Дело № 2-2790/2024

УИД 65RS0001-01-2023-012323-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2024 года                                               город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Ли Э.В.,

при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,

с участием представителя истца ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Управление мониторинга городского хозяйства» к Обществу с ограниченной ответственностью «Искра» о возложении обязанности включить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в состав общего имущества собственников многоквартирного дома и содержать данное имущество в соответствии с установленными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

25 декабря 2023 года истец муниципальное казенное учреждение «Управление мониторинга городского хозяйства» (далее – МКУ «УМГХ») обратилась в суд с данным исковым заявлением к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Искра» (далее – ООО «Искра»), указав следующие обстоятельства. Ответчик осуществляет управление многоквартирным домом (далее – МКД) <адрес>, под которым сформирован земельный участок с кадастровым номером , находится на праве общей долевой собственности. В границах данного земельного участка располагается на протяжении более 9 лет площадка для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). В рамках муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы» проведены работы по обустройству площадки для сбора ТКО с использованием евроконтейнеров закрытого типа – установлены 4 евроконтейнера закрытого типа и 1 контейнер для раздельного мусора. Контейнерная площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, находится на балансе истца, который несет расходы по ее содержанию. В письме Минстроя России от 04 октября 2019 указано, что земельный участок под МКД сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, являются общей собственностью собственников помещений данного МКД. Организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок с контейнерами и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД и является обязанностью управляющей компании. Истцом в адрес ответчика направлено письмо о принятии мер по проведению общего собрания собственников по вопросам включения мусорных контейнеров в состав общего имущества собственников, включения в перечень работ услуг по содержанию и обслуживанию контейнеров и включении в тариф стоимости указанных услуг, на который ответ не предоставлен. Учитывая, что истец является некоммерческой организацией, финансируется за счет местного бюджета, тогда как законодателем обязанность по содержанию общего имущества, к числу которого относится место накопления ТКО, возложена на собственников МКД, МКУ «УМГХ» просит суд обязать ООО «Искра», включить 4 евроконтейнера для мусора и 1 контейнер для раздельного сбора ТКО в состав общего имущества собственников МКД, содержать данное имущество в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

В судебном заседании представитель истца Администрации города Южно-Сахалинска ФИО, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по изложенным в заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ. Судебная корреспонденция возвращена по истечении срока хранения ввиду неявки адресата по извещению.

Согласно разъяснениям п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

В силу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик в установленном порядке был извещен о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ». Об уважительных причинах не явки ответчик не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД.

Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управляющая организация оказывает услуги по управлению МКД, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.

Из искового заявления следует, что ООО «Искра» осуществляет управление МКД, расположенным по <адрес>», что подтверждается данными с официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доказательств обратному ответчиком не предоставлено.

По выписке из ЕГРН от 19 июня 2023 года земельный участок под МКД по <адрес> образован, состоит на государственном кадастровом учете с 22 мая 2013 года, присвоен кадастровый , вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом.

В подтверждение доводов о расположении контейнерной площадки для сбора ТК в границах вышеуказанного земельного участка истцом представлен акт-согласование места расположения мусорных контейнерных площадок (далее – МКП) от 16 октября 2013 года, согласно которому согласовано место расположения МКП с юго-западной стороны <адрес>, за счет средств городского бюджета оборудовано МКП: установлена плита, ограждение, отсек для крупногабаритного мусора. Также в деле имеется информация Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска о фактическом расположении контейнерной площадки от 23 июня 2023 года.

Согласно ведомости остатков МКУ «УМГХ» по состоянию на 15 декабря 2023 года на балансе истца состоят 4 евроконтейнера закрытого типа и 1 контейнер для раздельного мусора, расположенные по <адрес>

Место (площадка) накопления ТКО по <адрес> состоит в соответствующем реестре, собственником является муниципальное образование городской округ «Город Южно-Сахалинск», что подтверждается выпиской из реестра от 25 октября 2023 года.

Заявляя исковые требования, истец полагает, что контейнеры для сбора ТКО подлежат включению в общее имущество собственников МКД <адрес> и возложению на собственников имущества обязанности по содержанию места сбора ТКО.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Вопросы о порядке использования и благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (статьи 44, 44.1 ЖК РФ).

На основании ч.4 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.2 ст.136 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания в МКД, порядок их оказания и выполнения утвержден Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, где в п. 26(1) приведено, что в такой перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в подпункте «д(2))» пункта 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

На основании п. 3.7.1. постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в числе прочего, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Из вышеприведенных норм ЖК РФ следует, что вопрос о включении имущества в состав общедомового имущества отнесен к исключительной компетенции собственников помещений МКД, как и вопрос содержания такого имущества, тогда как управляющая организация таким правом не наделена, действует согласно заключенному договору управления МКД.

Фактическое расположение контейнеров для сбора ТКО на земельном участке под МКД достаточным основанием для признания данного имущества общедомовым не является, учитывая, что контейнеры для сбора ТКО состоят на балансе МКУ «УМГХ», а место (площадка) накопления ТКО принадлежит муниципальному образованию.

Контейнеры для сбора ТКО и место для их размещения имеют законных владельцев, поэтому не являются общим имуществом собственником МКД, в связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению в общее имущество собственников МКД № 13 «А» г. Южно-Сахалинска данного имущества и возложению обязанности по содержанию контейнерной площадки являются неправомерными.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5).

На основании пункта 6 статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), где в пункте 4 установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил № 1156).

При этом, пункт 13(1) Правил № 1156 определяет, что региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 24.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, …

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность ответчика, как управляющей организации, по приобретению, размещению и содержанию контейнеров для мусора отсутствует, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований также не имеется.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований МКУ «УМГХ» к ООО «Искра» в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                           ░.░. ░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                           ░.░. ░░

2-2790/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ Управление мониторинга городского хозайства
Ответчики
ООО "Искра".
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Ли Эльвира Васильевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.03.2024Предварительное судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее