Судья Берникова Е.Г. Дело № 33-2624/2019 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в судебном заседании 25 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Кузнецовой Н.А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2019 года, которым постановлено
в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Н.А. к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании действий незаконными, взыскании компенсации за приобретенную обувь, компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителей Государственного учреждения - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми Тороповой Н.Е. и Добровольской Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Н.А. предъявила иск к ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о признании незаконным отказа в компенсации за самостоятельно приобретенную обувь, взыскании такой компенсации 9 180 рублей, компенсации морального вреда 100 000 рублей.
В обоснование требований указала, что является инвалидом 2 группы бессрочно, индивидуальная программа реабилитации предусматривает обеспечение ортопедической обувью. Истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате приобретенной 15.09.2018 года обуви, однако в выплате компенсации отказано.
Ответчиком иск не признан со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение приобретенной истцом обуви к ортопедической.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в иске.
Все участники процесса извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Установлено, что истец является инвалидом 2 группы, индивидуальная программа реабилитации инвалида от 28.09.2009 года предусматривает в качестве технического средства реабилитации «ортопедическую обувь 2 пары» без указания на конкретное наименование и вид такой обуви.
Кузнецова Н.А. обращалась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости одной пары летней обуви на ортопедической подошве с ортопедической стелькой 24.09.2018 года, а также с заявлением о выплате компенсации за одну пару летней ортопедической обуви 28.11.2018 года, в размере 9 180 рублей.
Отказ ответчика в компенсации мотивирован тем, что приобретенная истцом обувь не является ортопедической.
Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о недоказанности факта принадлежности приобретенной истцом обуви к ортопедической.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, решение соответствует требованиям Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядку выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 года № 57н, Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 13.02.2018 года № 86н.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).
Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение приобретенной обуви к виду и наименованию обуви, предусмотренным указанной Классификацией, в связи с чем оснований для компенсации расходов не установлено.
Суд правильно руководствовался требованиями ст.56 ГПК РФ о распределении бремени доказывания.
Представленные истцом товарные чеки от 15.09.2018, согласно которым приобретены «полуботинки женский черный + натуральный лак 941360, 35.0 (пар)», «полуботинки жен арт 941360 35 – р – р (ортоп.обувь)» не относят эту обувь к поименованным в Классификации.
Для переоценки данных доказательств у судебной коллегии нет оснований.
Доводы истца о том, что приобретенная обувь является ортопедической, что само по себе соответствует программе реабилитации, не содержащей конкретного вида и наименования такой обуви, не свидетельствуют о безусловном праве истца на компенсацию расходов, поскольку закон такой возможности безотносительно к Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, не предусматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи