№ 2-704/2021
91RS0011-01-2021-000813-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего: судьи - Пикулы К.В.,
при секретаре - Костюк К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яхяева М.Ш. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Таврида», администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
об установлении факта принадлежности документа и государственной регистрации права собственности, -
У С Т А Н О В И Л :
Яхяев М.Ш. обратился с настоящим исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Таврида», в котором просит
установить факт принадлежности договора купли-продажи здания телятника от 30 января 2007 года, заключенного между сельскохозяйственным производственным кооперативом «Таврида» и Яхяевым М.Ш.,
произвести государственную регистрацию права собственности на здание телятника площадью 1260,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, указав, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Исковые требования обоснованы тем, что 30 января 2007 года между СПК «Таврида» в лице ликвидатора – арбитражного управляющего Акимкиной С.М. и Яхяевым М.Ш. заключен договор купли-продажи, согласно условий которого СПК «Таврида» продал, а Яхяев М.Ш. купил здание телятника общей площадью 1280,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
По условиям договора права собственности к покупателю переходит с момента подписания договора, акта приема-передачи здания и полной оплаты стоимости имущества; продажная цена имущества определена в размере 7 933 гривен.
Во исполнение условий договора здание телятника было передано продавцом и принято покупателем по акту приема-передачи, истцом в полном объеме произведена его оплата.
11 января 2021 года истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 30 января 2007 года.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 января 2021 года государственная регистрация права приостановлена по причине непредставления СПК «Таврида» заявления о государственной регистрации и переходе права собственности, а также в связи с несовпадением отчества заявителя с отчеством, указанным в договоре.
Истец указывает, что с момента заключения сделки и по настоящее время добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным имуществом, считая его своей собственностью.
Ссылаясь на положения гражданского законодательства Российской Федерации об основаниях приобретения права собственности, доводы заявителя сводятся к наличию оснований для государственной регистрации перехода права собственности при наличии обстоятельств уклонения стороны сделки от ее регистрации и соответствия заключенного договора форме, предусмотренной законом.
Определением суда от 27 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного слушания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания не заявляли, истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 30 января 2007 года между продавцом СПК «Таврида», в лице ликвидатора СПК «Таврида» арбитражного управляющего Акимкиной С.М., действующей на основании постановления Хозяйственного суда от 30 марта 2006 года по делу №2-26/2026-2006, и покупателем Яхяевым М.Ш. заключен договор купли-продажи здания коровника, общей площадью 1280,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 6).
Стоимость здания определена сторонами в размере 7 933 гривен и уплачена в полном объеме, что подтверждается квитанциями от 09 февраля, 21 мая и 25 июня 2007 года (л.д. 8).
Здание коровника передано по акту приема-передачи основных средств от 30 января 2007 года (л.д. 7).
В иске указано, что 11 января 2021 года истец обратился с заявлением в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Согласно уведомлению Красногвардейского районного отдела Госкомрегистра от 21 января 2021 года государственная регистрация имущественных прав Яхяева М.Ш. приостановлена по причине отсутствия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, непредставления документа, подтверждающего возникновение у заявителя права собственности, а также несовпадения отчества заявителя с отчеством, указанным в договоре.
Также государственным регистратором дана критическая оценка договору купли-продажи здания коровника от 30 января 2007 года, который нотариально не удостоверен и не прошел государственной регистрации, и рекомендовано обратиться в судебном порядке о признании права собственности на объект недвижимости.
Не согласившись с полученным ответом, истец обратился с требованиями о государственной регистрации права собственности.
В соответствии со статьей 1206 ГК Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений действовало законодательство Украины, суд при рассмотрении настоящего спора руководствуется правом Украины.
Гражданским кодексом Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее – ГК Украины), переход права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи регулировался положениями статьей 182, 203, 334, 640, 655, 657.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 203 ГК Украины сделка должна была совершаться в форме, установленной законом.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (статья 655 ГК Украины).
Статья 657 ГК Украины устанавливала, договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключался в письменной форме и подлежал нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Договор, подлежащий нотариальному удостоверению или государственной регистрации, считался заключенным с момента его нотариального удостоверения или государственной регистрации, а в случае необходимости и нотариального удостоверения, и государственной регистрации – с момента государственной регистрации (часть 3 статьи 640 ГК Украины).
Право собственности на имущество по договору, который подлежал нотариальному удостоверению, возникало у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным (часть 3 статья 334 ГК Украины).
Если договор об отчуждении имущества подлежал государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникало с момента такой регистрации (часть 4 статьи 334 ГК Украины).
Статья 182 ГК Украины предусматривала, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (часть 1).
По смыслу вышеприведенных правовых норм, действовавшее в момент возникновения спорных правоотношений законодательство предусматривало специальные требования к форме договора купли-продажи недвижимого имущества, который подлежал нотариальному удостоверению и государственной регистрации, договор считался заключенным, а право собственности на имущество возникшим с момента государственной регистрации.
Положения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не содержали исключений для сделок купли-продажи, заключаемых между ликвидатором и покупателем (статьи 25, 30).
Договор, представленный истцом, указанным выше требованиям не соответствует, поскольку нотариально не удостоверен и не прошел государственной регистрации.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В части 1 статьи 2 Закона № 38-ЗРК закреплены положения о признании прав на имущество, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 38-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, согласно которому таковыми являются, в том числе, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Представленный истцом договор купли-продажи здания коровника от 30 января 2007 года не может быть признан документом, на основании которого у истца возникло право собственности, поскольку не соответствует требованиям законодательства о форме сделки, действовавшим в момент его заключения.
Кроме того, из письма администрации Колодезянского сельского поселения от 13 апреля 2021 года следует, что здания, расположенные в селе <адрес> по <адрес>, были приобретены Яхяевым М.Ш. под разборку.
Доводы иска об уклонении ответчика от регистрации сделки суд признает несостоятельными, поскольку СПК «Таврида» прекратило свою деятельность и в рамках российского правового поля такое юридическое лицо не существует.
При указанных обстоятельствах интересы истца не могут быть защищены избранным им способом.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства, относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Яхяева М.Ш. в государственной регистрации права собственности на здание коровника, расположенного по адресу: <адрес>.
Истцом заявлено требование об установлении факта принадлежности ему договора купли-продажи здания коровника от 30 января 2007 года, заключенного между сельскохозяйственным производственным кооперативом «Таврида» и Яхяевым М.Ш..
Суд находит указанные требования подлежащими удовлетворению, поскольку допущенная ошибка в отчестве покупателя является незначительной, остальные сведения, указанные в договоре, а также то обстоятельство, что истец обладает оригиналами представленных в материалы дела документов, указывают на совпадение с личностью заявителя и подтверждают принадлежность договора Яхяеву М.Ш..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Яхяева М.Ш. удовлетворить частично.
Установить факт принадлежности Яхяеву М.Ш. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора купли-продажи здания коровника от 30 января 2007 года, заключенного между сельскохозяйственным производственным кооперативом «Таврида» и Яхяевым М.Ш. .
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Пикула
Мотивированное решение
изготовлено 01 июня 2021 года