счет ответчика в полном объеме.
В силу статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела в размере 30000 руб., подтверждены документально договором об оказании юридических услуг и квитанцией (л.д. 8-9).
С учетом невысокой степени сложности настоящего дела, в отношении категории которого сложилась определенная судебная практика, объема оказанных представителем услуг, количества судебных заседаний по делу, суд считает разумным и справедливым определить предельный размер расходов на оплату услуг представителя в суде первой инстанции в размере 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Петросяна Нарека Александровича к мэрии города Ярославля удовлетворить.
Взыскать с мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234) в пользу Петросяна Нарека Александровича (автомобиль 1) в возмещение ущерба 281910,05 руб., в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 6019 руб., по проведению оценки ущерба 4600 руб. по оплате услуг представителя 15000 руб., по копированию документов 900 руб., по оплате почтовых услуг 273 руб.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля (ИНН 7604259633) отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов