Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В.,
с участием административного истца судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Ворониной Е.П.
при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Ворониной Е.П. об установлении Серову С.А. временного ограничения на пользование правом управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Воронина Е.П. обратилась в суд с иском к Серову С.А. о временном ограничении на пользование правом управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Судебный пристав-исполнитель просила суд в соответствии с п. 3 ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» установить временное ограничение на пользование должником Серовым С.А., ДАТА г.р., уроженцем АДРЕС, проживающим по адресу АДРЕС, специальным правом в части водительского удостоверения (водительское удостоверение № от ДАТА г.) по ИП № от 05.09.2013 г. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей: *** в пользу Серовой С.А., в связи с тем, что исполнительным документом является не судебный акт, а нотариальное соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка № от 21.03.2012 г. Задолженность по алиментам по состоянию на 25.11.2019 г. составляет 359 832,49 рублей.
Административный истец СП Воронина Е.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что у неё на исполнении имеется ИП № возбужденное 05.09.2013г. на основании нотариального соглашения об уплате алиментов Серовым С.А. на содержание несовершеннолетних детей в пользу Серовой С.А. на 25.11.2019г. Серов С.А. имеет задолженность по алиментам в размере 359832 руб. 49 коп. Ею предпринимались, и иные меры с целью побуждения должника погасить задолженность по алиментам. В частности он неоднократно вызывался в ОСП, производились выходы по месту его жительства, однако ни разу застать его дома не удалось. Был объявлен в розыск, сейчас розыск прекращен. Серов С.А. привлекался к административной ответственности в частности 23.07.2019г. по ст. 5.35 КоАП с назначением наказания в виде обязательных работ. Ею неоднократно выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника. Наложен запрет на регистрационные действия в отношении транспортного средства должника. По сведениям предоставленным Пенсионным Фондом РФ Серов С.А. постоянного официального места работы не имеет. Обстоятельств предусмотренных ч.4 ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» не позволяющих применить в отношении Серова С.А. временное ограничение на пользование специальным правом не установлено. Просит суд установить временное ограничение на пользование Серовым С.А. специальным правом- в части права управления транспортным средством до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Административный ответчик Серов С.А. в судебном заседании не участвовал. Был согласно имеющегося в материалах дела почтового уведомления надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Уважительных причин неявки суду не представил. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял (л.д.17)
Заинтересованное лицо Серова С.А. в судебном заседании не присутствовала. Извещена о времени и месте рассмотрения дела согласно имеющегося в материалах дела почтового уведомления надлежащим образом. Уважительных причин неявки суду не представила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла (л.д.16)
Дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД МО МВД «Шарьинский», который был надлежащим образом уведомлен о времени и места рассмотрения дела. Ходатайствовал о проведении судебного заседания без участия их представителя (л.д.11,18).
Руководствуясь положениями ч.7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело, без участия указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела
Выслушав мнение административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав - исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.
Выбор конкретных исполнительных действий входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, должен соответствовать действующему законодательству, и направлен на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю предоставлено право устанавливать временное ограничение на пользование должником специальным правом.
В соответствии со статьей 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадроциклами, трициклами и квадроциклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (часть 1).
При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом (часть 2).
Если исполнительный документ, содержащий требования, указанные в части 2 настоящей статьи, не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом (часть 3).
При этом правилами части 4 статьи 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае: 1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию; 2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания; 3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом; 4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей; 5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, по смыслу законодательства временное ограничение на пользование специальным правом управления транспортными средствами в ходе исполнения требований исполнительного документа, не являющегося судебным актом и выданного не на основании судебного акта, может быть установлено в случае виновного уклонения от исполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований исполнительного документа; наряду с этим, возможность применения таких мер воздействия на должника должна быть соразмерна требованиям, содержащимся в исполнительном документе, обусловлена безрезультатностью примененных к должнику иных мер воздействия (исполнительных действий и мер принудительного исполнения), в выборе которых для целей исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель не ограничен.
Так, судебный пристав-исполнитель Воронина Е.П., действуя в рамках предоставленных ей законом полномочий, обратилась в Шарьинский районный суд с административным исковым заявлением об установлении для Серова С.А. временного ограничения на пользование специальным правом в виде права на управление транспортными средствами. (л.д. 3).
Как установлено судом 21.03.2012 года между Серовым С.А. и Серовой С.А. было заключено нотариальное соглашение № об уплате алиментов, по условиям которого Серов С.А. начиная с марта 2012 года и не позднее 25 числа текущего месяца обязался ежемесячно уплачивал алименты на содержание *** в размере 4 000 рублей путем перечисления почтовым переводом в отделение связи по месту жительства Серовой С.А. Указанные алименты подлежат ежегодному увеличению на пять процентов (п.1.1). Нотариальное соглашение заверено нотариусом Шарьинского нотариального округа Костромской области Ш.Л.Н., и подписано обеими сторонами. (л.д. 4-5).
05.09.2013 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам на основании нотариального соглашения об уплате алиментов № от 21.03.2016, было возбуждено исполнительное производство № в отношении Серова С.А., о взыскании с него алиментов на содержание детей в пользу взыскателя Серовой С.А. (л.д. 6-7)
В соответствии с Постановлением о расчете задолженности по алиментам от 25.11.2019 г. на момент расчета за должником Серовым С.А. числилась задолженность по алиментам в размере 337 458 руб. 91 коп. По расчету судебного пристава за период с 23.07.2019 г. по 25.11.2019 г., с учетом частичной оплаты, задолженность составила 22 373 руб. 58 коп. Итого по состоянию на 25.11.2019 г. Серову С.А. определена задолженность в размере 359 832 руб. 49 коп. (л.д. 8).
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Воронина Е.П. пояснила, что ею предпринимались возможные меры для побуждения должника Серова С.А. к погашению задолженности по алиментам. В частности 18.12.2017г. было вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства (л.дю.21-22). Неоднократно выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника находящиеся в банке или иной кредитной организации (л.д.23-32). Со счетов Серов С.А. Дважды в 2019г. поступали денежные средства 28.08.2019г. и 05.12.2019г. (л.д.33,34).
Согласно ответа УПФРФ в г.Шарья Серов С.А. постоянного официального места работы не имеет (л.д.35)
Согласно информации предоставленной регистрационно-экзаменационным отделением ГИБДД МО МВД России «Шарьинский» по состоянию на 04.12.2019 г. у Серова С.А., ДАТА года рождения, имеется водительское удостоверение категории *, серия и номер №, выданное ДАТА, действительное до ДАТА (л.д. 14-15).
Таким образом, обстоятельств, при наличии которых ограничение специального права не может применяться, в ходе судебного разбирательства по данному административному делу не установлено, доказательств обратного ответчиком Серовым С.А. суду не представлено. Административный ответчик Серов С.А. не освобожден в установленном законом порядке от исполнения обязанности по уплате алиментов и должен принимать меры к погашению имеющейся задолженности.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что в данном случае имеются установленные законом основания и условия для применения в отношении административного ответчика такой меры принудительного исполнения как временное ограничение на пользование должником специальным правом управления транспортными средствами, должник уклоняется от добровольного исполнения требований исполнительного документа, суммы взыскания превышает 10 000 руб., основания, когда временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться не установлено, испрашиваемые ограничительные меры соразмерными требованиям, содержащимся в исполнительных документах.
В данном случае временное ограничение на пользование должником специальным правом, направлено на установление дополнительных гарантий скорейшего и эффективного исполнения требований исполнительных документов, а также является мерой воздействия на должника, добровольно не исполняющего соглашение об уплате алиментов.
Временное ограничение пользования Серовым С.А. правом управления транспортным средством должно быть установлено до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Истец судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Серова С.А. Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа город Шарья Костромской области в соответствии с п. 3 ст. 333.19. НК РФ по требованиям неимущественного характера составляет 300 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам об установлении Серову С.А. временного ограничения на пользование правом управления транспортными средствами, удовлетворить.
Установить Серову С.А., ДАТА г.р., уроженцу АДРЕС, имеющему водительское удостоверение категории *, № от ДАТА действительное до ДАТА, г. временное ограничение на пользование специальным правом в виде права управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Взыскать с Серова С.А. в доход бюджета городского округа город Шарья государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: О.В. Игуменова
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2019 г.