Дело №а-5472/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
630107, г. Новосибирск, ул. Связистов, д. 159
12 ноября 2019 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе судьи Новиковой И.С.,
при секретаре судебного заседания Косенко С.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Новосибирской области об оспаривании решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска, оформленным протоколом № административный истец был признан не прошедшим (заключением) военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением ФИО1 не согласен. В период призывного возраста проходил обучение по очной форме в высших учебных заведениях, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по программе бакалавра, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - магистра, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –аспиранта, перерывов в обучении, академических отпусков не имел, в связи с чем, в течение всего призывного возраста имел право на отсрочку от призывных мероприятий. Справки об обучении направлялись в военкомат. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 исполнилось 27 лет, в весеннюю призывную кампанию явился в военный комиссариат Кировского и Ленинского районов г.Новосибирска для прохождения мероприятий, связанных с зачислением в запас. Призывной комиссией принято вышеуказанное заключение. В качестве правового обоснования истце ссылается на положение пп. «б» п. 2 ст. 24, п. 1.1. ст. 28 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
В судебном заседании ФИО1 административные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. Кроме того, пояснял, что от явки на призывные мероприятия в отдел военного комиссариата никогда не уклонялся, повесток из отдела военного комиссариата не получал. Указал, что не знал об обязательности продления отсрочки от военной службы. Полагал достаточным для продления отсрочки от военной службы направления справок о его обучении из высшего учебного заведения. Учебное заведение своевременно направляло в отдел военного комиссариата сведения о его обучении.
Представитель административного ответчика - Военного комиссариата Новосибирской области в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежащим образом, что подтверждается распиской, о причинах неявки не сообщил.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика, административные исковые требования не признал, в обоснование возражений указывал, что последняя отсрочка была в ДД.ММ.ГГГГ, во время осенней призывной кампании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 решением призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «б» пункта 2 ст. 24 ФЗ РФ №53-ФЗ в связи с обучением в ФГБОУ ВПО «НГУ» до ДД.ММ.ГГГГ. Указанная отсрочка от призыва на военную службу прекратила свое действие с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.2 Приложения №30 к Инструкции (п.34) приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007г. №400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006г. №663» по истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова. Исходя из вышеуказанного, ФИО1 обязан был явиться на призывной пункт Военного комиссариата с момента прекращения действия предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, а именно после ДД.ММ.ГГГГ Однако, с ДД.ММ.ГГГГ и до исполнения возраста 27 лет ФИО1 в военный комиссариат не явился. Призывной комиссией административному истцу после прекращения действия ранее действовавшей отсрочки (до ДД.ММ.ГГГГ.), новая отсрочка от призыва на военную службу не предоставлялась. ФИО1 не сообщал об изменении своего образования в военный комиссариат, не представил копии дипломов об окончании магистратуры, аспирантуры. Справки о продолжении образования ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ имеющиеся в материалах личного дела призывника, были направлены образовательным учреждением в военный комиссариат посредством почтовой связи. Административному истцу неоднократно направлялись по домашнему адресу повестки о необходимости явки в военный комиссариат, однако техническими работниками уведомления о явке были оставлены в двери или почтовом ящике. А в ДД.ММ.ГГГГ году при попытке уведомить истца по месту жительства и вручить ему повестку, технический работник пояснила, что со слов отца ФИО1 проживает в Академгородке. ФИО1 явился в военный комиссариат только после исполнения ему 27 лет, а именно в ДД.ММ.ГГГГ года. Учитывая факт отсутствия у ФИО1 законных оснований за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. отсрочки либо освобождения от призыва на военную комиссию службу, и то, что ФИО1 военную службу не проходил, призывная комиссия вынесла в отношении него заключение о зачислении в запас как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований. Считает вынесенное в отношении него решение законным.
Представитель призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска в лице отдела Военного комиссариата Кировского и Ленинского районов г.Новосибирска, в судебное заседание не прибыл, уведомлен в силу ст. 96 КАС РФ, ранее получил судебную повестку, что подтверждается уведомлением о его вручении, кроме того имеется дополнительно информация о движении дела, которая размещена на официальном сайте суда, в деле имеется «скриншот» информации по делу.
К участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Новосибирской области, поскольку призывная комиссия, чье решение оспаривается – прекратила свои полномочия. При таких обстоятельствах к участию в деле привлечено лицо, на основании постановления которого создавалась призывная комиссия.
Заинтересованное лицо Губернатор Новосибирской области в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств либо возражений против административного иска не представил, явку представителя не обеспечил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения административного истца, приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявления необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 22 ФЗ № 53-ФЗ от 28.03.1998 призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. «а» ч. 1).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Статьями 23, 24 указанного закона определены основания освобождение от призыва на военную службу, граждане, не подлежащие призыву на военную службу, освобождение от исполнения воинской обязанности, а также основания отсрочки от призыва граждан на военную службу.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 ст. 24 закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Как следует из содержания письма Минобрнауки РФ от 03.05.2011 №04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
Толкование нормы п.п. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ позволяет сделать вывод, что аспиранты очной формы обучения имеют право на одну отсрочку, которая состоит из двух периодов:
- с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры;
- на период защиты диссертации.
После завершения обучения в аспирантуре (то есть издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку - она сохраняется за ним. Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно, выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из решений, в частности о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона №53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона №53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 статьи 26 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона №53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (пункт 2 ст. 31).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 ст. 31).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года №400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Ленинского районов г.Новосибирска.
В период призывного возраста ФИО1 проходил обучение по очной форме в высших учебных заведениях, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по программе бакалавра (ФГБОУ ВПО «НГУ»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – магистра (ФГАОУ ВО «НГУ»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – аспиранта (ФГБОУН «ИВМиМГ СО РАН») (л.д. 66-75).
В связи с прохождением обучения по очной форме в аспирантуре решением призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. "б" п. 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 31.12.2015г. (л.д. 58, оборот).
В материалах дела имеются справки о зачислениях, обучении ФИО1 в учебных заведения по специальности «Институт вычислительной техники математики и математической геофизики». Данные документы предоставлены административным ответчиком, следовательно ответчик располагал всеми необходимыми документами, подтверждающими продолжение обучения ФИО1, продолжение наличия оснований для отсрочки призыва. Как усматривается из учетной карты призывника сведения об обучении ФИО1 в образовательном учреждении своевременно направлялись в отдел военного комиссариата; перерывов в обучении у ФИО1 не имелось. Факт наличия у военного комиссариата сведений об обучении ФИО1 представителем административного ответчика не оспаривался.
Следовательно, у ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись предусмотренные законом основания для отсрочки от призыва.
Решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отсрочке от призыва ФИО1 на военную службу в соответствии с пп. "б" п. 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до ДД.ММ.ГГГГ. вышестоящей призывной комиссией не отменялось; обстоятельства, на основании которых оно было принято (обучение ФИО1 в учебном заведении по очной форме обучения) не отпали, у Отдела военного комиссариата имелись представленные учебным заведением сведения о сроке обучения ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками, в связи с чем, отсутствовали основания для вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол №) о зачислении последнего в запас как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
Доводы административного ответчика о том, что ФИО1 уклонялся от явки на призывную комиссию, объективно ничем не подтверждены; в материалах учетного дела призывника имеются повестки о необходимости явки в военный комиссариат, без отметок последнего о их получении. Административный ответчик ссылался на вручение повесток отцу призывника, но в повестках отсутствуют данные о вручении и совершеннолетним членам семьи ФИО1, не указано имя члена семьи, отсутствует подпись о получении повесток. Таким образом, суд приходит к выводу о ненадлежащем уведомлении ФИО1 необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы.
Из анализа всех вышеперечисленных положений законодательства, регулирующих реализацию гражданами РФ обязанности по защите Отечества, а также призыв граждан на военную службу, следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина (обязанного состоять), достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований.
Между тем, таких данных в отношении ФИО1 в юридически значимый период времени не имелось, и административным ответчиком не представлено.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 в период призывного возраста имел право на отсрочку, предоставленную ему ранее на основании пп. «б» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», поскольку осваивал образовательную программу послевузовского профессионального образования в очной форме обучения в аспирантуре. Поэтому заключение (решение) призывной комиссии, выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, в части зачисления ФИО1 в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, является незаконным, нарушающим права административного истца.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным заключение (решение) призывной комиссии Ленинского района г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ., оформленное протоколом №, в части о зачислении ФИО1 как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, обязать повторно рассмотреть вопрос о зачислении ФИО1 в запас, согласно положениям Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через суд, принявший решение.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: (подпись) И. С. Новикова
Подлинник хранится в деле №а-5472/2019 Ленинского районного суда <адрес>.
54RS0№-08