Дело №2-13/2021
УИД 34RS0038-01-2020-001278-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2021 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Кердан Л.Н.,
при секретаре Ирхиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО <.....> к Балахонову <.....> о признании договора купли-продажи недействительным.
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО <.....> обратился в суд к Балахонову <.....> о признании договора купли-продажи недействительным.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор купли-продажи объектов недвижимости: нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности № и нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности №, расположенные по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдано свидетельство о регистрации права.
Вместе с тем отчуждение пруда без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, нарушает статью 8 Водного кодекса Российской Федерации, что влечет недействительность договора.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ООО <.....> и Балахоновым <.....> недействительным по признакам ничтожности.
Представитель истца Нурушев Р.У. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика Токарева Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представители третьего лица – ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Юркова Е.В. и Гудиев А.А. в судебном заседании в иске просили октазать, указывая, что данный иск о признании договора купли – продажи недействительным направлен на избежание Балахоновым В.Ю. налоговой ответственности.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 4 Водного Кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2007 года, установлено, что водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 5 ВК РФ пруды относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Из системного толкования вышеперечисленных норм закона следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой искусственно созданные, обособленные водные объекты, в отношении которых предусмотрен особый правовой режим по сравнению с иными водными объектами.
При этом, указанные в статье 8 Водного кодекса Российской Федерации обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества; пруды и обводненные карьеры должны следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГг между истцом ООО <.....> и ответчиком Балахоновым <.....> заключен договор купли продажи.
В соответствии с условиями договора Балахонов В.Ю. (Продавец) передал в собственность, а ООО <.....> (Покупатель) в лице директора ФИО7 принял в собственность и оплатил недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>: нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности № и нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности №.
Согласно сведениям, представленным, Среднеахтубинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области на нагульный пруд с рыбоуловителями №, с кадастровым номером <.....>, и нагульный пруд с рыбоуловителями №, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО <.....> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, из материалов дела следует, что предметом договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГг. земельный участок, находящейся под прудами не являлся, доказательств обратному не представлено.
Таким образом, при рассмотрении гражданского дела судом установлено, что продажа спорного пруда была осуществлена без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии сделки требованиям закона, что в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 6 декабря 2011 года, действующей на момент совершения сделки) влечет ее недействительность (ничтожность), поскольку Земельным кодексом РФ установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Следовательно, сам пруд следует судьбе участка, на котором располагается.
Как установлено судом, стороны совершили и исполнили ничтожную сделку.
Возвращение каждой из сторон всего полученного по недействительной сделке осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, согласно которому возвращение полученного носит двусторонний характер.
Это означает, что решение суда по требованию, заявленному в соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, должно разрешать вопрос об обязанности каждой из сторон вернуть все полученное по сделке.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО <.....> и Балахоновым <.....> недействительным в виду его ничтожности, а также погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ООО <.....> на нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности №, с кадастровым номером № и нагульный пруд с рабоуловителями № общей площадью <.....> кв.м., кадастровый (условный) №, запись о регистрации права собственности №, с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ <.....> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ <.....> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) №, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ <.....> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ <.....> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) №, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-13/2021,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.