Дело № 2-234/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
истицы Додельцевой Н.В.,
представителя ответчика ООО «Городская управляющая компания» Смирновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Зрядчикова Н.Л., Додельцевой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» о возложении обязанности установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома,
У С Т А Н О В И Л:
Зрядчиков Н.Л. и Додельцева Н.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее ООО «Городская управляющая компания») о возложении обязанности установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома.
Исковые требования обоснованы тем, что в <ДД.ММ.ГГГГ> на многоквартирном доме по адресу: <адрес>, был проведен капитальный ремонт крыши, в ходе ремонта в нарушение строительных норм и правил не были установлены снегозадерживающие устройства. Из-за отсутствия снегозадерживающих устройств возникает угроза схода снега с крыши, а следовательно, к возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан. С <ДД.ММ.ГГГГ> жители данного многоквартирного дома неоднократно обращались к ООО «Городская управляющая компания» с заявлениями об установке снегозадерживающих устройств, при первоначальных обращениях управляющая организация соглашалась установить снегозадерживающие устройства, в дальнейшем от их установки отказалась. Собственники помещений в многоквартирном доме провели общее собрание, на котором было принято решение об установке снегозадерживающих устройств, однако данные устройства до настоящего времени не установлены. Истцы полагают, что снегозадерживающие устройства должны быть приобретены и установлены управляющей организацией за счет денежных средств, оплачиваемых собственниками помещений в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения. На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, п. 9.12 «СП 17.13330.2011 Свода правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 784, истцы просят возложить на ООО «Городская управляющая компания» обязанность установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Истица Додельцева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что полагает, что снегозадерживающие устройства должны быть приобретены и установлены ООО «Городская управляющая компания» за счет денежных средств, оплачиваемых собственниками за содержание и ремонт жилого помещения, поскольку снегозадерживающие устройства входят в состав крыши многоквартирного дома, который является общим имуществом, за содержание которого собственники и оплачивают денежные средства. Капитальный ремонт крыши проводился в <ДД.ММ.ГГГГ>, вместе с тем, истцы полагают, что в силу п. 9.12 СП 17.13330.2011 при проведении капитального ремонта крыши на ней должны были быть установлены снегозадерживающие устройства, поскольку заказчиком работ по капитальному ремонту являлось ООО «Городская управляющая компания», которая приняла работы с недостатком в виде отсутствующих снегозадерживающих устройств, именно управляющая организация в настоящее время должна за свой счет или за счет денежных средств, оплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме за содержание и ремонт общего имущества, установить снегозадерживающие устройства. Кроме того, обращала внимание суда, что ООО «Городская управляющая компания» за время управления общим имуществом многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, фактически услуг по управлению не оказывала, в зимний период времени управляющая организация уклонялась от очистки от снега крыши и придомовой территории.
Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания» Смирнова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания» Штанов Г.Р., извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, ранее участвующий в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установка снегозадерживающих устройств на крыше многоквартирного дома не входит в перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проводился в <ДД.ММ.ГГГГ>., денежные средства на ремонт крыши выделяла Администрация Фурмановского городского поселения, данные средства были выделены не из фонда капитального строительства, ремонт был проведен на ту сумму, которые выделили органы местного самоуправления, установка снегозадерживающих устройств не была указана в смете, на <ДД.ММ.ГГГГ> в СП 17.13330.2011 не имелось требования о необходимости установки снегозадерживающих устройств на кровле здания.
Истец Зрядчиков Н.Л. и третье лицо Правдина Л.М., извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ранее участвующие в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснениях истцов в судебном заседании.
Третье лицо Воротов Н.В., представитель третьего лица Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, представитель третьего лица Администрации Фурмановского муниципального района, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по существу заявленных исковых требований суду не заявили.
Суд, выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено и из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является одноэтажным, четырехквартирным, построен в 1956 году, что следует из технического паспорта (т. 1, л.д. 23-24, 62-72), квартиры находятся в собственности Зрядчикова Н.Л., Додельцевой Н.В., ФИО 2, Свидетель №1 (т. 1, л.д. 53-56, 88-91, 94-97, 105-108, 111-113).
<ДД.ММ.ГГГГ> собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, выбрали способ управления многоквартирным домом в виде управления управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрали ООО «Городская управляющая компания», также собственники помещений утвердили форму договора управления, содержания и ремонта общедомового имущества, в подтверждение чего суду представлены копии протоколов собственников помещений в многоквартирном жилом доме (т. 1, л.д. 78, 79, 80), а также копия договора управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 81-85).
Постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 № 74-п была утверждена адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год, данной программой на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выделены денежные средства в размере 170.000 рублей, из них 100.000 рублей за ремонт внутриинженерных сетей, 70.000 рублей на утепление и ремонт фасадов.
Аналогичная программа в отношении капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, была утверждена постановлением Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (т. 1, л.д. 165-169).
Решением Совета муниципального образования «Фурмановское городское поселение» Первого созыва от 28.08.2009 № 62 была утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка муниципального жилого фонда города Фурманова в 2009-2013 годах», целью которой было повышение надежности жилого фонда города, в рамках данной программы за счет средств бюджета Фурмановского городского поселения на 2009 г. были выделены денежные средства на капитальный ремонт кровли в размере 940.000 рублей, выделенных на ремонт кровли многоквартирных домов <№> по <адрес> (ООО «ГУК») (т. 1, л.д. 231-236).
Договор на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, за истечением сроков архивного хранения документов, не сохранился (т. 1, л.д. 119). Вместе с тем суду представлен акт о приемке выполненных работ по проведению капитального ремонта кровли жилого дома, заказчиком выступало ООО «Городская управляющая компания», подрядчиком – ИП Смирнов А.В., общая стоимость работ и материалов составила 238.384 рубля, в числе материалов и работ установка снегозадерживающих устройств не указана (т. 1, л.д. 76-77).
В <ДД.ММ.ГГГГ> собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> обращались ООО «Городская управляющая компания» с заявлением, в котором просили решить вопрос со сходом снега с крыши, установить снегозадерживающие устройства, провести ремонт вентиляционной трубы (т. 1, л.д. 5). На данном заявлении имеется резолюция директора управляющей организации «установка снегозадержателей до <ДД.ММ.ГГГГ>., ремонт дымохода <ДД.ММ.ГГГГ>
Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания» Штанов Г.Р. в судебном заседании показал, что в <ДД.ММ.ГГГГ> управляющая организация была готова за свой счет провести работы по установке снегозадержателей в случае приобретения их собственниками помещений в многоквартирном доме.
В <ДД.ММ.ГГГГ>. собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> повторно обращались ООО «Городская управляющая компания» с заявлением, в котором просили установить снегозадерживающие устройства (т. 1, л.д. 6).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> ООО «Городская управляющая компания» сообщила собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> том, что установка снегозадерживающих устройств запланирована на 4 квартал текущего года при наличии денежных средств на данный вид работ (т. 1, л.д. 7).
В связи с отсутствием снегозадерживающих устройств на крыше многоквартирного дома по адресу: <адрес> собственники помещений неоднократного обращались с жалобами в прокуратуру, органы местного самоуправления и Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области (т. 1, л.д. 8, 11-12).
Письмами от <ДД.ММ.ГГГГ> и от <ДД.ММ.ГГГГ> Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области сообщила, что согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести общее собрание, в том числе и по вопросу установки снегозадерживающих устройств и установить размер финансирования данного вида работ (т. 1, л.д. 9-10, 13-14).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области сообщила, что в ходе осмотра многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, установлено, что многоквартирных жилой дом имеет скатную кровлю, снегозадерживающих устройств не выявлено, снегозадерживающие устройства в составе общего имущества многоквартирного дома не значатся, в связи с чем, вменить управляющей организации обязанность по его установке не представляется возможным. Решение вопроса об установке снегозадерживающих устройств относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1, л.д. 201-202).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области сообщила, что установка снегозадерживающих устройств не входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>. Поэтому финансирование работ по установке снегозадерживающих устройств должно осуществляться за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме (т. 1, л.д. 203-204).
<ДД.ММ.ГГГГ> собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, провели общее собрание, на котором приняли решения о приобретении снегозадерживающих устройств в количестве 45 погонных метров за счет средств управляющей компании, установке снегозадерживающих устройств силами управляющей компании (т. 1, л.д. 15-16).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> ООО «Городская управляющая компания» сообщила собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> том, что приобретение и установка снегозадерживающих устройств не входит в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация готова рассмотреть вопрос установки снегозадерживающих устройств в случае приобретения их собственниками помещений в многоквартирном доме (т. 1, л.д. 17).
Из видеорепортажа на Фурмановском телевидении за <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома по адресу: <адрес>, отсутствуют, крыша многоквартирного дома и придомовая территория от снега не очищены (т. 1, л.д. 18).
Истцы полагают, что отсутствие снегозадерживающих устройств на крыше многоквартирного дома по адресу: <адрес>, является недостатком капитального ремонта крыши многоквартирного дома, поскольку строительными нормами и правилами предусмотрена обязательная установка снегозадерживающих устройств. Поскольку заказчиком работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома выступало ООО «Городская управляющая компания» именно ответчик по мнению истцов обязан в настоящее время установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома.
Судом установлено, что действительно в <ДД.ММ.ГГГГ> был проведен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, капитальный ремонт проводился за счет денежных средств, выделенных <ДД.ММ.ГГГГ> Советом муниципального образования «Фурмановское городское поселение», договор подряда на проведение капитального ремонта заключен <ДД.ММ.ГГГГ>, капитальный ремонт крыши был окончен <ДД.ММ.ГГГГ>.
Согласно разделу 6 постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2009 № 74-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год» ответственность за целевое использование бюджетных средств, выделяемых по Программе, объемы и качество выполненных работ несут органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы. Финансирование за счет средств Фонда и средств областного бюджета в рамках Программы осуществляется в виде субсидий для обеспечения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Истцы в обоснование своих требований ссылаются на п. 9.12 «СП 17.13330.2011 Свода правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 784, утратившего силу с 01.08.2020, согласно которому на кровлях зданий с уклоном 5% (~ 3°) и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства.
Вместе с тем, «СП 17.13330.2011 Свода правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76» был введен в действие Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 № 784 с <ДД.ММ.ГГГГ>, то есть спустя полтора года после заключения договора на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В «СНиП II-26-76. Строительные нормы и правила. Кровли», утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 226, в редакции от 27.06.1979, требований об установке снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов не имелось.
В «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные», принятых Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 109 требований об установке снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов также не имелось.
Требование об установке снегозадерживающих устройств имелось только в п. 1.89а «СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения», утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78, в редакции от 23.06.2003, однако данные нормы и правила распространялись только на общественные здания высотой от 10 метров, на многоквартирные жилые дома данные правила на распространялись.
Поскольку впервые требования о необходимости установки снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов были введены с <ДД.ММ.ГГГГ>, капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, был завершен <ДД.ММ.ГГГГ>, как следует из акта о приемке выполненных работ, услуги по установке снегозадерживающих устройств не заказывались и не оплачивались, после <ДД.ММ.ГГГГ> капитальный ремонт крыши больше не проводился, учитывая, что на момент проведения капитального ремонта крыши строительные нормы и правила не содержали требований об установке снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов, учитывая, что как следует из пояснений истцов в судебном заседании ранее снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома установлены не были, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по установке снегозадерживающих устройств по причине ненадлежащего контроля за объемами и качеством выполненных работ по капитальному ремонту крыши не имеется.
Также истцы полагают, что работы по установке снегозадерживающих устройств на крыше многоквартирного дома входят в перечень работ, которые управляющая компания обязана выполнять в рамках исполнения своих обязательств по договору управления общим имуществом многоквартирного дома.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением от 13.08.2006 № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 03.04.2013 № 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ (далее - Правила № 290).
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Согласно п. 35 Правил № 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества зависит от его состава.
Из норм действующего законодательства следует, что управляющие организации оказывают услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, вместе с тем, как установлено в судебном заседании, снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома по адресу: <адрес>, никогда установлены не были, в связи с отсутствием снегозадерживающих устройств они в состав общего имущества многоквартирного дома не входят, следовательно, управляющая организация не может их содержать; обязанность по приобретению общего имущества многоквартирного дома на управляющие организации действующим законодательством не возложена.
Правилами № 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в п. 7 которых указаны работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Таким образом, судом установлено, что установка снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов не входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» также не указано на обязанность управляющих организаций по установке снегозадерживающих устройств на крышах многоквартирных домов.
Как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Городская управляющая компания» Штанова Г.Р. собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций.
Согласно методическим рекомендациям по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме осуществляется исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из изложенного следует, что в рамках исполнения своих обязательств по договору управления многоквартирным домом ООО «Городская управляющая компания» обязана оказывать собственникам помещений в многоквартирном доме работы и услуги, перечисленные в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 и в договоре управления многоквартирным домом (т. 1, л.д. 81-85). Однако ни в Минимальном перечне, ни в договоре управления многоквартирным домом на ООО «Городская управляющая компания» не возложена обязанность по установке снегозадерживающих устройств.
Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, взаимным, возмездным. Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. Предметом договора является услуга, оказываемая исполнителем. Условие о предмете имеет характер существенного. Оно считается согласованным, если в договоре перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. Услуга по приобретению и установке снегозадерживающих устройств на крыше многоквартирного дома является платной. Поэтому возложение обязанности по ее предоставлению возможно только при наличии доказательств ее оплаты. Доказательств того, что собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о сборе денежных средств на приобретение и установке снегозадерживающих устройств, что данная плата была включена собственникам помещений в ежемесячную плату, а также доказательства того, что собственники помещений в многоквартирном доме в полном объеме собрали денежные средства на приобретение и установке снегозадерживающих устройств, суду не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что приобретение и установка снегозадерживающих устройств не входит в перечень услуг, оказываемых ООО «Городская управляющая компания», следовательно расходы по приобретению и установке снегозадерживающих устройств не входят в размер ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме не принимали решения о внесении дополнительных денежных средств на приобретение и установку снегозадерживающих устройств, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы истцов и третьего лица Правдиной Л.М. о том, что ООО «Городская управляющая компания» не оказывает услуг по очистке крыши многоквартирного дома и придомовой территории от снега в зимний период, что также подтвердили допрошенные по делу свидетели, основанием к удовлетворению исковых требований не является. Если собственники помещений в многоквартирном доме полагают, что управляющей организацией не оказываются или оказываются ненадлежащим образом услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, они вправе обратиться с претензией о перерасчете платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Благоприятные и безопасные условия проживания граждан должны обеспечиваться надлежащим и своевременным выполнением управляющей организацией работ из числа минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а не путем возложения на ответчика обязанностей, не предусмотренных законом. Неоказание услуг, предусмотренных условиями договора и нормами закона, не может являться основанием для возложения на исполнителя обязанностей не предусмотренных ни законом, ни договором.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Зрядчикова Н.Л., Додельцевой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» о возложении обязанности установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома отказать
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Зрядчикова Н.Л., Додельцевой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» о возложении обязанности установить снегозадерживающие устройства на крыше многоквартирного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>