ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Кузубова Н.А. поступило 19.07.2021г.
Номер дела суда 1 инст. 2а-2759/2021 №33а-2747/2021
УИД 04RS0018-01-2021-003617-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2021г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Ангушевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дымбрылова Даши Чингисовича к Военному комиссариату Республики Бурятия, Призывной комиссии Октябрьского района об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе административного истца Дымбрылова Д.Ч.,
на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25 мая 2021г., которым постановлено:
Административное исковое заявление по административному исковому заявлению Дымбрылова Даши Чингисовича об обжаловании решения призывной комиссии Октябрьского района г. Улан-Удэ РБ оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с административным иском, Дымбрылов Д.Ч. просит признать решение Призывной комиссии Октябрьского района г. Улан-Удэ от ... об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным.
Требования мотивированы тем, что Дымбрылов Д.Ч., придерживаясь пацифистских убеждений и сознательного отказа от несения военной службы, ... обратился в Военный комиссариат Октябрьского района г. Улан-Удэ с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в удовлетворении которого ему было отказано решением от ... по мотивам пропуска срока подачи заявления и несоответствием характеризующих документов доводам призывника.
... истцом вновь в призывную комиссию Октябрьского района г. Улан-Удэ подано заявление, на которое ... ответчикам дано мотивированное мнение о вызове истца в военный комиссариат Октябрьского района г.Улан-Удэ на мероприятие, связанные с призывом на военную службу.
Истец полагает данное решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его право, гарантированное Конституцией РФ и ФЗ «Об альтернативной гражданское службе». При этом Дымбрылов Д.Ч. указывает на наличие оснований для восстановления срока для подачи заявления о замене военной службы на гражданскую, немотивированность и необоснованность принятого решения, а также на нарушения процедуры принятия решения.
В судебном заседании Дымбрылов Д.Ч. требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, против удовлетворения которых возражала представитель призывной комиссии Октябрьского района г. Улан-Удэ и Военного комиссариата РБ Королева О.С., указав на недопустимость повторной подачи заявления о замене военной службы на альтернативную и рассмотрение его по существу. Поскольку ранее по заявленным призывником доводам призывной комиссией уже принималось решение об отказе Дымбрылову Д.Ч. в замене военной службы на альтернативную, он подлежит призыву на военную службу, о чем и было указано в мотивированном мнении.
Судом первой инстанции принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Дымбрылов Д.Ч. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность, указывая, что в решении суд сослался на то, что поданное перед началом весеннего призыва на военную службу заявление с просьбой о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу идентично ранее подаваемому заявлению.
В свою очередь с момента осеннего призыва на военную службу у Дымбрылова Д.Ч. не только сохранились убеждения противоречащие несению военной службы, но благодаря общению с военкоматом и иным обстоятельствам, сложившимся в его жизни, укрепились и расширились. Свое более глубокое понимание идей ненасилия он изложил в поданном ... заявлении с просьбой о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Выводу суда о том, что им подавалось аналогичное заявление противоречит даже объем поданного заявления. Если осеннее заявление было подано на 4 листах, то заявление поданное весной 2021 года по объему равнялось 6-7 листам. В данном заявлении он более полно раскрыл свои пацифистские и космополитичные убеждения, а также причины отторжения им подготовки к военной службы и приказов.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона №113-Ф3 от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе» по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Бланк и сведения, которые должны быть внесены при принятии призывной комиссией решения утверждены приложением № 33 к приказу Министра обороны от 02.10.2007 года № 400 и подавляющее большинство сведений, которые должны быть внесены в решение призывной комиссии в выданном мотивированном мнении отсутствуют.
Сравнение 2 поданных им заявлений свидетельствует о том, что было подано новое, более полно отражающее его убеждения, а не повторное заявление и соответственно призывная комиссия должна была принять по нему решение предусмотренное законом, чего сделано не было.
По смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" он не лишен права повторного обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при новом призыве с соблюдением, установленных ст. 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" срока и порядка подачи указанного заявления.
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" предоставляет истцу право на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в каждый призыв.
При этом перед каждым призывным периодом состав призывной комиссии утверждается, в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ № 56-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец Дымбрылов Д.Ч. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика по доверенности Королева О.С. возражала против доводов жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1996 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (пункт 1 статьи 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (пункт 1 статьи 3); граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и на военные сборы не призываются (статья 24).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 названного Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Этой же нормой предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой определен статьей 12 указанного Закона, согласно которой предусмотрено, что заявление рассматривается на заседании призывной комиссии только в присутствии гражданина, его подавшего. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно (пункт 1).
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией (пункт 2).
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене (пункт 3).
Согласно пункту 4 названной статьи Закона гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в том числе в случаях, если:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
По смыслу данных правовых положений, как отметил в своем Определении от 24 июня 2014 г. N 1470-О Конституционный Суд Российской Федерации, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой. Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь не принятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Дымбрылов Д.Ч., ... года рождения состоит на воинском учете в Военном комиссариате Октябрьского района г. Улан-Удэ.
...г. истец обратился в призывную комиссию <...> с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по своим внутренним пацифистским убеждениям.
Решением призывной комиссии Октябрьского района г.Улан-Удэ от 17.11.2020 Дымбрылову Д.Ч. было отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по мотивам пропуска срока для подачи такого заявления и отсутствием уважительных причин пропуска этого срока, несоответствием характеризующих его документов доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21.12.2020 требования Дымбрылова Д.Ч. о признании незаконным решения призывной комиссии Октябрьского района г.Улан-Удэ от ... оставлены без удовлетворения.
... истцом в призывную комиссию Октябрьского района г. Улан-Удэ вновь подано заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, по результатам рассмотрения которого призывной комиссией Октябрьского района г. Улан-Удэ ... вынесено мотивированное мнение о вызове истца в военный комиссариат Октябрьского района г. Улан-Удэ на мероприятие, связанные с призывом на военную службу.
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что процедура принятия оспариваемого решения призывной комиссией была соблюдена; заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой было рассмотрено и принятое административным ответчиком решение об отказе в его удовлетворении соответствует требованиям закона.
При рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Из материалов дела усматривается, что ...г. истец обращался с заявлением о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по своим внутренним пацифистским убеждениям, в удовлетворении которого ему было отказано, в том числе, и по мотивам пропуска срока для подачи такого заявления и отсутствия оснований для его восстановления. Указанное решение было проверено в судебном порядке, всем доводам истца, в частности о наличии оснований для признания причин пропуска срока подачи заявления уважительными и его восстановления, а также о формировании у призывника прочно сформировавшемся убеждении о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, судом дана оценка. Каких-либо новых доводов, которые бы не являлись предметом обсуждения призывной комиссии и суда, заявление от ... не содержит.
Законность решения призывной комиссии Октябрьского района г. Улан-Удэ об отказе Дымбрылову Д.Ч. в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу проверена судом, при отсутствии в заявлении от ... иных доводов заявителя, которые не являлись предметом оценки призывной комиссии и суда, доводы Дымбрылова Д.Ч. о наличии оснований для восстановления срока для подачи заявления на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, равно как и наличие оснований для такой замены, не подлежат повторной судебной оценке.
Поскольку в данном случае административный истец не доказал наличие у него обстоятельств, с которыми Закон N 113-ФЗ связывает возможность замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, то оспариваемое решение призывной комиссии не может расцениваться как нарушающее положение части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации.
... призывной комиссией Октябрьского района г. Улан-Удэ было принято решение об отказе в замене Дымбрылову Д.Ч. военной службы на альтернативную гражданскую службу, которое вступило в законную силу, в силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона №113-ФЗ истец подлежит призыву на военную службу, о чем ему было указано в оспариваемом решении и обязанности для повторного рассмотрения заявления Дымбрылова Д.Ч. и оценке его доводов по существу у призывной комиссии не возникло.
Вопреки доводам жалобы, Федеральным законом от ... № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" не предусмотрена возможность пересмотра принятого по результатам рассмотрения заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу решения. Также не предусмотрена возможность повторного предъявления заявления.
Доводы жалобы о том, что поданное истцом весной 2021г. заявление более объемное и им более полно раскрыты его пацифистские и космополитичные убеждения, оспариваемое решение не содержит мотивов, по которым административному истцу было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не могут являться основанием для отмены верного по существу судебного акта, поскольку по заявленным доводам ответчиком уже принято решение от ... с изложением мотивов его принятия.
Доводы о нарушении порядка рассмотрения поданного истцом заявления надлежащими доказательствами не подтверждены, напротив судом установлено, что Дымбрылова Д.Ч. приглашали на заседание комиссии, выслушивали его доводы и приглашенное лицо, и по результатам выдано соответствующее решение.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Мотивированное мнение носит исключительно организационный характер, и не может нарушать права Дымбрылова Д.Ч.
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, а также при отсутствии доказательств несоответствия действий призывной комиссии при принятии мотивированного мнения ...г. нормативным правовым актам и нарушений при этом прав административного истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия административного ответчика при рассмотрении заявления Дымбрылова Д.Ч. от ...г., соответствуют положениям Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
Несогласие административного истца с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не дает оснований считать судебный акт незаконным и необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют доводы административного иска, которые получили должную оценку при принятии обжалуемого судебного акта, выражают несогласие с выводами суда, которые мотивированы, направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.09.2021.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: П.С. Назимова
Н.А. Матвеева