Решение от 21.01.2021 по делу № 2-105/2021 от 24.11.2020

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                                                               21 января 2021 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Томилко Е.В.,

при секретаре – Тапешковой В.В.,

с участием: истца – Медведской Е.А.,

представителя ответчика – ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району Иркутской области» Якименко О.В., действующей на основании доверенности № 1 от 11.01.2021, сроком действия на 1 год без права передоверия полномочий,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2021 по иску Медведской Елены Алексеевны к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении срока для подачи заявления, признании права меру социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

установил:

истец, Медведская Елена Алексеевна, обратилась в суд с исковым заявлением к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении срока для подачи заявления, признании права меру социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в её собственности находится жилое дом, расположенный по адресу: ****, ****, что подтверждается решением Тулунского городского суда Иркутской области от 28.08.200 № 2-1371/2020.

Её жилое помещение признано непригодным для проживания на основании акта межведомственной комиссии и заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации Бурхунского сельского поселения.

Считает, что отвечает критериям, указанным в подпункте 3 пункта 6 Положения, утвержденного постановлением правительства Иркутской области от 17.0.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» и имеет право на предоставление социальной выплаты.

Однако уведомлением об отказе № 07-7951 от 21.10.2020 ей отказано в получении свидетельства на получение социальной выплаты, указанных в п. 11 и п.12 Положения о порке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

С доводами, изложенными в уведомлении не согласна, так как заявление подано 06.10.2020, срок подачи заявления пропущен не по её вине, так как согласно надписи, на решении суда по делу № 2-1371/2020 от 28.08.2020 – решение принято судом в окончательной форме 02.09.2020.

Указанное решение суда вступило в законную силу по истечении 30 дней после изготовления решения в окончательной форме, согласно ст.ст. 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Просит суд восстановить срок для подачи заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Признать за ней право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем – социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».

Возложить обязанность на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области жилого помещения, расположенного по адресу: ****, площадью 58,8 кв.м., на имя Медведской Еленой Алексеевной, ...... года рождения, место рождения ****.

В судебном заседании истец Медведская Е.А. на требованиях иска настаивала по основаниям указанным в нем. Дополнительно суду пояснила, что срок восстановить она просит в связи с тем, что в суд с требованием об установлении факта владения и пользования жилым помещением она обратилась только в августе 2020 года, т.к. администрация Бурхунского сельского поселения ей пояснила, что только когда будет установлен факт владения и пользования жильем ей выдадут документы. Жилое помещение, расположенное по адресу: ****, было утрачено в результате наводнения. Данным домом они пользовались. Она была вынуждена выехать из деревни, т.к. младшая дочь стала обучаться в г. Тулуне и ей необходимо было работать и обеспечивать её. В суд она обратилась в связи с тем, что ей было отказано в выдаче сертификата на утраченное жилое помещение. Она считает, что её требование должно быть удовлетворено в связи с тем, что младшая дочь осталась без жилья, в связи с чем, ей должен быть выдан сертификат. Решением суда она признана единоличным собственником жилья. Они с дочерьми были зарегистрированы в утраченном жилом помещении. Уведомление об отказе в выдаче сертификата она не обжаловала, вновь с заявлением в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» не обращалась. У неё в собственности имеется жилое помещение, расположенное по адресу: ****.

Представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» Якименко О.В. в судебном заседании требования иска не признала, суду пояснила, что признание за гражданином права на социальную выплату реализуется не в судебном порядке, а в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп только в заявительном порядке. Медведской Е.А. отказано в выдаче мер социальной поддержки, поскольку, на момент обращения не представлено решение суда об установлении факта владения и пользования жилым помещением на праве собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации, а также в связи с тем, что она обратилась с заявлением за мерами социальной поддержки после окончания срока. Отказ истцом не обжалован, и с заявлением после выдачи отказа истец повторно не обращалась.

    Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО6, действующий на основании доверенности № 02/53-17464/20-08 от 24.08.2020, сроком действия на один год, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представлены возражения, в которых просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, а также отказать в удовлетворении требований (л.д.56-59).

Представители администрация Тулунского муниципального района, администрация Бурхунского сельского поселения в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представляли заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.77,79).

Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением главы администрации муниципального образования Тулунского муниципального района № 84-ПГ от 27.06.2019, с 15 часов 00 минут 27.06.2019 на территории Тулунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» до особого распоряжения.

Постановлением главы администрации муниципального образования Тулунского муниципального района № 88-ПГ от 28.06.2019 утверждена зона чрезвычайной ситуации, в том числе и д. Паберега, Тулунского района.

Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916 были утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил трансферт предоставляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:

а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;

б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;

д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п. 4 Правил мероприятия реализуются в отношении:

- граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21 Правил в случае нецелевого использования трансферта и (или) нарушения Иркутской областью условий его предоставления к Иркутской области применяются меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Трансферт предоставляется, в том числе при наличии нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения реализации которых предоставляется трансферт (п. 10 Правил).

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее Положение от 17.07.2019 № 556-пп).

Пунктом 6 Положения от 17.07.2019 № 556-пп установлены категории граждан, которым предоставляется социальная выплата, аналогичные указанным в п. 4 Правил.

В соответствиями с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения.

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом и материалами дела установлено, что решением Тулунского городского суда Иркутской области от 28.08.2020 установлен факт владения и пользования Медведской Еленой Алексеевной, родившейся ...... в ****, **** ****, жилым домом, расположенным по адресу: Иркутская ****, д.****, ****, общей площадью 58,8 кв.м., и земельным участком, находящимся по адресу: Иркутская область, на праве собственности по состоянию на 28.07.2019.

Решение вступило в законную силу 30.09.2020 (л.д.24-35).

Согласно распоряжению № 79-р от 02.10.2020 администрации Бурхунского сельского поселения жилое помещение, расположенное по адресу: ****, ****, признано непригодным для проживания (л.д.17).

Как следует из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 11 от 08.06.2020, межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: **** ****, д.**** ****, не пригодным для проживания (л.д.23), что также подтверждается актом обследования помещения № 11 от 08.06.2020 (л.д.21-22).

Из отказного материала следует, что уведомлением об отказе № 07-7951 от 21.10.2020, принято решение об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556–пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения, которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Причина: обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте № 11 настоящего Положения; предоставление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 Положения о прядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения, которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного вильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (не представлено решение суда об установлении факта владения и пользования жилым помещением на праве собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации).

Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (л.д.83-125).

В ходе рассмотрения дела, из пояснений участников процесса установлено, что уведомление ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» № 07-7951 от 21.10.2020 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в установленном законом порядке и сроки не оспорено.

Пунктом 11 Положения, действующего на дату рассмотрения дела судом в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 10.12.2020 №1037-пп, регламентировано, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25.12.2020 включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Вместе с тем, согласно п.11 Положения, действующего на дату обращения истца в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» с заявлением и направлением ему уведомления от 21.10.2020 № 07-7951 в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 31.03.2020 №202-пп, от 20.07.2020 № 598-пп, от 01.09.2020 №723-пп, предусмотрено, что целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 30.09.2020 включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Таким образом, судом установлено, что на момент обращения Медведской Е.А. 14.10.2020 в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, п.11 постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп действовал в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 31.03.2020 №202-пп, от 20.07.2020 № 598-пп, от 01.09.2020 №723-пп, который предусматривал установленный предельный срок – 30.09.2020 включительно, для обращения с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, принято постановление Правительства Иркутской области от 10.12.2020 №1037-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп», которым определено:

1. Внести в постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» (далее - постановление) следующие изменения:

1) в Положении о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденном постановлением: в пункте 11: (Действие абз. 8,9 пп. 1 п. 1 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2020.) абзац первый изложить в следующей редакции: «11. В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25.12.2020 включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.».

Вместе с тем, судом установлено, и не отрицается истцом и представителем ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району», что после получения уведомления ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» № 07-7951 от 21.10.2020 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ни истец, ни её представители не обращались в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» с повторным заявлением о получении мер социальной поддержки в связи с утраченным жилым помещением, в связи с продлением срока. Кроме того, уведомление ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» № 07-7951 от 21.10.2020 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения истцом в установленном законом порядке и сроки не обжаловалось.

Истец Медведская Е.А. не была лишена права на обращение в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» с указанным заявлением после принятия постановления Правительства Иркутской области от 10.12.2020 №1037-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп», которым продлен срок на обращение с заявлением о выдаче свидетельства, как не лишена права на обжалование отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району» в форме уведомления от 09.11.2020 за исх.№07-8321, а также действий (бездействий) ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому району».

Разрешая требования иска о восстановлении срока для подачи заявления на получение социальной выплаты суд исходит из следующего.

Как следует из постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, принятого в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.17.2019 № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области», руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области, целью постановления является реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, по обеспечению жильем.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которыми регламентированы условия предоставления социальной выплаты, порядок удостоверения права на получение социальной выплаты, в том числе и срок, до которого необходимо обратиться с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по установленной форме в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Таким образом, постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп предусматривает пресекательный срок для подачи гражданами, заинтересованными в получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с заявлением о выдачи свидетельства, заявления и документов, предусмотренных Правительством Иркутской области, в уполномоченный орган.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, вводя новое правовое регулирование, должен исходить из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 №13-П, от 05.04.2007 № 5-П, от 14.05.2013 № 9-П, от 17.10.2017 № 24-П и др.).

Необходимость подтверждения гражданами в целях получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения соблюдения требований по предоставлению установленного перечня документов предусматривалась как в первоначальной, так и в последующих редакциях постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Соответственно, заинтересованные лица, имеющие намерение получить денежную выплату, должны были учитывать данное законодательное требование и своевременно принять необходимые меры к оформлению соответствующих документов.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив установленные обстоятельства, собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела, проверяя законность и обоснованность требований истца, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу, что установленный срок для подачи гражданами, заинтересованными в получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, призванная упорядочить во времени предоставление мер государственной поддержки определенной категории граждан, является пресекательным и восстановлению в судебном порядке не подлежит, также учитывая, что истец в установленном законом порядке и сроки уведомление № 07-7951 от 21.10.2020 не обжаловала, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Медведской Елены Алексеевны к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о восстановлении срока для подачи заявления, признании права меру социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░                                                                           ░.░.░░░░░░░

2-105/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МЕДВЕДСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Ответчики
МИнистерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району"
Другие
Администрация Бурхунского сельского поселения
МУ "Администрация Тулунского муниципального района"
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Томилко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
24.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее