РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 сентября 2019 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю.
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском с последующим уточнением Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, взыскании судебных расходов, указав, что он, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с 14 июня по ДД.ММ.ГГГГ в составе воинской части № принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Данный факт подтверждается удостоверением №Б 014025, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием: ставшего инвалидом и военным билетом №ТН 0489325. В результате полученной дозы радиации здоровью истца был причинен значительный ущерб и как следствие потеря 60% трудоспособности. Истец является инвалидом III группы в связи с полученным увечьем, что подтверждается справкой филиала № главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> №. Согласно п.25 ст. 14 базового Закона №179-ФЗ ему с 06.06.1996г. впервые назначена выплата в виде возмещения вреда здоровью <адрес>. Возмещение вреда - это не поблажка, не оказание социальной помощи, это обязанность причинителя вреда возместить пострадавшему убытки, которые последний понес и будет нести в дальнейшем в связи с утратой здоровья. Причинителем вреда в данном случае является государство. Начиная с ДД.ММ.ГГГГг. выплата возмещения вреда здоровью рассчитывалась из минимального размера оплаты труда. Растет из минимального размера оплаты труда (МРОТа) является одним из видов установления суммы выплаты и применяется в тех случаях, когда заработок лица, получившего вред здоровью при вышеуказанных обстоятельствах, отсутствует или не подтвержден. На данный момент данная выплата в виде возмещения вреда здоровью соответствует 3961 рублей 16 копеек в месяц. При этом у истца на момент получения вреда здоровья заработок был, он подтвержден записью в пенсионном свидетельстве и соответствует 565 рублей 88 копеек в месяц. До 15.02.2001г. правоотношения по возмещению вреда, причиненного Чернобыльской катастрофой, регулировались п.25 ст.14 Закона (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. №179-ФЗ). Истец считает, что выплата ему рассчитана неверно, без расчета заработка и сумма возмещения вреда здоровью (ВВЗ) существенно занижена и рассчитана с грубейшими нарушениями. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997г. до 1.07.2000г. поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (ФЗ от 09.01.1997г. № и от 19.06.2000г.№82-ФЗ). Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких - либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000г. исходя из базовой суммы, установленной ст.4 ФЗ от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст.З ФЗ от 07.08.2000г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ». Суммы возмещения индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000г. равного 1,581 (132:83.49), а с 01.01.2001г. с учетом коэффициента равного 1.515 (200:132), при условии что в период с февраля 1997г. до ДД.ММ.ГГГГг. не производилась индексация указанных сумм на основании ч.З ст.5 базового Закона (в ред. ФЗ от 24.11.1995г.№ 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. N2288) исходя из роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст.3 названного Закона. Согласно п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. № в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. № суды вправе произвести индексацию сумм возмещение вреда за период с 1.07.2000г. с применением коэффициента роста МРОТ, равного 1,581, а с 01.01.2001г.- 1,515, при условии, что в период с 01.02.1997г. до 01.07.2000г. не производилась индексация указанных сумм исходя из роста потребительских цен. Индексация сумм возмещения вреда здоровью чернобыльцев с 01.01.2002г. должна осуществляться в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ. Несмотря на то что указанная норма вступила в действие с 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с 01.01.2002г. В связи с тем, что величина прожиточного минимума по <адрес> за 2000 год и 2001 год не рассчитывалась, впервые была определена только в 4 квартале 2001 года, и это позволяет применить сопоставимые величины - индекс роста величины прожиточного минимума по РФ - 1.244 определенный как соотношение величины прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2001 года к величине прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2000 года (1197:962 )= 1.244. После применения индекса 1.244 последовательно применяются коэффициенты изменения величины прожиточного минимума по <адрес>, по тому же принципу 4 квартал к 4 кварталу. С 01.01.2002г. по 31.12.2004г. года не произведена индексация на величину прожиточного минимума, а были применены индексы инфляции, в связи с чем, выплата оказалась заниженной, далее должна быть проиндексирована на величину прожиточного минимума 1.244. В соответствии с законом <адрес> «О потребительской корзине в <адрес>» от 19.11.01г. №-ГД величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально - демографическим группам населения, с ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается области ежеквартально. Также величина прожиточного минимума по <адрес> составляет: 4 квартал 2002 года - 1476 рублей 25 копеек, а в 4 квартале 20ДД.ММ.ГГГГ рублей 60 копеек. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в <адрес> составил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1.176 (1476 рублей 25 копеек:1255 рублей 18 копеек). Величина прожиточного минимума составляет 4 квартал 2001 года - 1255 рублей 18 копеек, в 4 квартале 2002 года - 1476 рублей 25 копеек. Индексация должна производится не зависимо от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в <адрес> составляет за период с 01.01.2004г.- 31.12.2004г.-1.138 (1680.60:1476.25), применяется индекс - 1.138. В период с 01.01.2005г. по 30.04.2019г. по уровню инфляции в 1.1; 1.09; 1.08; 1.105; 1.13; I.10; 1.065; 1.078; 1.055; 1.05; 1.055; 1.04; 1.054; 1.04; 1.04 что недополученные суммы подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой на основании Постановлений Правительства. Во исполнения указанного требования Закона Правительство РФ своими постановлениями ежегодно утверждало правило (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат. Указанное в Постановлении КС РФ от 19.06.2002г. ограничение распространяется на всех инвалидов, получившим возмещение вреда до 15.02.2001г., а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд. При вступлении в силу ст.2 Закона РФ от 12.02.2001г. №5-ФЗ истец получает сумму возмещения вреда в прежнем сохраненном размере, исчисленном для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при очередном переосвидетельствовании учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Принимая это во внимание, при разрешении после 15.02.2001г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты необходимо учитывать, что исходя из п.2 резолютивной части названного Постановления Конституционного суда РФ право на получение сумм возмещение вреда из заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Истец указывает, что выплачиваемая сумма ему не индексировалась в установленном Законом порядке, считает необходимым взыскать недополученную сумму, с учетом ранее выплаченной суммы начиная с 1.07.2000г. по 30.04.2019г. в соответствии с расчетами, приведенными ниже: 565884*0.001=565 руб.88 коп.*7=3961 руб. 16 коп. При применении данного положения базового Закона 7-семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствии с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда. В п 25 ч.1 ст.14 базового Закона (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не могла быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Задолженность перед истцом по выплате в возмещение вреда здоровью по состоянию на 30.04.2019г. составила 5329647 рублей 87 копеек, из следующего расчета: 34725+102500.12+128895.08+151513.56+172986.96+192015.48+209296.80+226040.52+250532.04+283141.92+299388.84+318849.12+344501.52+363449.04+381621.48+402610.68+417414.21 + 439882.68+458245.44+152037.38. Поскольку индексация подлежащих ему выплат не осуществлялась по вине Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> обязанных осуществлять эти выплаты, заключавшейся в заведомо неправильном начислении размеров и игнорировании требований Закона в части их индексации, истец считает необходимым взыскать задолженность, образовавшуюся в результате отказа в индексации в соответствии с законодательством за прошлое время с 1.07.2000г.-30.04.2019г. недополученную сумму в размере 5 329 647 руб.87 коп. единовременно за счет средств Федерального бюджета и назначить с 1.05.19г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 43 362 руб. 19 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством с учетом ранее выплаченных сумм с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> за счет Федерального бюджета в возмещение вреда здоровью причиненного повреждением здоровья вследствие катастрофы на ЧАЭС. Просил взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> за счет средств Федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000г. по 30.04.2019г. в размере 5329647 рублей 87 копеек единовременно, обязать Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> за счет средств Федерального бюджета назначить с 01.05.2019г. истцу ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 43362 рубля 19 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, взыскать судебные издержки в размере 60000 рублей.
В судебном заседании представители истца ФИО2 – ФИО5, ФИО9, действующие на основании доверенностей (л.д.38,48) уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности (л.д.51), в судебном заседании против удовлетворения уточненного иска возражал, просил в иске отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГКУ <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, представили отзыв на иск, в котором в удовлетворении исковых требований истцу просили отказать полностью (л.д.88-91).
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.25 ч.1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24.11.1995г.№ 179-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка.
Вместе с тем граждане, получавшие до 15.02.2001г. (времени вступления в силу ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ) возмещение вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 этого Закона сохраняют право на получение ранее установленных сумм возмещение вреда.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ, введенного в действие со ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данной норме гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ), введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми п. 25 ст. 14 данного Закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 этого Закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Частью 3 статьи 5 Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ) было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью был установлен частью 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которой размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной данной статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N31-ФЗ) был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно статье 3 указанного выше Закона размеры выплат, установленные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 или п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N3061-I) и ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ в редакции данного Федерального закона, индексируются с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
В 2004 году также была изменена редакция ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 8 ст. 3).
В новой редакции ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного Закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Впоследствии Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, определенного федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.
Так, на 2013 год Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N1255) был установлен порядок индексации с ДД.ММ.ГГГГ названных выше компенсаций с применением коэффициента 1,055.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее по тексту - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N1189) с ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок индексации указанных выплат с применением коэффициента 1,05.
Этими Постановлениями для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", получающих в твердой денежной сумме ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (до ДД.ММ.ГГГГ - п. 25 ч. 1 ст. 14), установлены размеры такой компенсации (с учетом индексации), которые для инвалида III группы составили с ДД.ММ.ГГГГ - 2949,08 рублей и с ДД.ММ.ГГГГ - 3097,29 рублей (абз. 2 п. 1 Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ N 1255 и от ДД.ММ.ГГГГ N 1189). Для категории инвалидов, получающих ежемесячную денежную компенсацию в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ), установлена индексация путем умножения ранее выплачиваемого размера компенсации на коэффициенты 1,055 и 1,05 (абз. 3 п. 1 Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ N 1255 и от ДД.ММ.ГГГГ N 1189, соответственно).
Из приведенного правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твердой сумме на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твердой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N11-П взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, признаны противоречащими принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствующими статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, касающиеся порядка индексации размеров названных выплат, и определено их ежегодное повышение пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Судом установлено, что истец ФИО2 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 14.06.1986г. по 21.07.1986г. (л.д.20,28-29).
ФИО2 является инвалидом третьей группы с 06.06.1996г. вследствие увечья, полученного в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с утратой профессиональной трудоспособности – 60% (л.д.21,22-23,24,25,26,27).
Истец является получателем компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что не отрицалось сторонами в ходе судебного заседания.
Период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер исчислялся исходя из условного месячного заработка.
Решениями Кировского районного суда <адрес> от 04.03.2008г. и 22.11.2010г. ФИО2 была установлена денежная компенсация, которая неоднократно индексировалась (л.д.79,81-84).
При установлении денежной компенсации в размере 2648 рублей 61 копейка судом были исследованы справки о заработной плате, т.к. расчет данной компенсации производится на основании среднего месячного заработка истца, представившего заявление в 1996 году.
На момент назначения (июнь 1996 года) суммы возмещения вреда ФИО2 размер семикратной МРОТ составлял 531300 рублей (75900р.х7), с учетом деноминации 531,5 рублей. Сумма возмещения вреда исчислена из фактического среднего заработка 565884 рубля, с учетом деноминации 565,8 рублей, т.е. сумма возмещения вреда была исчислена правильно, поскольку размер фактического среднемесячного заработка ФИО2 превышал семикратный МРОТ.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 26.02.2018г. по гражданскому делу № в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социально-демографической политики <адрес>, Федеральной службе по труду и занятости, ГКУ <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании произвести перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью отказано (л.д.99-100).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда решение Октябрьского районного суда <адрес> от 26.02.2018г. решение Октябрьского районного суда <адрес> оставлено без изменения и вступило в законную силу (л.д.100-103).
Из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что при разрешении после ДД.ММ.ГГГГ споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что суды не вправе осуществлять пересчет уже установленных до ДД.ММ.ГГГГ сумм возмещения вреда исходя из заработка.
Расчет ежемесячной суммы возмещения вреда, представленный истцом в уточненном исковом заявлении, неверен и противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы исчисления заработка для возмещения вреда (п.25 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и абзацу 3 ст.15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональный заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, требования истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, представленный расчет ежемесячной денежной компенсации и задолженности рассчитан неверно, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, обязании назначить ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий Т.Ю. Башмакова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.