Дело № 2-166/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2017 года г. Осташков Тверской области
Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,
при секретаре Фадеевой В.В.,
с участием помощника прокурора г. Осташкова Тверской области Волощук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Осташкова Тверской области в интересах Ивановой О. Н. к АО "АтомЭнергоСбыт" о признании незаконными действия АО "АтомЭнергоСбыт" и обязании исключить задолженность платы из лицевого счета потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Осташкова Тверской области в интересах Ивановой О.Н. обратился в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании действий ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды Ивановой О.Н. за период с мая по декабрь 2015 года и август - декабрь 2016 года по адресу: Тверская область, г.Осташков, Микрорайон, д.14 № незаконными, обязании АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» исключить из лицевого счета № по квартире № дома №14 микрорайона г.Осташкова задолженность по оплате за общедомовые нужды по электроснабжению начисленную за период с мая по декабрь 2015 года с августа по декабрь 2016 года, ссылаясь на то, что общедомовой прибор учета электрической энергии Меркурий 230 ART-03 CN №, учитывающий объем потребленной электрической энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Осташков, Микрорайон, дом № 14, был установлен сетевой организацией 27.12.2006. Прибор учета находится на балансе ООО «Региональная сетевая организация» и обслуживается сетевой организацией за свой счет. ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», являясь гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, поставляет электрическую энергию потребителям г. Осташкова по сетям ООО «Тверьоблэлектро», находящимся у них в аренде. За качество поставленной электроэнергии до границы балансовой принадлежности отвечает ООО «Тверьоблэлектро». Граница балансовой принадлежности дома №14 Микрорайона находится на ТП-22. 16 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного дома №14 Микрорайона г. Осташкова заключили с ООО УК «Дирекция единого заказчика» договор управления многоквартирным домом, в силу п.2.1.4 которого дирекция обязана предоставлять услуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями собственнику помещений, а также нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу: холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение; отопление. ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» начисляет и взыскивает с потребителей дома №14 Микрорайона г. Осташкова, находящегося в управлении ООО УК «Дирекция единого заказчика» плату за услуги по электроснабжению, электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь. Вместе с тем, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №14 Микрорайона г.Осташкова решение о начислении и взимании платы на общедомовые нужды за услуги по электроснабжению непосредственно ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», не принималось. Не предусмотрено этого и в договоре управления многоквартирным домом. Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в нарушение ст.ст.153,154, ч.7.1 ст.155, ч.ч.2, 2.2, 2.3 ст.161 ЖК РФ, п.п.8,9,17,44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 года производит начисление и взимает от жильцов многоквартирного дома №14 Микрорайона г. Осташкова плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Так, за период с мая по декабрь 2015 года с августа по декабрь 2016 года в квартире № дома №14 микрорайона г.Осташкова общая сумма начисленной ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды составила 601 руб. 69 коп.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 23.03.2017 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО УК «ДЕЗ Осташков».
Помощник прокурора г.Осташкова Тверской области Волощук Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Истец Иванова О.Н. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие о чем представила ходатайство в письменном виде.
Представитель ответчика - АО «АтомЭнергоСбыт» Шувалова Т.С. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена, в возражениях на иск исковые требования не признала, указала, что в соответствии с п.п.8,9,17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом; порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.14 принято решение о внесении жильцами и собственниками указанного дома с 01 июня 2015 г. платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Поэтому, АО «АтомЭнергоСбыт» на законных основаниях взимает с жильцов плату за коммунальные ресурсы. В силу п. 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным с потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанных в пунктах 14,15,16 и 17 Правил. По смыслу п.п.14,15, подп. «б» п. 17 Правил, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам, пользователям помещений в многоквартирном доме. При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения в силу ст. 39 Закона об электроэнергетике, ст. 539, 540 ГК РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в п.40 Правил, плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО УК «ДЕ3» договор ресурсоснабжения не заключен, ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды непосредственно Ивановой О.Н., проживающей в многоквартирном доме по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д. 14, №
Представитель ответчика ООО УК «ДЕЗ Осташков» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом о причинах не явки в судебное заседание не сообщил.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ); 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354) (далее - Правил от 06.05.2011 года № 354) и положениями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из положений п. 17 указанных Правил от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п. 8, 9 Правил от 06.05.2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из системного толкования приведённых норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного собственниками помещений в нём способа управления таким домом, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить начисление и взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 154, 155 ЖК РФ внесены изменения, из части 7.1 ст. 155 ЖК РФ исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».
При этом пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 4 указанной статьи также изложена в новой редакции, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, законодатель исключил из состава платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам и нанимателям помещений в таких домах, плату за коммунальные услуги (в том числе электрическую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнеся указанные расходы в структуру платы за содержание жилого помещения. Поскольку ресурсоснабжающая организация не наделена полномочиями и не оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, то основания для начисления и взимания ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ), с собственников и нанимателей помещений в таких домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.
При разрешении исковых требований о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению платы за потребленную энергию на общедомовые нужды суд учитывает также, что в силу п. 44 Правил от 06.05.2011 года № 354 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, то есть «сверхнормативный» объём коммунальной услуги, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объём коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) оплачивает за счёт собственных средств.
Как установлено в судебном заседании 27 декабря 2006 года, в многоквартирном доме по адресу: г. Осташков, Микрорайон, д.14, установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии Меркурий 230 ART-03 CN № (л.д.33).
В январе 2013 года ООО «Тверьоблэлектро» и ООО УК «Служба заказчика» составили акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому граница балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома № 14 Микрорайона г.Осташкова находится на внешней стене здания жилого дома (л.д. 34-37).
15 апреля 2015 года состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома №14 Микрорайона г. Осташкова. С 1 мая 2015 года прекращено непосредственное управление собственниками помещений в доме №14 Микрорайона г.Осташкова и выбран способ управления домом управление управляющей организацией. Также на внеочередном общем собрании собственников помещений решено с 1 мая 2015 года вносить плату за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (л. д. 29-30).
16 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома №14 Микрорайона г.Осташкова в лице Ф.И.О. заключили с ООО УК «ДЕЗ Осташков» договор управления многоквартирным домом (л. д. 22-28).
Приказом Министерства энергетики №116 от 19 марта 2014 года ОАО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» согласно приложению (л. д. 65-66).
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» с 1 мая 2015 года приобрело на основании решения собрания собственников многоквартирного дома статус исполнителя коммунальных услуг. Порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. Действующим в период возникновения правоотношений законодательством (1 мая 2015 года) ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
Поскольку управление многоквартирным домом по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.14 осуществляется управляющей организацией ООО УК «ДЕЗ Осташков», то действовавшая до 30 июня 2015 года редакция ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не допускала возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе было выставлять счета и получать оплату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
После 30 июня 2015 года ответчик мог производить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, но только при принятии собственниками помещений этого дома соответствующего решения на общем собрании.
Доводы представителя ответчика о том, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Осташков, Микрорайон, д.14 принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно организациям, оказывающим коммунальные услуги не могут быть приняты судом во внимание ввиду следующего.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как основной орган управления этим многоквартирным домом обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несением ими бремени расходов на его содержание (статьи 36 и 39 Жилищного кодекса).
Решение собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.14 от 15 апреля 2015 года о переводе населения дома на прямые расчеты за все коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку действующим на тот момент (15 апреля 2015 года) законом исключалась возможность принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме реализовано право выбора способа управления домом, а именно, выбрано управление домом управляющей организацией. Общим собранием собственников помещений в таком доме не принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации и о распределении объёма коммунальной услуги (электрической энергии) в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.
После 30 июня 2015 года, то есть после введения в действие ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ на общем собрании собственников многоквартирного дома № 14 Микрорайона г.Осташкова решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации не принималось.
Таким образом, именно управляющая организация в спорный период являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право начислять и взимать плату за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», являющимся ресурсоснабжающей организацией, с мая 2015 по декабрь 2015 и с августа 2016 по декабрь 2016 года производилось начисление платы за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды в отношении истца Ивановой О.Н., зарегистрированной и проживающей по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.14, №. Данные обстоятельства подтверждаются лицевой картой потребителя.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производила с мая 2015 по декабрь 2015 и с августа 2016 по декабрь 2016 года расчёт, начисление, взимание платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды истцу Ивановой О.Н. проживающей в многоквартирном доме, способ управления которым определён в соответствии с жилищным законодательством. В том числе в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрирован и проживает истец, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» производило распределение объёма электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объёма электроэнергии, определённого исходя из показаний общедомового прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанные действия ответчика - ресурсоснабжающей организации являются нарушением прав истца как потребителя, поскольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный жилищным законодательством. Поставщик электроэнергии не вправе производить расчёт и требовать от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими организациями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем услуг и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем.
Кроме того, выставление АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно жильцам такого многоквартирного дома создаёт условия для повторного взимания платы за потреблённую электроэнергию.
Вышеуказанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» нарушают права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и потребителя коммунальных услуг, поскольку истец вынужден нести необоснованные расходы.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Осташкова о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Ивановой О.Н. по квартире № дома № 14 Микрорайона г. Осташкова в период с мая 2015 по декабрь 2015 и с августа 2016 по декабрь 2016 года.
Ссылка представителя «АтомЭнергоСбыт» в отзыве на то, что между ними и ООО УК «ДЕЗ Осташков» не заключен договор на энергоснабжение в целях предоставления управляющей организацией коммунального ресурса потребителям, поэтому ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальной услуги и имеет право требовать оплаты за потребленную электроэнергию, не может быть принята во внимание.
Из системного толкования п. 1, 2, 8, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354, ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды.
Не заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не имеет правового значения для разрешения спора.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что имея статус гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирный дом № 14 Микрорайона г. Осташкова, которым с 01 мая 2015 года управляла ООО УК «Дирекция единого заказчика Осташков».
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем отношения должны рассматриваться как договорные.
Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.
С учетом указанных выше обстоятельств, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
При этом следует учитывать, что ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» управляла домом № 14 Микрорайона г.Осташкова, являлась исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязана была с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлась стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку поставляя коммунальный ресурс гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относятся и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организации фактически возникли правоотношения и с управляющей организацией.
Наличие неурегулированного преддоговорного спора между ресурсоснабжающей организацией и организацией, которая осуществляет управлением домом (ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков»), не может служить основанием к ограничению права жителей многоквартирного жилого дома, избравшего способ управления жилым домом, не связанный с непосредственным управлением собственниками, и реализовавших этот способ управления, на внесение платы за одну из коммунальных услуг, платы за электроснабжение и одной из ее составляющих - платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, в установленном законом порядке – управляющей организации, а также в связи с возникшей у этой организации и не реализованной обязанностью заключить в письменной форме договор энергоснабжения с организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №, ░░░░ № 14 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░ № 14 ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 02 ░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░