Решение по делу № 2-56/2024 (2-1472/2023;) от 07.08.2023

            Дело

            УИД RS0-05

            Поступило в суд 07.08.2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

р.________                                                                          (дата)

Черепановский районный суд ________ в составе: председательствующего судьи Кутькиной Е.Б.,

при секретаре    Фокиной А.В.,

с участием истца П.В.В. (И.) В.В.,

её представителя Л.А.К.,

представителя отдела опеки и попечительства администрации ________ З.А.А., предоставившей доверенность,

представителя администрации ________ А.О.С., предоставившей доверенность,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.В. (И.) П.В.В. к отделу опеки и попечительства администрации ________ о признании решения органа опеки и попечительства ________ от (дата) незаконным; установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении; обязании органа опеки и попечительства администрации ________ включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении

УСТАНОВИЛ:

П.В.В. (И.) В.В. обратилась в суд с иском к отделу опеки и попечительства администрации ________ о признании решения незаконным, указывая, что ранее она относилась к числу лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец умер (дата) году, мать умерла (дата) году. Постановлением главы муниципального образования р.________ от 14.06.2005году её опекуном была назначена ее сестра И.О.В. 1980 года рождения. Этим же постановлением закреплена за ней жилая площадь и право проживания по адресу НСО, р.________. По праву наследования ей принадлежит 1/12 доля на квартиру, площадью 32,6 кв.м., расположенную по адресу: НСО, р.________. В 18 лет, в 2006 году она обращалась в органы опеки и попечительства ________ с заявлением о включении ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ей было отказано во включении в данный список, по тем основаниям, что она является собственником закрепленного за ней жилого помещения. Однако, органами опеки и попечительства не было учтено, обстоятельство, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения. В названном жилом помещении с регистрацией постоянного места жительства в 2006 году указано 4 человека, в том числе она, её сестра, сожитель сестры, и её племянник. На одного проживающего в квартире в 2006 году приходилось 8,15 кв.м., что меньше регионального стандарта. С 2007 года она не проживает в закрепленном помещении. В 2007-2008гг она обучалась очно в Колыванском сельскохозяйственном техникуме, проживала в общежитии. С 2009 по 2012 года обучалась очно в Новосибирском колледже олимпийского резерва. С 2008 года проживает на съемных квартирах, в закрепленном жилом помещении проживать невозможно, так как жилая площадь приходящегося на одного человека менее учетной нормы. В 2010 году у неё родился ребенок. Более того, согласно выписке из домовой книги по 2015 год в закрепленном за ней жилом помещении проживал гражданин, не являющийся членом ее семьи. Сожитель сестры, имеющий судимость по ст. 158 УК РФ и злоупотребляющий наркотическими средствами и алкоголем. Проживать ей с ребенком было не безопасно. В мае 2023 года она обратилась в органы опеки и попечительства ________ НСО с заявлением о признании факта невозможного проживания в занимаемом жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях. Органами опеки и попечительства было принято решение об отказе в установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: НСО, р.________, в связи с достижением возраста более 23 лет. Актом обследования жилого помещения сделаны выводы: площадь жилого помещения на одного человека - составляет 16,3 кв.м, что менее учетной нормы (на территории р.________ учетная норма установлена 18 кв.м.). Органами опеки и попечительства не учтен тот факт, что по обследуемому адресу зарегистрированы 6 человек (она, 3 несовершеннолетних её детей, её сестра, сын сестры) и площадь жилого помещения на одного человека составляет 5,43 кв.м. А так же, по смыслу действующего законодательства достижение 23 летнего возраста лицом из числа детей-сирот не является основанием для отказа в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Просит признать решение Органа опеки и попечительства ________ НСО от 31.05.2023г незаконным. Установить факт невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу НСО, р.________. Обязать органы опеки и попечительства ________ НСО включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу НСО, р.________.

Истец П.В.В. (И.) В.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, в обоснование подтвердила всё изложенное в исковом заявлении, дополнив, что она два раза обращалась в опеку в 2005 и в 2007 году. Документы были утеряны. Когда в опеку обратилась поднять архив, сказали: «уже прошло пять лет, они не могут поднять. В 2018 году В. также обращалась в Министерство социального развития, ей было отказано. На момент 2018 года, ей было 25 или 26 лет. В жилом помещении по ________ проживает много народу.    У нее в собственности 1/12 доля по вышеуказанному адресу.

Представитель истца – Л.А.К. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя, просила исковые требования удовлетворить, пояснив, что П.В.В. относилась к числу детей сирот оставшихся без родителей, отец умер в 1995 году, а мама умерла в 2005 году. Свое право на жилое помещение не реализовала. В период с 18 до 23 лет было отказано органами опеки и попечительства по причине того, что имеется в собственности часть жилого помещения, которое досталось по наследству от папы. В мае 2023 года истец решила воспользоваться своим правом для того, чтобы быть включенной в список лиц нуждающихся в жилом помещении, из числа детей-сирот необходимо подтвердить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Обратилась в органы опеки и попечительства, органами опеки и попечительства было отказано о признании невозможности проживания в ранее жилом помещении по причине того, что Вета В достигла возраста 23-х лет. Считаем, что данный отказ незаконный и необоснованный. Федеральный Закон от (дата) прямо говорит нам о том, что все изменения, которые вступили в силу с 2013 года имеют свое распространение и на отношения, которые возникли до 2013 года. Таким образом факт того, что В. обратилась после 23-х лет это не является поводом для отказа. Они просят об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, потому что сироты должны быть обеспечены жилым помещением если они не могут занимать то помещение, которое они ранее занимали, в том числе и в 18 лет истец уже не могла занимать это помещение.

Представитель ответчика – отдела опеки и попечительства администрации ________ З.А.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что с 2005 года до настоящего времени истец не обращалась в орган опеки и попечительства с заявлением о включении её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда ________. Вот о чем говорит истец о праве В. на обеспечение жилым помещением по основаниям в порядке, который предусмотрен 159 ФЗ, когда ребенок достигает 23-х лет. То есть это касается тех ребят, которые уже включены в список, но не приобрели еще жилое помещение. То есть на сегодняшний день они отказали в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, потому что ребенок обратился к ним после достижения 23-х лет. Если бы она обратилась к нам ранее, то тогда мы бы признали факт невозможности проживания, и мы бы смогли ее включить в список по жилью. Но ей невозможно было обратиться ранее, потому что законодательство, к сожалению вступили все эти изменения в законе в 159 Федеральном с (дата), когда В. уже было 23-24 года. И у нас в приказе, который утвердил регламент по установлению факта невозможности проживания это приказ от (дата). Там у нас прописаны именно лица, то есть, кто имеет право обратиться, и кому мы можем установить факт невозможности, это лица из категории детей-сирот, то есть это те ребята, которым 23 не более лет, с 18 до 23-х лет. Она обратилась установить факт невозможности проживания сейчас. То есть мы не можем установить факт невозможности проживания, поэтому там и отказ только по возрасту, не по площади, то есть только по возрасту.

Представитель третьего лица – администрации ________ в судебное А.О.А. в судебном заседании возражала против исковых требований, поддержала все изложенное в возражениях от главы района, в которых указано, что ________, не согласна с исковыми требованиями П.В.В. (И.) В.В. о признании решения отдела опеки и попечительства администрации ________, поскольку П.В.В. (И.) В.В. (дата) года рождения обратилась в межведомственную комиссию администрации ________ по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: р.________, являющейся собственницей 1/12 доли квартиры (выписка из ЕГРН в деле имеется). Согласно материалам дела попечительство над истицей установлено 14.06. 2005 года в возрасте 17 лет (постановление главы р.п ________ от (дата) . Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от (дата) N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ N), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категорий лиц. В соответствии со ст. 1 ФЗ N, Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно абз.1 ч. 1 ст. 8 ФЗ N, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу абз.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ N, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 ч. 1 ст. 8 ФЗ N 159 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В соответствии с ч.7 ст.8 ФЗ N159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в ч. 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Пунктом 9 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями. В соответствии со ст.4 ФЗ N 159-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу с (дата). Действие положений статьи 8 Федерального закона от (дата) N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ. распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу требований закона в данном случае для предоставления жилого помещения на льготных условиях заинтересованное лицо должно не только относиться к специальной категории граждан, но также обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением до достижения им двадцати трех лет, в силу требований ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата), предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, согласно вышеуказанному Обзору практики, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона от (дата) N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Действие положений статьи 8 Федерального закона от (дата) N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной Поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет. При этом никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат. Вместе с тем в настоящее время жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются только при условии включения лица в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без Попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства, и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.        Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее уполномоченная организация). Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. Согласно п. 3 Правил в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении Жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на (дата) или после (дата) имели право на обеспечение договорам найма, специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Следовательно, исходя из вышеприведенных норм, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или не обращалось с заявлением о реализации своего права на жилое помещение, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением. 23 года - это установленный законом пресекателъный срок (возраст), после достижения которого, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивают право на дополнительные гарантии на предоставление жилого помещения. Вместе с тем, как следует из искового заявления П.В.В. (И.) В.В., (дата) года рождения возраста 23 лет она достигла (дата). При этом на протяжении длительного времени истец свое право на обеспечение жильем не реализовала, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, суду не представила, как не представила и доказательств более раннего обращения о постановке на учет и отказа в такой постановке. В период с 2005 года с момента назначения попечительства до достижения истицей возраста 23 лет ни истица, ни ее попечитель (И.О.В.) не обращались в отдел опеки и попечительства администрации ________. Доводы заявителя о том, что она обращалась в 2006 году в органы опеки и попечительства и получила отказ, так как имеет в собственности 1/12 квартиры носят вероятностный характер и документально не подтверждены. Учитывая, что на момент обращения в суд с исковым заявлением П.В.В. (И.) В.В. достигла возраста 34 лет, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Попечительство над истицей установлено (дата) в возрасте 17 лет (постановление главы рабочего поселка ________ от (дата) . Вышеназванным актом, за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: р.________, в котором она является собственницей 1/12 доли. Кроме того, следует отметить, что истец является наследником по закону первой очереди и имеет возможность наследовать указанное имущество долю в праве собственности на жилое помещение (принадлежащую долю в праве умершей матери истицы). Истица в этой квартире зарегистрирована, документов об установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении истицей не предоставлено. Таким образом истица утратила право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечением жилыми помещениями. Просит в исковых требованиях отказать.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании; судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов соответствии с установленным и законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе граждан нуждающимся в жилище.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от (дата) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от (дата) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) -О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (дата), предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

П.9 ст8 ФЗ №159-ФЗ, право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от (дата) утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ (дата), также разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Судом установлено, что И.В.В. родилась (дата) в р.________, мать – И.И.А., отец – И.В.А. (л.д.13). Мать истца – И.И.А. умерла (дата), отец истца – И.В.А. умер (дата) (л.д.44,45).

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от (дата), после смерти И.В.А., наследниками его имущества являются жена И.И.А., несовершеннолетняя И.В.В., (дата) г.р., несовершеннолетняя И.О.В., (дата) г.р. в равных долях (л.д.47-48).

Постановлением главы МО р.________ от (дата), над несовершеннолетней И.В.В. была назначена опекуном И.О.В.. Закреплена за несовершеннолетней И.В.В. жилая площадь по адресу: р.________ закреплено право проживания за И.В.В. (л.д.42).

Согласно справки от (дата) , выданной ГБПОУ НСО Колыванский аграрный колледж», И.В.В., (дата) г.р. обучалась в ГБОУ СПО НСО «Колыванский сельскохозяйственный техникум» по очной форме обучения на бюджетной основе по специальности «Землеустройство» квалификация – «Техник-землеустроитель» с (дата) по (дата)

Согласно справки ГАПОУ НСО «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва» от 06(дата), П.В.В. (И.) П.В.В. (В.) В, (дата) года рождения обучалась в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении ________ «Новосибирское училище (колледже) олимпийского резерва» на очной форме обучения с 01.09.2009г. (Приказ о зачислении от 01.09.2009г.), и была отчислена по окончании училища (Приказ о выпуске от 29.06.2012г.). С 15.03.2010г. П.В.В. (И.) П.В.В. (В.) В предоставлен академический отпуск по беременности и родам (Приказ от 22.03.2010г.) и была восстановлена с 21.03.2011г. (Приказ от 21.03.2011г.). П.В.В. (И.) П.В.В. (В.) В присвоена квалификация «Педагог по физической культуре и спорту)» по специальности 4(дата) «физическая культура» и (дата) выдан диплом серия 54 СПА , регистрационный . (дата) П.В.В. (И.) П.В.В. (В.) В выдан дубликат диплома 115408 0034202, регистрационный .

Согласно свидетельства о рождении, И.В.В. родила сына И.К.Д. (л.д.12).

Согласно справки о заключении брака от 27.02.2019г., И.В.В. (дата) заключила брак с Б.С.Г., ей присвоена фамилия Б. (л.д.13оборот).

Согласно справки о заключении брака от 27.02.2019г., Б.В.В. (дата) заключила брак с Х.С.А., ей присвоена фамилия Х. (л.д.14).

Согласно справки о заключении брака №А-00463 от 27.02.2019г., Х.В.В. (дата) заключила брак с Б.М.Г., ей присвоена фамилия Б. (л.д.14оборот).

Согласно свидетельства о перемене фамилии от (дата), (дата) Б.В.В. переменила фамилию имя на П.В.В. (л.д.15).

Согласно свидетельства о рождении, (дата) Б.В.В. родила сына Б.М.М. (л.д.11).

Согласно свидетельства о рождении, П.В.В. (дата) родила дочь Б.С.В. (10).

Согласно домовой книги, истец П.В.В. и её дети И.К.Д., Б.С.В., Б.М.М. зарегистрированы по адресу: ________, кроме них также зарегистрированы И.О.В. и её сын А.А.А., 1998 г.р. (л.д.16-23).

    Согласно журнала учёта личного приема граждан отдела опеки и попечительства администрации ________ и личного дела И.В.В., И.В.В. в отдел опеки и попечительства после 2005 года не обращалась.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от (дата)), поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Аналогичные положения содержатся в ________ от (дата) –ОЗ « Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно приведенных правовых норм предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. При этом до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа их в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижению возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от (дата) № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают право из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из материалов дела в период с 2005 года с момента назначения попечительства до достижения истцом возраста 23 лет ни истец ни её попечитель в рамках Федерального закона № 159-ФЗ в отдел опеки и попечительства администрации ________ не обращались, впервые истец обратилась в возрасте 36 лет.

Истцу 23 года исполнилось (дата), доказательств обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо наличия препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не предоставлено.

При этом уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, суду не представлено.

Факт неосведомленности истца относительно своего права также не является уважительной причиной пропуска срока на обращение по вопросу обеспечения жильем.

Согласно п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения признается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В мае 2023 года П.В.В. обращалась в отдел опеки и попечительства администрации ________ по установлению факта невозможности проживания её в жилом помещении по адресу: ________, р.________ (л.д.29).

Из акта обследования жилого помещения от (дата), следует, что квартира являет общей долевой собственностью по 1/12 доле у П.В.В., А (И.) О.В., умершей матери – И.И.А.. В доме проживает сестра П.В.В. Владимровны – А.О.В. и её сын А.А.А.. Размер общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в жилом помещении, - 16,3 кв. м. Санитарно-техническое    состояние    жилого помещения удовлетворительное. Со слов А.О.В. задолженности за электроэнергию, нет. Выводы: жилое помещение сохранно. Площадь жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (на территории р.________ учетная норма установлена 18 кв.м.). Предложения: в признании факта невозможности проживания П.В.В. в жилом помещении по вышеуказанному адресу необходимо отказать в связи с тем, что она уже достигла возраста старше 23 лет (л.д.31-32).

Согласно выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются от (дата) , комиссией в составе 6 человек был рассмотрен вопрос об установлении факта возможности проживания П.В.В., (дата) года рождения, не относящейся в настоящее время к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ________, р.________, являющейся собственницей 1/12 доли жилого помещения, комиссия приняла решение: отказать в признании факта невозможности проживания П.В.В., (дата) года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ________, р.________, в связи с достижением возраста более 23 лет (л.д.30).

П.В.В. ( И. ) В.В. с заявлениям о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым подлежат предоставлению жилые помещения своевременно не обращалась, была обеспечена жилой площадью в размере 32,6 кв. м. - обще долевая собственность 1/12 доли у П.В.В. ( И. ) В.В., А( И.) О.В., умершей матери-И.И.А. После смерти матери наследство, в виде оформления доли в данном жилом помещении не оформляла, при этом П.В.В. (И. ) В.В. поднимая вопрос об улучшении жилищных условий, отмечала невозможность проживания лишь ввиду имеющейся стесненности, поскольку в данной квартире проживает сестра со своей семьей, в связи с чем, требования в части установлении факта невозможности истца проживания в ранее занимаемом жилом помещении также удовлетворению не подлежат.

Таким образом, на момент обращения с заявлением о включении в Список в возрасте 35 лет истец не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, на него не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, решение ответчика об отказе по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях является законным и обоснованным.

Истец свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда в силу закона могла быть отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала, и данное право после достижения ею 23 лет сохранено быть не может.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                                РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований П.В.В. (И.) П.В.В. к отделу опеки и попечительства администрации ________ о признании решения органа опеки и попечительства ________ от (дата) незаконным; установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении; обязании органа опеки и попечительства администрации ________ включить в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Черепановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                         Е.Б.Кутькина

             Решение в окончательной форме принято (дата) года

Судья                         Е.Б.Кутькина

2-56/2024 (2-1472/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрыкина (Измайлова) Ветта Владимировна
Ответчики
Отдел опеки и попечительства администрации Маслянинского района
Другие
Латоненко Анна Константиновна
Администрация Масляниснкого района Новосибирской области
Суд
Черепановский районный суд Новосибирской области
Дело на сайте суда
cherepanovsky.nsk.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2023Предварительное судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее