Дело № 2-336/2018
Решение
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 14 ноября 2018 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Кленовой С.Н.,
с участием прокурора Тадышева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Канского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «АлтайВектор» о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения,
установил:
Прокурор Усть-Канского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «АлтайВектор» о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, а именно возложить на ООО «АлтайВектор» обязанность в срок до ******* оборудовать по адресам: <адрес> Республики Алтай, площадки для накопления золошлаковых отходов (золошлаков) в соответствии с п. п. 3.2, 3.4, 3.7, 3.8 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, а именно с подветренной стороны по отношению к жилой застройке с обеспечением защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, укладкой на площадке искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия с обваловкой по периметру площадки.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в порядке осуществления надзора проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Алтай Вектор» эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливные котлы на каменном угле на котельных, расположенных по адресам: <адрес> Республики Алтай.
В ходе осуществления указанной деятельности в результате сжигания каменного угля образуется вид отходов IV класса опасности, и накапливаются на открытых площадках навалом (насыпью) в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров. При этом площадка для накопления данных отходов не соответствует требованиям, установленным ФЗ «Об отходах производства и потребления» и санитарных норм и правил СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно отсутствует: искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие с обваловкой по периметру площадки, поверхность хранящихся насыпью мелкодисперсных отходов, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует система пылеподавления.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнил срок исполнения решения суда – *******.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «АлтайВектор» исковые требования признавал.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора администрации Усть-Канского района с иском согласился.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела ООО «Алтай Вектор» эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – твердотопливные котлы на каменном угле на котельных, расположенных по адресам: <адрес> Республики Алтай.
Согласно Актам проверки соблюдения требований законодательства от *******, проведенного заместителем прокурора <адрес> ФИО3 площадки для временного хранения золошлаков, расположенных в <адрес> Республики Алтай по <адрес>, не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством, а именно: отсутствует навес, искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, а также не произведена обваловка, отсутствует система пылеподавления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с. ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен (п.1 ч.2 ст.51).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ).
Статься 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит обязанность юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации (ч.3 ст.13.4 89-ФЗ).
Согласно абз.3 ч.1 ст. 2, ст.11, ч.2 ст.12, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, санитарных норм и правил.
В соответствии с п.п.3.2, 3.4 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п.3. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. 7 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается (п. 3.8).
Таким образом, поскольку выявленные нарушения ООО «АлтайВектор» при обращении с отходами создают угрозу нарушения конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать ООО «АлтайВектор» в срок до ******* оборудовать по адресам: <адрес> Республики Алтай, площадки для накопления золошлаковых отходов (золошлаков) в соответствии с п. п. 3.2, 3.4, 3.7, 3.8 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80, а именно с подветренной стороны по отношению к жилой застройке с обеспечением защиты поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, укладкой на площадке искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия с обваловкой по периметру площадки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева