Судья Ушпаева Д.С. дело № 33-7756/2019
учёт №127г
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•6 мая 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Абдуллиной Г.А., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Фатыховой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Журавлевой Н.В. – Бойко Т.Н. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2019 года, которым Журавлевой Н.В. отказано в удовлетворении требований к Журавлеву В.В. о выделе в натуре доли бывшего супруга в праве общей собственности на квартиру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Журавлевой Н.В. - Бойко Т.Н. в поддержку доводов жалобы, Журавлева В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Журавлева Н.В. обратилась в суд с иском к Журавлеву В.В. о выделе в натуре доли бывшего супруга в праве общей собственности на квартиру.
В обоснование требований указано, что стороны с 28 июня
2002 года по 15 июня 2015 года состояли в зарегистрированном браке. В судебном порядке, а также по соглашению сторон между сторонами произведен раздел совместно нажитого имущества.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2016 года определены доли супругов в совместно нажитом имуществе в виде жилых помещений <адрес> по 1/2 доли за каждым.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики от 2 февраля 2017 года данное решение суда в части определения долей на спорные жилые помещения изменено, путем признания за Журавлевой Н.В. права собственности на 13/16 доли, за Журавлевым В.В. 3/16 доли. Указанные квартиры фактически объединены в одну квартиру.
В связи с тем, что ответчик обладает правами на меньшую площадь, а именно 42, 89 квадратных метров, при этом проживает в двух квартирах общей площадью 121, 4 квадратных метров и не желает совершить раздел имущества, но пользуется жильем повышенной комфортности, в связи с чем нарушаются права и законные интересы истицы.
На основании изложенного Журавлева Н.В. просила суд выделить в натуре ее долю в праве общей долевой собственности на квартиры <адрес> путем передачи в единоличную собственность истца квартиру <адрес>, а в собственность Журавлева В.В. жилое помещение <адрес>; взыскать компенсацию с ответчика в пользу истца по разнице площадей (13,47 квадратных метров) по кадастровой стоимости квартиры № <адрес> в размере 560338, 93 руб.; возложить на ответчика обязанность по восстановлению первоначального состояния квартир <адрес>, в соответствии с данными технической инвентаризации.
В заседании суда первой инстанции Журавлева Н.В., ее представитель Михалева Н.В. исковые требования поддержали.
Ответчик Журавлев Р’.Р’., его представитель Рльченко РЎ.Рђ. РёСЃРє РЅРµ признали.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Журавлевой Н.В. – Бойко Т.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме
При этом выражает несогласие с выводом суда о невозможности раздела жилого помещения в натуре указывая, что экспертным заключением была установлена возможность по выделу долей в натуре путем приведения жилых помещений в первоначальное состояние.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан.
При наличии нескольких собственников спорной квартиры положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежали применению судом в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
По смыслу приведенной нормы, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав, а также с учетом того, что жилые помещения предназначены для проживания граждан, в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле, а при невозможности такого предоставления с учетом других обстоятельств, в том числе размера, планировки жилого помещения и т.п., право собственника может быть реализовано иными способами, в частности путем требования у других собственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации, требования о перепланировке жилого помещения.
Как разъяснено в пунктах 35, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с пунктом 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п. При невозможности раздела имущества между всеми участниками общей собственности либо выдела доли в натуре одному или нескольким из них суд по требованию выделяющегося собственника вправе обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему денежную компенсацию, с получением которой сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.
Судом первой инстанции установлено, что стороны с 28 июля
2002 года по 15 июня 2015 года состояли в зарегистрированном браке.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2016 года определены доли супругов в совместно нажитом имуществе в виде жилых помещений <адрес> по 1/2 доли за каждым.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики от 2 февраля 2017 года данное решение суда в части определения долей на спорные жилые помещения изменено, путем признания за Журавлевой Н.В. права собственности на 13/16 доли, за Журавлевым В.В. 3/16 доли. Указанные квартиры фактически объединены в одну.
Площадь жилого помещения <адрес> составляет 68,7 квадратных метров, а площадь жилого помещения <адрес> составляет 52,7 квадратных метров. Указанные квартиры фактически объединены в одну квартиру.
В рамках рассмотрения настоящего спора, с целью определения наличия технической возможности выдела доли в натуре, судом первой инстанции была назначена строительно-строительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Судебно-экспертный центр «Стройэкспертза».
Согласно результатов проведенной экспертизы фактически устройство РѕРґРЅРѕР№ квартиры, состоящей РёР· квартиры <адрес> Рё части лестничной клетки, РЅРµ соответствует требованиям действующего законодательства РїРѕ следующим обстоятельствам: часть лестничной клетки РЅРµ может быть присоединена Рє РѕРґРЅРѕР№ квартире, так как является общедомовым имуществом; РІ квартире в„– 85 произведен комплекс работ РїРѕ объединению лоджии СЃ кухней Рё этой Р¶Рµ лоджии СЃ жилой комнатой, для чего были перенесены отопительные радиаторы Рё демонтированы подоконные части наружных панелей, РІ результате чего увеличился отапливаемый объем квартиры; РІ квартире <адрес>, СЃ учетом решения Набережночелнинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 13 октября 2011 РіРѕРґР°, фактическая перепланировка РЅРµ соответствует проекту перепланировки, выполненному РћРћРћ «ОНЛРВ».
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований действующего законодательства Рё РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· мест расположения инженерных коммуникаций определить наличие технической возможности раздела РІ натуре (РІ том состоянии, РІ каком объединенная квартира находилась РЅР° момент натурного осмотра) РЅРµ представляется возможным. Невозможность раздела обусловлена тем, что фактическая планировка квартир РЅР° дату осмотра РЅРµ соответствует как правоустанавливающим документам, так Рё технической документации.
Квартиры <адрес> возможно разделить в натуре только единственным способом, а именно выделив целиком одну из квартир истцу, а другую – ответчику (другие варианты невозможны), так как для присоединения какой-либо комнаты из одной квартиры к другой квартире, необходимо выполнить дверной проем в несущей стеновой панели, что запрещено в соответствии с требованиями п. 4.2.4.9. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» МДК 2-03.2003 (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170).
Однако, фактические планировки квартир <адрес> не соответствуют правоустанавливающим документам (в том числе не соответствуют поэтажным планам, имеющимся в материалах дела) и нормативным требованиям действующего законодательства. Для того, чтобы привести квартиры в первоначальное положение требуется разработать проектную и рабочую документацию, включающую в себя комплекс мероприятий по приведению помещений квартир в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что фактические планировки квартир <адрес> не соответствуют правоустанавливающим документам и нормативным требованиям действующего законодательства. Для приведения квартир в первоначальное положение следует восстановить их в первоначальное положение в натуре, в том числе решить вопрос относительно части лестничной клетки, являющейся общедомовым имуществом; с этой целью получить согласие сособственников многоквартирного дома путем созыва общего собрания сособственников многоквартирного дома в соответствии с положениями статей 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда, основана на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылки в апелляционной жалобе на техническую возможность реального раздела жилого помещения не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку жилые помещения подлежащие разделу были подвергнуты перепланировке, при том, что работы выполнены с нарушением требований законодательства, затронуты несущие конструкции жилого дома, то есть фактически собственники жилых помещений допустили реконструкцию помещения, что противоречит требованиям закона.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы РЅРµ содержат каких-либо обстоятельств, которые РЅРµ были Р±С‹ предметом исследования СЃСѓРґР° или опровергали выводы судебного решения, направлены РЅР° РёРЅРѕРµ толкование РЅРѕСЂРј действующего законодательства Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием Рє отмене решения СЃСѓРґР°.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Журавлевой Н.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё