Дело № 3а-304/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 23 сентября 2016 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитина В.К. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Никитин В.К. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков
- площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей;
- площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Административный иск обоснован следующим: Никитин В.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером №. На земельном участке с кадастровым номером № расположен принадлежащий Никитину В.К. на праве собственности объект недвижимости, Никитин В.К. обладает исключительным правом выкупа данного земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рубля; в отношении земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рубля.
Никитин В.К. произвел оценку рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равна <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Представитель Никитина В.К. по доверенности Степанова И.Л. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.
Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Управление Росреестра по Ярославской области представили суду письменные пояснения на административному иску, в котором указали, что оспариваемая истцом кадастровая стоимость земельных участков перестала быть актуальной с внесением в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков, полученных в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Возражений против иска не представили.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области возражал против удовлетворения административного иска Никитина В.К., поскольку ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п, утвердившее новую кадастровую стоимость земельного участка.
Правительство Ярославской области и мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению Никитина В.К. не представили.
Заслушав представителя Никитина В.К. по доверенности Степанову И.Л., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Никитина В.К. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016 N 704-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данный акт подлежит применению с момента вступления в законную силу – через 10 дней после его официального опубликования.
С принятием данного акта утратили силу отдельные положения Постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п, в частности подразделы "Городской округ город Переславль-Залесский", "Городской округ город Рыбинск", "Городской округ город Ярославль" раздела II «Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов Ярославской области», которым данные показатели были определены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Никитин В.К. является собственником объекта недвижимости (станция технического обслуживания), расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, Никитин В.К. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр, с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства станции технического обслуживания с инженерными коммуникациями, расположенного по тому же адресу.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с Порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 26.02.2015 N 180-п, цена таких земельных участков определяется исходя из величины кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Никитин В.К., как лицо, обладающее исключительным правом выкупа земельного участка с кадастровым номером №, имеет право оспаривать его кадастровую стоимость.
Суд полагает также, что Никитин В.К. имеет право оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, которая являлась актуальной до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Никитин В.К. свое право на выкуп земельного участка с кадастровым номером № реализовал, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Ярославской области находится дело по исковому заявлению Никитина В.К. к <данные изъяты> о признании заключенным договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции протокола разногласий от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном договоре цена земельного участка определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной с учетом удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области № 702-п.
Таким образом, суд полагает, что административный истец свою заинтересованность в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которая была действительной на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, вышеприведенными фактами обосновал. Данные доводы административного истца ответчиками по делу и заинтересованными лицами не опровергнуты.
При этом суд отмечает, что сам по себе факт установления той кадастровой стоимости, которая подлежит применению при определении цены выкупа земельного участка административным истцом, предметом настоящего административного дела не является.
Суд лишь устанавливает законный интерес административного истца в таком оспаривании. Данный интерес нашел свое подтверждение при рассмотрении настоящего административного дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Никитин В.К. обладает правом оспаривания кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которая являлась актуальной до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года № 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения, налоговый период, порядок исчисления земельного налога определяются Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 1 названного Решения).
В п. 2 Решения установлена налоговая ставка, размер которой зависит от кадастровой стоимости участка.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № Никитин В.К. обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, правовые последствия пересмотра кадастровой стоимости данного земельного участка подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ. На указанную дату актуальной являлась кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Правительства Ярославской области № 702-п.
Следовательно, Никитин В.К. имеет право оспаривать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, действующую до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что земельные участки административного истца поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
В связи с этим кадастровая стоимость земельных участков, оспариваемая административным истцом, определялась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в порядке определенном в Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222, с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля, земельного участка с кадастровым номером № – в размере <данные изъяты> рубля.
Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельных участков административного истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> рублей.
В обоснование своей позиции Никитин В.К. представил экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты> № оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В данном заключении указано, что отчет оценки рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, ССО РОО 2010, заданию на оценку. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными, итоговая величина рыночной стоимости достоверна.
С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Никитина В.К. подлежит удовлетворению.
В силу положений части 10 статьи 24.18, статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года, части 3 статьи 245 КАС РФ в данном случае установленная рыночная стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В связи с тем, что оспариваемая в данном деле кадастровая стоимость не является актуальной, не имеется оснований для возложения обязанности на уполномоченный орган по внесению данных сведений в государственный кадастр недвижимости, а также сведений о дате обращения истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости. Для применения правовых последствий кадастровой стоимости, пересмотренной в данном деле, значение имеет период ее действия, который подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░