Решение по делу № 2-419/2024 от 29.07.2024

Гр.дело № 2-419/2024

                                     УИД 25RS0022-01-2024-000814-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Покровка                                                                            03 сентября 2024 года

        Октябрьского округа Приморского края

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Геркиной И.А.,

при помощнике судьи Смолоногиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Антоновой С.С.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Октябрьского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей провести мероприятия по защите здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» от удара молнии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа», в обоснование которого указано следующее. В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях на предмет защиты зданий и сооружений от удара молнии установлено, что в нарушение требований законодательства здание МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа», не оборудовано устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей, что нарушает права на жизнь и здоровье не только несовершеннолетних, обучающихся и их законных представителей, но и неопределенного круга лиц, проживающих на территории Октябрьского муниципального округа, посещающих здание школы. Устранение вышеуказанных нарушений требует финансовых затрат, в связи с чем МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа», являясь некоммерческим муниципальным бюджетным учреждением, самостоятельно не в состоянии устранить. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа», является администрация Октябрьского муниципального округа. Просит признать бездействие администрации Октябрьского муниципального округа, выразившееся в не оборудовании устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами) незаконным; возложить на администрацию Октябрьского муниципального округа обязанность произвести финансирование мероприятий по оборудованию устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» обязанность оборудовать устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей здание учреждения в течение 6 месяцев с момента финансирования указанных мероприятий.

              В судебном заседании помощник прокурора Антонова С.С. заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края и МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края указал на признание исковых требований в полном объеме.

Изучив исковое заявление, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).

            На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

        В соответствии с п.2 ч.3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относитс) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

           Согласно со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов зашиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется согласно Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Согласно ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В статье 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ перечислены способы исключения условии образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п.4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

    Системы молниезащиты являются важнейшей составляющей пожарной безопасности в образовательных организациях.

    Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 № 280 следует, что устройства защиты от прямых ударов молнии (молниеотводы) это комплекс, состоящий из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

    Согласно классификации объектов, образовательные учреждения относятся к обычным объектам. В таблице 2.1 данной инструкции приведены последствия которые могут быть при ударе молнии. Это отказ электроснабжения (освещения), отказ системы пожарной сигнализации, потери средств связи и сбои компьютеров с потерей данных.

    Как следует из Инструкции, существует комплекс средств молниезащиты зданий, который включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.

    Внешняя молниезащитная система может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы - стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов). Имеющиеся в здании внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

    В соответствии с инструкцией п. 3.2.1. молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками. Это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы и др.

    Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.

    Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 года № 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. В системе молниезащиты зданий рекомендуется использовать естественные элементы молниезащиты: молниеприемники (металлические кровли, фермы зданий); токоотводы (металлические каркасы зданий, металлические конструкции фасадов); заземлители (арматура железобетонных фундаментов).

Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153- 34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.

Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона здание МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» не оборудовано устройством защиты от прямых ударов молнии (молиеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

В целях предотвращения пожаров, травм людей, а также повреждения электрического и электронного оборудования в общеобразовательном учреждении, необходимо исключить условия возникновения пожаров путем установки средств молниезащиты.

         Неисполнение требований противопожарного законодательства отрицательно сказывается на безопасных условиях обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательной организации, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.

        Учредителем МОБУ «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» является Октябрьский муниципальный округ Приморского края.

По изложенному, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Удовлетворить иск прокурора Октябрьского района Приморского края (ИНН 2536042415) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края (ИНН 2522004378), Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа», (ИНН 2522020588) о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей провести мероприятия по защите здания Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» от удара молнии.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального округа, выразившееся в не оборудовании здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами) незаконным.

Возложить на администрацию Октябрьского муниципального округа обязанность произвести финансирование мероприятий по оборудованию здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Синельниковская СОШ Октябрьского муниципального округа» обязанность оборудовать устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей здание учреждения в течение 6 месяцев с момента финансирования указанных мероприятий.

          Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2024

Судья                                                                                И.А. Геркина

2-419/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Приморского края
Ответчики
МОБУ "Синельниковская СОШ" Октябрьского муниципального округа Приморского края
Администрация Октябрьского муниципального округа
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Геркина Инна Александровна
Дело на странице суда
oktiabrsky.prm.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2024Судебное заседание
09.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее