РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2023 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Чичигиной А.А.,

при секретаре Будаевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2683/2023 по иску администрации города Иркутска к Тененбаум Т.О. о признании самовольной постройкой, возложении обязанности снести самовольную постройку, взыскании судебной неустойки,

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Иркутска обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к Тененбаум Т.О. о возложении обязанности снести самовольную постройку, взыскании судебной неустойки, указав в обоснование, что 17.10.2022 администрацией <адрес> в рамках осуществления муниципального контроля был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в результате осмотра установлено, что на земельном участке расположен объект капитального строительства - здание с кадастровым номером <номер>, земельный участок не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен. По результатам осмотра земельного участка составлен акт осмотра от 17.10.2022 №528/22 с фотографиями объекта.

Согласно выписке из Единого государственно реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 08.10.2022, земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером <номер>. Собственником земельного участка является ответчик.

Заочным решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19.01.2021 по гражданскому делу №2-148/2021 по иску администрации города Иркутска к Тененбаум Т.О. о возложении обязанности привести здание в соответствие с параметрами установлено, что Тененбаум Т.О. является собственником земельного участка, площадью 944 кв.м., кадастровый номер <номер>, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, что объективно подтверждается выписками из ЕГРН об объекте недвижимости, делом правоустанавливающих документов в отношении указанного земельного участка.

Также судом установлено, что на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером <номер>.

По заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от 25.12.2019 №01-19/2330 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер>, находящемся по <адрес> ранее расположенный одноэтажный каркасно-засыпной дом (Лит. А), площадью 31,1 кв.м., служебные постройки снесены, а на их месте возведен объект капитального строительства. Новый объект капитального строительства имеет следующие характеристики: трехэтажный объект незавершенного строительства с подвалом, фундамент бетонный, стены и перегородки железобетонные, монолитные, лестница междуэтажная железобетонная монолитная, балконные плиты железобетонные монолитные, имеется частичное заполнение дверных и оконных проемов окнами и дверьми из ПВХ со стеклопакетами. Площадь застройки составляет 543 кв.м.

17.11.2020 МУП «БТИ г. Иркутска» дано заключение №01-20/1909, согласно которому при визуальном обследовании от 09.11.2020 объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> выявлено, что на данном земельном участке находится трехэтажное с подвалом капитальное здание со следующими характеристиками: фундамент бетонный, стены железобетонные монолитные с вентилируемым фасадом, перекрытия железобетонные монолитные, лестница междуэтажная железобетонная монолитная, балконные плиты монолитные, окна ПВХ, двери металлические из ПВХ, балконы остеклены и без остекления. Назначение: предположительно жилой дом. Примерные наружные размеры объекта указаны на схеме, примерная высота надземной части строения 10 м., площадь застройки - примерно 543 кв.м.

Доводы истца о согласовании строительства на спорном земельном участке объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома этажностью - 3 этажа, с процентом застройки земельного участка - 39%, подтверждаются градостроительным планом от 04.09.2017 №RU383030003985 земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 944 кв.м по адресу: <адрес>, из которого следует, что план подготовлен на основании заявления Петрова А.Т. Согласно градостроительному плану в границах земельного участка с кадастровым номером <номер> расположен объект капитального строительства - жилой дом, этажность отсутствует, общая площадь - 31,1 кв.м., площадь застройки - 41,21 кв.м.

Распоряжением заместителя мэра председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 09.06.2017 №944-02-200322/17 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 944 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «Для индивидуального жилищного строительства»; объекта капитального строительства с кадастровым номером <номер>, площадью 31,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - «Индивидуальные отдельно стоящие жилые дома с приусадебными земельными участками».

02.02.2018 администрацией города Иркутска выдано разрешение на №38-ru38303000-51-2018 на строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно схеме планировочной организации земельного участка площадью 944 кв.м., этажность - 3 этажа, процент застройки - 39%.

Решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 №006-20-260430/6 утверждены правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск (в редакции решения Думы города Иркутска от 07.02.2020 №007-20-070068/0).

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103) в планировочном элементе О-04-01», что подтверждается схемой планировочной организации земельного участка, схематическим чертежом земельного участка, чертежом градостроительного плана земельного участка, схемой зон застройки. Доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с распоряжением начальника управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 01.11.2019 №504-02-3591/19 в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки №3591/19 от 26.12.2019. Проверкой установлено, что Тененбаум Т.О. допущено нарушение ст. 25, 26, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в занятии части территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 кв.м.; части земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 79 кв.м.

26.12.2019 Тененбаум Т.О. внесено предписание №3591/19 об устранении нарушений земельного законодательства, согласно которому Тененбаум Т.О. предписано в срок до 26.06.2020 устранить допущенные нарушения, а именно освободить часть территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 кв.м.; часть земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 79 кв.м., либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на указанный земельный участок.

На основании распоряжения начальника управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 20.08.2020 №504-02-2792/20 в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки №2792/2020 от 05.11.2020. Проверкой выявлены аналогичные нарушения, установленные актом проверки №3591/19 от 26.12.2019.

В этой связи заочным решением суда от 19.01.2021 удовлетворены исковые требования администрации города Иркутска, на Тененбаум Т.О. возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести трехэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <номер> <адрес> в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. На Тененбаум Т.О. возложена обязанность в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств освободить самовольно занятую часть земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на который не разграничена, согласно координат:

Координата Х

Координата Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С Тененбаум Т.О. в пользу администрации города Иркутска взыскана судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 300 руб. за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, объект капитального строительства изначально был построен с нарушением параметров, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Новое строительство должно осуществляться в строгом соответствии с градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны. Градостроительным регламентом, распространяющим своё действие на земельный участок с кадастровым номером <номер>, не предусмотрено разрешённое использование под размещение многоквартирного дома, спорная постройка не соответствует ограничениям, установленным градостроительным регламентом.

Застройщиком выявленного многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером <номер> осуществлено строительство без какой-либо разрешительной документации.

Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска разрешение на строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>, не выдавалось.

Обращений по вопросу рассмотрения проектной документации строительства объекта на земельном участке с кадастровым номером <номер> не поступало.

Управлением муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска были запрошены материалы, послужившие основанием постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта. Из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области была направлена проектная документация на «Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <номер>».

Таким образом, ответчик, без соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка, осуществил строительство спорного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от 24.10.2022 №01-22/1995 при визуальном обследовании от 19.10.2022 объекта (с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>), расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, выявлено, что данное строение является многоквартирным домом со следующими техническими характеристиками: три надземных этажа и один подземный этаж, фундамент бетонный, стены железобетонные монолитные с наружной отделкой стеновыми панелями с утеплением, перекрытия железобетонные монолитные, лестница междуэтажная железобетонная, балконы из конструкций ПВХ остекленные на железобетонных плитах, а также имеются балконы неостекленные с наружной стационарной лестницей и металлическим ограждением, двери металлические ПВХ, окна ПВХ со стеклопакетами. Наружные размеры объекта указаны на схеме, примерная высота надземной части строения 10 м., площадь застройки составляет 639 кв.м. Процент застройки земельного участка с кадастровым номером <номер> составляет 68%.

Согласно выписке из ЕГРН от 06.10.2022 собственником помещений (квартир) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, значится Тененбаум Т.О.

На основании изложенного, указанные действия по осуществлению строительства объекта - многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, влекут нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду без соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также отсутствие условий для реализации права гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и соблюдение требований пожарной безопасности.

С учетом изложенного, администрация <адрес> просит суд признать объект капитального строительства - трехэтажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером <номер>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> - самовольной постройкой; возложить обязанность на Тененбаум Т.О. за собственный счет в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести самовольно возведенный объект капитального строительства - трехэтажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером <номер> расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>; взыскать с Тененбаум Т.О. в пользу администрации <адрес> судебную неустойку за неисполнение судебного акта по настоящему делу в размере 500 руб. за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца администрации г. Иркутска Темерева Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчика Горбунова О.В., Куликова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

Ответчик Тененбаум Т.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом путем направления судебной повестки, причины неявки суду неизвестны.

Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п.1, пункту 2 ст.215 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

По правилам ст.305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение (абз. 2 п. 45). Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. 47).

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В силу положений статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьями 2, 4 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" предусмотрено, что правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона, перераспределяются сроком до 1 января 2019 года.

В связи с изменением правового регулирования на основании Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-03 "О перераспределений полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2019, осуществляет администрация г. Иркутска.

В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 40, 41 и 42 Земельного кодекса РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, которые вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения, и на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков, целевое назначение земельного участка и его разрешенного использования, а также требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (абз.2 п.2 ст.263 ГК РФ).

Согласно абз.3 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Согласно положениям п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет (п.2).

Из разъяснений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П, следует, что вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с п. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со ст. 222 ГК РФ.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку (п. 23).

В своих определениях Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях, самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкция за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 Гражданского кодекса РФ. Пункты 1 - 3 статьи 222 ГК Российской Федерации, закрепляющие признаки самовольной постройки и последствия ее возведения, направлены на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым - на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; при этом обязанность снести самовольную постройку, предусмотренная пунктом 2 указанной статьи, представляет собой санкцию за совершенное правонарушение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 648-О, от 29 сентября 2020 года N 2206-О, от 29 октября 2020 года N 2513-О, от 28 января 2021 года N 75-О и др.); (определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1509-О).

Таким образом, предусмотренная п. 2 ст. 222 ГК РФ обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

По правилам абз.4 п.4 ст.222 ГК РФ срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 ЗК РФ снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч.1 ст.55 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, принадлежит на праве собственности Тененбаум Т.О. с <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.

Из ответа на запрос Департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.10.2022 №945-71-5192/2 следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-04-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 19.12.2018 №031-06-1144/8, не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства. На указанном земельном участке красная линия не установлена. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствуют. В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утверждёнными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 №006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 31.03.2022 №007-20-038440/2), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)» (статья 36), в планировочном элементе О-04-01. В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) министерства транспорта Российской Федерации 29.05.2019 №421-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск» (в редакции приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 №1023-П), указанный земельный участок расположен в границах 3, 4, 5, 6, 7 подзон, в границах сектора 7.1 седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В отделе информационных систем обеспечения градостроительной деятельности департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике выкопировки из карты градостроительного зонирования с обозначением соответствующего участка, планировочного квартала и зоны, границ красных линий отсутствуют (л.д. 61-62).

Из ответа на запрос Департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 25.05.2023 №945-71-2198/3 следует, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный в <адрес>, в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 №004-20-390583/7 (в редакции решения Думы города Иркутска от 03.12.2018 №006-20-510812/8), находится в границах планировочного элемента О-04-01 в функциональной зоне «Жилые зоны» (О-04-01/100)». В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-04-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 19.12.2018 №031-06-1144/8, указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства. На указанном земельном участке красная линия не установлена. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок, отсутствуют. В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-04-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 19.12.2018 №031-06-1143/8 (в редакции постановления администрации города Иркутска от 18.08.2020 №031-06-498/0), указанный земельный участок расположен в границах земельного участка, учтенного в едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утверждёнными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 №006-20-260430/6 (в редакции решения Думы города Иркутска от 28.11.2022 №007-20-045555/2), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)» (статья 36), в планировочном элементе О-04-01. В соответствии с распоряжением комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства от 09.06.2017 №944-02-00322/17, указанному земельному участку предоставлен вид разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства». В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 №421-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск» (в редакции приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 №1023-П), указанный земельный участок расположен в границах 3, 4, 5, 6, 7 подзон, в границах сектора 7.1 седьмой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, на указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом, площадью 1619 кв.м., с кадастровым номером <номер>, адрес объекта: <адрес>, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2019 (л.д. 28-32).

В многоквартирном доме расположено 27 квартир, право собственности на которые зарегистрировано за Тененбаум Т.О., что подтверждается выписками из ЕГРН от 20.05.2023, представленными Управлением Росреестра по Иркутской области по запросу суда.

Согласно заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от 24.10.2022 №01-22/1995 при визуальном обследовании от 19.10.2022 объекта (с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>), расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, выявлено, что данное строение является многоквартирным домом со следующими техническими характеристиками: три надземных этажа и один подземный этаж, фундамент бетонный, стены железобетонные монолитные с наружной отделкой стеновыми панелями с утеплением, перекрытия железобетонные монолитные, лестница междуэтажная железобетонная, балконы из конструкций ПВХ остекленные на железобетонных плитах, а также имеются балконы неостекленные с наружной стационарной лестницей и металлическим ограждением, двери металлические из ПВХ, окна из ПВХ со стеклопакетами. Наружные размеры объекта указаны на схеме, примерная высота надземной части строения 10 м., площадь застройки составляет 639 кв.м. Процент застройки земельного участка составляет 68% (л.д. 83-84).

Из акта осмотра от 17.10.2022 №528/22 видно, что главным специалистом отдела по соблюдению земельного законодательства управления муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска Ивановой А.С. осуществлен выезд с целью осмотра земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположено здание с кадастровым номером <номер>, земельный участок не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен. В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок, площадью 944 кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - малоэтажная многоквартирная жилая застройка. В границах земельного участка расположено здание с кадастровым номером <номер> - многоквартирный жилой дом (л.д. 93).

Заочным решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19.01.2021 по гражданскому делу №2-148/2021 установлено, что Тененбаум Т.О. является собственником земельного участка площадью 944 кв.м., кадастровый <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, что объективно подтверждается выписками из ЕГРН об объекте недвижимости, делом правоустанавливающих документов в отношении указанного земельного участка.

На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером <номер>

По заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от 25.12.2019 №01-19/2330 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер>, находящемся по адресу: <адрес>-а, ранее расположенный одноэтажный каркасно-засыпной дом (Лит. А), площадью 31,1 кв.м., служебные постройки снесены, а на их месте возведен объект капитального строительства. Новый объект капитального строительства имеет следующие характеристики: трехэтажный объект незавершенного строительства с подвалом, фундамент бетонный, стены и перегородки железобетонные, монолитные, лестница междуэтажная железобетонная монолитная, балконные плиты железобетонные монолитные, имеется частичное заполнение дверных и оконных проемов окнами и дверьми из ПВХ со стеклопакетами. Площадь застройки составляет 543 кв.м.

17.11.2020 МУП «БТИ г. Иркутска» дано заключение №01-20/1909, согласно которому при визуальном обследовании от 09.11.2020 объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес> выявлено, что на данном земельном участке находится трехэтажное с подвалом капитальное здание со следующими характеристиками: фундамент бетонный, стены железобетонные монолитные с вентилируемым фасадом, перекрытия железобетонные монолитные, лестница междуэтажная железобетонная монолитная, балконные плиты монолитные, окна ПВХ, двери металлические из ПВХ, балконы остеклены и без остекления. Назначение: предположительно жилой дом. Примерные наружные размеры объекта указаны на схеме, примерная высота надземной части строения 10 м., площадь застройки - примерно 543 кв.м.

Доводы истца о согласовании строительства на спорном земельном участке объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома этажностью - 3 этажа, с процентом застройки земельного участка - 39%, подтверждаются градостроительным планом от 04.09.2017 №RU383030003985 земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 944 кв.м по адресу: Иркутская область, <адрес> из которого следует, что план подготовлен на основании заявления Петрова А.Т. Согласно градостроительному плану в границах земельного участка с кадастровым номером <номер> расположен объект капитального строительства жилой дом, этажность отсутствует, общая площадь - 31,1 кв.м., площадь застройки - 41,21 кв.м.

Распоряжением заместителя мэра председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от <дата> <номер> «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 944 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «Для индивидуального жилищного строительства»; объекта капитального строительства с кадастровым номером <номер> 31,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - «Индивидуальные отдельно стоящие жилые дома с приусадебными земельными участками».

02.02.2018 администрацией города Иркутска выдано разрешение на №38-ru38303000-51-2018 на строительство объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу:    <адрес>. Согласно схеме планировочной организации земельного участка площадью 944 кв.м., этажность - 3 этажа, процент застройки - 39%.

Решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 №006-20-260430/6 утверждены правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск (в редакции решения Думы города Иркутска от 07.02.2020 №007-20-070068/0).

Спорный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103) в планировочном элементе О-04-01», что подтверждается схемой планировочной организации земельного участка, схематическим чертежом земельного участка, чертежом градостроительного плана земельного участка, схемой зон застройки. Доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с распоряжением начальника управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 01.11.2019 №504-02-3591/19 в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки №3591/19 от 26.12.2019. Проверкой установлено, что Тененбаум Т.О. допущено нарушение ст. 25, 26, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в занятии части территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 кв.м.; части земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 79 кв.м.

26.12.2019 Тененбаум Т.О. внесено предписание №3591/19 об устранении нарушений земельного законодательства, согласно которому Тененбаум Т.О. предписано в срок до 26.06.2020 устранить допущенные нарушения, а именно освободить часть территории, входящей в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 30 кв.м.; часть земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 79 кв.м., либо оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на указанный земельный участок.

На основании распоряжения начальника управления земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 20.08.2020 №504-02-2792/20 в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки №2792/2020 от 05.11.2020. Проверкой выявлены аналогичные нарушения, установленные актом проверки №3591/19 от 26.12.2019.

В этой связи заочным решением суда от 19.01.2021 удовлетворены исковые требования администрации города Иркутска, на Тененбаум Т.О. возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств привести трехэтажное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом. На Тененбаум Т.О. возложена обязанность в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств освободить самовольно занятую часть земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на который не разграничена, согласно координат:

Координата Х

Координата Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С Тененбаум Т.О. в пользу администрации города Иркутска взыскана судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 300 рублей за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заочное решение вступило в законную силу 10.03.2021.

Из искового заявления следует, что Управлением муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска были запрошены материалы, послужившие основанием постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта.

Из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области была направлена проектная документация на «Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <номер>».

Согласно сведениям, предоставленным комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска от 02.11.2022 №945-70-4550/22, отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска (далее - отдел выдачи разрешительной документации) разрешение на строительство (реконструкцию), разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер>, не выдавались. Отделом выдачи разрешительной документации было выдано разрешение на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, застройщику Петрову А.Т. 02.02.2018 №38-ru38303000-51-2018, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Разрешение на ввод вышеуказанного объекта отделом выдачи разрешительной документации не выдавалось и уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в отдел не поступало (л.д. 88).

Таким образом, строительство многоквартирного дома с кадастровым номером <номер>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, осуществлено в отсутствие предусмотренного ст. 51 ГрК РФ разрешения на строительство.

В п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022 разъяснено, что снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.

Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

При оценке значительности допущенных при возведении строения нарушений судом должны быть приняты во внимание положения статьи 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также их соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В обоснование доводов о возможности сохранения спорной постройки, стороной ответчика представлены следующие доказательства.

Согласно договора купли-продажи объектов недвижимости от 21.05.2019, заключенного между <ФИО>Продавец) и Тененбаум Т.О. (Покупатель), последняя приобрела жилой дом, общей площадью 31,1 кв. м., с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес> и земельный участок – категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального дома со служебно-хозяйственными строениями, общей площадью 944 кв.м., кадастровый номер <номер>, расположенный по указанному адресу.

20.06.2019 между ООО «АктивСтрой» (арендодатель) и Тененбаум Т.О. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с последующим выкупом, по условиям которого арендодатель передал за плату во временное пользование часть земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 620 кв.м., вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.

Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска <ФИО>. было выдано разрешение на строительство № 38-ru3830300051-2018 от 02.02.2018 в отношении объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, площадью 944 кв.м., по адресу <адрес>-а, в пределах земельного участка с кадастровым номером: <номер>, со сроком действия разрешения до <дата>, в соответствии с градостроительным планом № RU383030003985 от 04.09.2017.

Согласно градостроительного плана № RU383030003985 земельного участка с кадастровым номером <номер>, основным видом разрешенного использования земельного участка, в том числе, является: среднеэтажная жилая застройка, малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

Представители ответчика в судебно заседании суду объяснили, что ответчик Тененбаум Т.О. завершила строительство трехэтажного многоквартирного дома, произвела постановку объекта в целом на государственный кадастровый учет и зарегистрировала на него право собственности. В многоквартирном доме расположено 27 квартир, право собственности на которые зарегистрировано за Тененбаум Т.О.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что заочное решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19.01.2021 по делу 2-148/2021 ответчиком фактически исполнено, о чем составлен акт совершения исполнительных действий от 23.08.2022 и вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 09.09.2022.

Согласно заключению Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 09.08.2022, при проведении обследования было установлено, что Тененбаум Т.О. использует два земельных участка с кадастровым номером <номер> общей площадью 944 кв.м. по адресу: <адрес>, и часть соседнего (смежного) земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 620 кв.м., принадлежащих на основании договора аренды от <дата> в координатах:

Координата Х

Координата Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, в пользовании Тененбаум Т.О. находятся земельные участки, общей площадью 1564 кв.м., из расчета 944 кв.м. + 620 кв.м. В связи с тем, что в решении суда от 19.01.2021 указано, что площадь застройки здания составляет 543 кв.м., применив математический метод определения фактически занятой площади здания в процентном соотношении к площади земельного участка: процент застройки здания составляет 34,71 % по отношению к площади земельных участков, из следующего расчета: 543 кв.м. площадь застройки здания * 100 % : 1564 кв.м. площади земельных участков = 34,71 %. В решении суда от 19.01.2021 указано, что по Правилам землепользования и застройки допускается процент застройки – 39 %. Применив математический метод определения площади допустимой застройки в квадратных метрах от процентного соотношения: 1564 кв.м. (площадь земельных участков заказчика) * 39% (допустимый размер застройки по разрешению на строительство) : 100% = 609,96 кв.м. допустимой площади застройки под зданием.

Таким образом, решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 19.01.2021 в части освобождения самовольно занятой части земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена в соответствующих координатах:

Координата Х

Координата Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

расположенных на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, приведено ответчиком Тененбаум Т.О. в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренных законом, т.к. площадь застройки здания (543 кв.м) соответствует Правилам землепользования и застройки в части процента застройки территории.

С целью установления соответствия спорного сооружения требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, природоохранных, санитарных, экологических норм и правил, правилам землепользования и застройки, а также виду разрешенного использования земельного участка, ответчиком в материалы дела представлено экспертное заключение № 04/2240 от 11.10.2023, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области, техническое заключение от 05.10.2023 № 164/2023, выполненное ФГБУ СЭУ Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Иркутской области, заключение внесудебного строительно-технического исследования № 10/10-2023.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области №04/2240 от 11.10.2023, размещение возведенного строения (здания) жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Иркутск, пр.Угольный, д.80а/1 на земельном участке с кадастровым номером: <номер>, в объеме проведенной экспертизы соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям: СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с техническим заключением №164/2023 от 05.10.2023, составленным ФГБУ СЭУ Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Иркутской области, многоквартирный жилой дом по адресу: г<адрес>, соответствует требованиям пожарной безопасности.

Из заключения внесудебного строительно-технического исследования № 10/10-2023, составленного ООО «Байкальский экспертно-правовой сервис» от 14.10.2023, видно, что многоквартирный жилой по адресу: <адрес> в части обеспечения проживания и безопасности третьих лиц соответствует действующим нормам и правилам. Эксплуатация здания не несёт опасности для проживающих в нём людей.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы, изложенные в заключении специалистов, истцом в материалы дела не представлено.

Ходатайств о назначении судебной экспертизы стороной истца не заявлялось.

Доказательств бесспорно подтверждающих, что сохранение данного жилого дома нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также затрагивает публичные интересы на момент разрешения спора судом, ответчиком в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что администрацией г.Иркутска не представлено в материалы дела доказательств свидетельствующих о том, что снос самовольной постройки является единственным и соразмерным способом восстановления нарушенного права, при этом, отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для сноса объекта недвижимого имущества, а к существенным нарушениям строительных норм и правил относятся такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь разрушение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц, учитывая, что спорный объект капитального строительства расположен на земельном участке, принадлежащем ответчику на законных основаниях, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку сведения, свидетельствующие о нарушении прав и охраняемых законом интересов других лиц, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ответчика обязанности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств снести самовольную постройку - объект капитального строительства с кадастровым номером <номер>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежат.

Поскольку истцу отказано в удовлетворение основного требования о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, то производное требование о сносе самовольной постройки, взыскании судебной неустойки также не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-2683/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Иркутска
Ответчики
Тененбаум Татьяна Олеговна
Другие
Кастрикина Людмила Николаевна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Чичигина А.А.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
13.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.09.2023Передача материалов судье
14.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.01.2024Судебное заседание
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее