Производство №2-793/2021
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2020-006170-28)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при помощнике Береуциной О.А.,
с участием прокурора Тылько А.В., представителя истца Сухомлинского А., третьего лица Ласько Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах Сухомлинской О. Н. к администрации города Ялты Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение,
третьи лица: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Ласько Л. В.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Ялты Республики Крым обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением в интересах Сухомлинской О.Н., в котором просит признать незаконным бездействие администрации г. Ялта Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из <адрес>, расположенной в <адрес>; обязать администрацию г. Ялта предоставить в собственность вне очереди жилое помещение Сухоминской О.Н., отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Ялта в черте муниципального образования городской округ Ялта.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией города Ялта Республики Крым. Так, в прокуратуру города 16.06.2020 обратилась Сухоминская О. Н. с заявлением о защите жилищных прав в судебном порядке. Проведенной по обращению проверкой установлено, что Сухоминской О. Н. на праве собственности принадлежит 2/3 доли <адрес>, расположенная в <адрес>. Согласно постановлению ЯИК № 241 от 13.06.1997 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На протяжении длительного времени администрацией города Ялта не приняты меры по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения. Бездействие администрации города Ялта нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным.
В судебном заседании прокурор, представитель Сухомлинской О.Н., третье лицо Ласько Л.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Сухомлинской О.Н., третье лицо Ласько Л.В. также пояснили, что проживают обособленно, членами одной семьи не являются.
Истец, ответчик, иные третьи лица в судебное заседание не явились, причин неявки суду не предоставили, извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставлено.
Под надлежащим извещением суд также принимает возвращение почтовой корреспонденции за истечением срока хранения в силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, что в свидетельствует о фактическом отказе от получения почтовой корреспонденции.
Информация о дате и месте судебного заседания была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), которой предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, неявка которых не вызвана уважительными причинами.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и представленные доказательства оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сухомлинская О.Н. является собственником 2/3 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи доли квартиры от 02 ноября 2007 года.
Также установлено, что собственником 1/3 долей квартиры также является Ласько Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20 марта 2020 года (1/6 долей после смерти ФИО 1, брата Ласько Л.В.) и договора дарения доли квартиры от 08 июня 2004 года.
Как следует из материалов инвентаризационного дела на спорную квартиру, последняя имеет общую площадь 33,3 кв.м., из которых жилая – 33,3 кв.м.
Фактически квартира состоит из трех жилых комнат площадью 7,5 кв.м., 10,0 кв.м., 15,8 кв.м.
В судебном заседании установлено, что Ласько Л.В. и истец Сухомлинская О.Н. не являются членами одной семьи, ведут раздельный быт и хозяйство. Соглашение о порядке пользования не заключено, вместе с тем таковой сложился фактически, согласно которому Ласько Л.В. (а ранее её брат ФИО 2) использует комнату 3-3 площадью 15,8 кв.м.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 13 июня 1997 года №241 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории домов, грозящих обвалом.
Решением Гурзуфского поселкового совета от 05 сентября 2014 года №06 данный жилой дом признан аварийным, не пригодным для проживания, отнесенным к категории грозящих обвалом.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 28 апреля 2016 года №1217-п утвержден перечень жилых домов, находящихся на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, признанных межведомственной комиссией аварийными и подлежащими сносу, в который включен и спорный в настоящем деле жилой дом.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 02 июля 2021 года №107/035-2021, выполненной АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Республике Крым», экспертом по результатам исследования жилого дом сделан вывод, что у лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в связи с признанием данного дома аварийным, имеется угроза жизни и здоровью. Выявленные при обследовании дома нарушения являются неустранимыми.
В результате детального обследования выявлены следующие дефекты, оказывающие отрицательное влияние на несущую способность и функциональную пригодность стен: выветривание раствора в кладке стен; сырость стен; отпадение штукатурки; наличие большого количества трещин наружных и внутренних стен и перегородок; прогрессирующие сквозные трещины; частичное разрушение стен; нарушение связи отдельных участков кладки; выпадение отдельных камней. Физический износ стен – 75%.
В результате детального обследования выявлены следующие дефекты, оказывающие отрицательное влияние на эксплуатационную пригодность крыши, кровли: выявлены признаки протечек, замачивания потолочного покрытия, свидетельствующих о нарушении целостности гидроизоляционного покрытия крыши. Конструкции крыши с несущими деревянными элементами и с кровлей из асбестоцементных листов частично разрушены. Установлены разрушения узлов крепления несущих конструкций крыши, заметны прогибы несущих балок, следы протечек в местах опирания деревянных конструкций на наружные стены, ослабление креплений листов к обрешетке. Физический износ стен и кровли – 75%.
Также выявлено массовое поражение гнилью досок, прогибы, просадки, разрушение пола, разрушение плинтусов. Физический износ – 75%.
В результате детального обследования выявлены следующие дефекты, оказывающие отрицательное влияние на эксплуатационную пригодность заполнений оконных и дверных блоков:
окна: материал оконных переплетов и коробки имеют признаки поражения гнилью; створки не открываются; остекление отсутствует;
двери: дверные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки; расшатывание дверных полотен и коробок, полное, местами частичное разрушение дверных конструкций; признаки поражения материала дверей гнилью. Физический износ окон и дверей – 75%.
Находящиеся в аварийном состоянии конструкции здания характеризуются их частичным разрушением, повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения конструкций многоквартирного дома.
Строительные конструкции многоквартирного дома характеризуются локальными разрушениями, потерей устойчивости формы и положения, нарушением эксплуатационной пригодности, что на основании Федерального Закона N 384-ФЗ (статьи 16, п.2.) является предельным состоянием строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости и не соответствует требованиям механической безопасности и не обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан.
Помещения многоквартирного дома непригодны для проживания, так как в доме, признанном аварийным возможно наступление событий (обрушение конструкций, разрушение инженерных сетей) которые могут причинить вред лицам, проживающим в многоквартирном жилом доме и, соответственно, создать угрозу их жизни и здоровью. Проживание и нахождение в доме, признанном аварийным создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц, так как аварийное состояние как дома так и отдельных строительных конструкций может привести к идентифицированному событию в виде обрушения конструкций, что создает возможность возникновения неблагоприятных для жизни и здоровья событий.
Временной период фиксации аварийного состояния дома в соответствии с представленными документами с 1997 года по настоящий момент.
При аварийном состоянии конструкций их эксплуатация должна быть запрещена.
В течении указанного временного периода не принимались меры по повышению категории технического состояния объекта обследования до категории «работоспособное».
Строительные конструкции в процессе эксплуатации (дом до 1917 года постройки) исчерпали несущую способность.
При обследовании дома выявлены нарушения Федерального закона №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», данные нарушения являются неустранимыми и связаны с аварийным состоянием здания.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив экспертное заключение, суд не усматривает оснований сомневаться в его достоверности, поскольку оно проведено с использованием необходимых законодательных актов, стандартов и правил экспертной деятельности, нормативной документации.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 29 марта 2018 года № 148 «О Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 годах на территории Республики Крым», указанный жилой дом был включен в перечень аварийных многоквартирных домов.
В тоже время, как установлено судом и следует из приведенной выше программы, планируемая дата окончания переселения неоднократно переносилась, последний раз до 31 декабря 2020 года, в настоящее время срок программы истек.
До настоящего времени истцу взамен занимаемого помещения в аварийном доме, подлежащем сносу, иное равнозначное помещение не предоставлено, что не оспаривается сторонами.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу положений ч. 8, 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.
Согласно п. 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
То обстоятельство, что многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 ЖК РФ.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
Более того, как уже указывалось выше, в настоящее время срок исполнения обязанности по переселению, указанный в программе и ранее неоднократно изменявшийся в сторону продления, уже истек, однако переселения не произошло.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 годах на территории Республики Крым, которая неоднократно продлевалась и срок переселения по которой уже истек (до 31 декабря 2020 года), принимая во внимание создание угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в таком доме, что, как уже указывалось выше, с очевидностью следует из представленных суду в том числе и фотоматериалов, данных судебной экспертизы, признания дома грозящим обвалом ещё в 1997 году, учитывая отсутствие проведенного с того времени в соответствии капитального ремонта, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г. Ялта по непринятию мер к переселению истца из аварийного, непригодного для проживания жилого помещения, с возложением на ответчика обязанности предоставить Сухомлинской О.Н. вне очереди в собственность благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение общей площадью не менее находящегося в собственности жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, взамен указанного помещения.
Судом также учитывает, что единственное, что было сделано ответчиком – это определение земельного участка с кадастровым номером №<номер> площадью 8000 кв.м., по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка», что с очевидностью свидетельствует о недостаточности мер по исполнению обязанности по переселению, фактическом бездействии на протяжении более 20 лет с момента принятия решения исполнительным комитетом о признании многоквартирного жилого дома аварийным, непригодным для проживания граждан, грозящим обвалом.
Доводы о невозможности обеспечения истца жилым помещением вне очереди несостоятельны, поскольку указанный выше порядок предоставления жилья гражданам, занимающим жилые помещения, признанные в установленном законом порядке непригодными для проживания, прямо предусмотрен нормами действующего жилищного законодательства.
При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Доводы о том, что в местном бюджете не предусмотрены средства для приобретения другого благоустроенного жилого помещения, отклоняются, так как предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья.
Указания ответчика на то, что администрация г. Ялта Республики Крым не наделена функциями расходования бюджетных средств на приобретение помещений в соответствии с программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым, несостоятельны, поскольку в силу ст. 14 ЖК РФ обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения возложена на органы местного самоуправления, в структуру которых входит администрация г. Ялта Республики Крым.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора города Ялты Республики Крым в интересах Сухомлинской О. Н. к администрации города Ялты Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Ялты Республики Крым по непринятию мер к переселению Сухомлинской О. Н. из аварийного, непригодного для проживания жилья, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию города Ялты Республики Крым предоставить Сухомлинской О. Н. вне очереди в собственность благоустроенное (применительно к условиям муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым) жилое помещение общей площадью не менее находящегося в собственности (2/3 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания, взамен указанного помещения.
В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Председательствующий судья В.П. Дацюк
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 26 августа 2021 года.