Решение по делу № 2-1046/2022 (2-4711/2021;) от 29.12.2021

Дело № 2-1046/2022

УИД 52RS0003-01-2021-008337-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года                  город Нижний Новгород

Ленинский районный суд г.Н.Новгород в составе председательствующего судьи Шутова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плиска А.А., с участием: истца Старцева С.А., его представителя Виноградовой А.И., представителя ответчика Лихачева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Старцева С.А. к ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии" о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

    Истец обратился в суд с иском к ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии" о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, в обоснование своих требований указал, что Старцева С.А. состоит в трудовых отношениях с ФБУН «ННИИГП» Роспотребнадзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Ответчик) в должности специалиста по охране труда административно- хозяйственной части с 19.06.2014 года, что подтверждается трудовым договором от 19.06.2014 №9/14. 19.11.2021 в отношении истца директором Умнягиной И.А. был издан приказ № 144-п/в об отстранении от работы с 19.11.2021г. Отстранение от работы произошло в результате того, что истец не предоставил работодателю сведения о прохождении вакцинации. Истец полагает, что его право на труд нарушено изданием незаконного и дискриминационного приказа от 19.11.2021 № 144-п/в.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации составляющей личную или семейную тайну, получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено законом.

Сведения об обращении гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья составляют врачебную тайну. Законом не предусмотрено нахождение медицинских документов у работодателя.

Часть 2 ст. 5 ФЗ "Об иммунопрофилактике" обязывает работодателя отстранить работника от выполнения работ при отсутствии профилактических прививок только в отношении работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".

Должность истца - «специалист по охране труда», не входит в указанный Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, таким образом у работодателя отсутствуют основания в императивной форме требовать, возлагать на него обязанность по прохождению полной вакцинации от коронавируса любой вакциной, зарегистрированной в РФ.

Постановление главного государственного санитарного врача по Нижегородской области "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показателям" № 4091 подписано 20 июня 2021 г. и опубликовано 8 октября 2021 г., но сам факт включения вакцины в календарь прививок по эпидемическим показателям, не делает ее применение обязательной. Кроме этого, норма о добровольности вакцинации, как право гражданина на отказ от медицинского вмешательства, предусмотрена и в ч.2 ст. 11 ФЗ № 157, согласно которому «профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, и ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации.

Все вышеперечисленные нормы устанавливают, по сути, цель проведения профилактических прививок, порядок и условия их проведения, но не возлагают обязанности на работодателей по обязательной иммунизации сотрудников от коронавируса.

Согласно части 1 статьи 8 «Закона об иммунопрофилактике» инфекционных болезней осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган ' исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Ответчик к указанному перечню вышеназванных органов власти не относится и не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки.

Приказ работодателя должен содержать законные требования, которые должны быть реально исполнимы.

Оспариваемые положения приказа от 19.11.2021 №144 п/в не отвечают этим требованиям, они не конкретны.

В связи с тем, что ответчик в отсутствие законных оснований ограничил конституционное права истца на труд, создал условия нервозности, отстранил от работы, истец перенес глубокие моральные и нравственные страдания. Ответчик лишил истца возможности забрать свои личные вещи.

В соответствии с Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 27.01.2021 г. № 2361, членом которого Российская Федерация является с 26.02.1996 г. в п.п.7.3.1, 7.3.2 установлен прямой запрет на всякого рода дискриминацию по мотивам отказа от вакцинации.

В силу ч.4, ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Аналогичные положения содержатся в национальном (российском законодательстве).

Так, в соответствии с положениями ч.3, ст.5 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЭ государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

На основании изложенного, истец просит суд:

Признать Приказ от 19.11.2021 № 144-п/в. об отстранении от работы С.А. Старцева незаконным и подлежащим отмене;

Взыскать с Ответчика причитающуюся мне заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 19.11.2021 до дня отмены Приказа от 19.11.2021 № 144-п/в из расчета среднего заработка;

Взыскать с Ответчика в мою пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, денежную сумму в размере 70000 рублей;

    В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и письменных дополнениях и просили их удовлетворить.

    Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал в полном объеме и дал объяснения согласно представленным письменным возражениям.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Государственная инспекция труда по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и представленные доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, а, также, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).

На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).

Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).

Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от сентября 1998 г. N 157-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.

В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники медицинских организаций.

Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 г. N 27 " О введении режима повышенной готовности", в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" введен с 13 марта 2020 г. на территории Нижегородской области режим повышенной готовности до принятия Указа Губернатора Нижегородской области о снятии режима повышенной готовности.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области N 4091 от 20.06.2021 г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача N 4091) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники в сфере образования, здравоохранения (пункт 1.1).

Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).

Постановление главного государственного врача по Нижегородской области № 4091 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Нижегородской области, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, пункта 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.

Согласно пункту 5 Устава Ответчика, Роспотребнадзор является его учредителем. Институт имеет статус учреждения, подведомственного Роспотребнадзору.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, осуществляет трудовую деятельность в должности специалиста по охране труда административно-хозяйственной части с 19.06.2014 года, что подтверждается трудовым договором от 19.06.2014 №9/14.

Должностной инструкцией специалиста по охране труда, с которой ознакомлен истец, предусмотрены следующие обязанности (л.д.125-128):

Специалист по охране труда участвует в организации и координации работ по охране труда в институте. Участвует в разработке и аудите за функционированием системы управления охраной труда в институте в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации;

Осуществляет аудит соблюдения в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда;

Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и полагающихся средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

Осуществляет аудит своевременности и полноты обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет аудит состояния и исправности средств индивидуальной и коллективной защиты;

Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, осуществляет аудит проведения (первичных, повторных, внеплановых, целевых) инструктажей;

Организовывает и участвует в работе по определению контингента

работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам.

Работник имеет право:

В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать

производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

Приказом Роспотребнадзора от 06.02.2020 № 66 утвержден План неотложных мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19). (л.д.208)

    Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2021 №518 «О внесении изменения в План неотложных мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденной приказом Роспотребнадзора от 06.02.2020 № 66», внесены изменения в План неотложных мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, «План неотложных мероприятий...» дополнен пунктом 5.4. следующего содержания «Организовать проведение среди сотрудников вакцинации против COVID-19 и гриппа».

В графе «ответственный исполнитель» Плана указаны управление кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и административной работы, руководители территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора. (л.д.204-206)

Согласно циркулярному письму руководителя Роспотребнадзора от 27 сентября 2021 года № 02/19440-2021-32 в адрес руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора вышеназванный Приказ от 14 сентября 2021 года № 518 направлен для использования в работе. (л.д.207)

Приказы Роспотребназора носят публичный характер, размещены в открытом доступе на сайте учреждения и доступны для ознакомления.

В рамках исполнения указанных приказов, письмом директора института (ответчика) от 06 октября 2021 года Старцев С.А. уведомлен о необходимости предоставления в срок до 08 октября 2021 информации о вакцинировании против COVID-19, что подтверждается его личной подписью. (л.д.107)

Однако в нарушение требований работодателя, изложенных в письме, запрашиваемую информацию Старцев С.А. не предоставил, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.

Как следует из приказа Роспотребнадзора от 18.11.2021 N 690 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, учитывая эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19):

1. Установить, что допуск сотрудников в здание (помещения в нем) центрального аппарата Роспотребнадзора, здания (помещения в них) его территориальных органов и подведомственных организаций осуществляется по действительным QR-кодам, подтверждающим наличие законченного курса вакцинации против COVID-19 или перенесенное заболевание COVID-19.

2. Управлению кадров, профилактики коррупционных и иных правонарушений и административной работы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Пронина А.А.), руководителям территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций, лицам, на которых возложено временное исполнение обязанностей руководителей территориальных органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций, обеспечить:

2.1. Проверку наличия действующих QR-кодов у федеральных государственных гражданских служащих и работников (далее - сотрудники);

2.2. Учет сроков прохождения вакцинации, срока с момента перенесенного заболевания и наличия медицинского отвода у каждого сотрудника;

2.3. Организовать своевременную вакцинацию сотрудников по истечении установленных сроков с момента вакцинации/ревакцинации или перенесенного заболевания. (л.д.111-112).

Во исполнение приказа Роспотребнадзора от 18.11.2021 N 690 ответчиком издан приказ от 18.11.2021 №399 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции», которым установлено: допуск сотрудников в здание (помещения в нем) ФБУН «ННИИГП» Роспотребнадзора, здания и помещения в них на территории осуществлять по действительным QR-кодам, подтверждающим наличие законченного курса вакцинации против COVID-19 или перенесенное заболевание COVID-19. (л.д.54).

    19.11.2021 в отношении истца директором ФБУН «ННИИГП» Роспотребнадзора Умнягиной И.А. издан приказ № 144-п/в об отстранении от работы с 19.11.2021. (л.д.56). Данный приказ об отстранении от работы издан в соответствии с требованиями руководителя Роспотребнадзора Поповой А.Ю., изложенными в приказе от 18 ноября 2021 года № 690 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции».

Как следует из объяснений истца в судебном заседании по приезду на работу 19.11.2021, он не был допущен на свое рабочее место, при входе в здание ему был предоставлен для ознакомления приказ об отстранении от работы и приказ Роспотребнадзора от 18.11.2021 N 690, с которыми он ознакомился, при этом истец не оспаривал тот факт, что работодателю сведения о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции он не предоставил.

Данные обстоятельства подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели Карнюшин А.А., Аношина С.С.

Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.

Кроме того, поскольку истец трудоустроен в учреждении подведомственном Роспотребнадзору, приказы данного ведомства, в том числе и приказ от 18 ноября 2021 года № 690 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции», является для него обязательным для исполнения.

Вопреки доводам истца, ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии", являясь учреждением подведомственном Роспотребнадзору, относится также к учреждениям здравоохранения, работники которого подлежат обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в силу требований постановления Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области N 4091 от 20.06.2021 г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".

Данное обстоятельство подтверждается Уставом ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии", согласно которому Федеральное бюджетное учреждение науки «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является некоммерческой организацией, обеспечивающей деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Бюджетное учреждение отнесено к федеральным бюджетным учреждениям науки приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 № 27 «Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки». Задачи, функции, порядок деятельности Бюджетного учреждения определяются Федеральной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности Бюджетного учреждения является выполнение научных исследований в области гигиены и профилактики профессиональных заболеваний в соответствии с государственным заданием.
Бюджетное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
- выполнение прикладных научных исследований и работ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- разработку предложений к проектам гигиенических нормативов, нормативно-правовых и методических документов по проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- выполнение научной разработки эффективных методов и средств профилактики, диагностики, лечения производственно-обусловленных и профессиональных заболеваний, а также медицинской реабилитации;
- оказание медицинской амбулаторно-поликлинической, стационарной и консультативной помощи работающим во вредных и/или опасных условиях труда, профессиональным больным и населению;
- экспертизу связи заболеваний с профессией, профпригодности, временной нетрудоспособности, в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности;
- оказание научно-методической и консультативной помощи органам и организациям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам входящим в компетенцию Бюджетного учреждения;
- образовательную деятельность по вопросам, входящим в компетенцию Бюджетного учреждения;
- организацию научных конференций, симпозиумов, школ и иных мероприятий по обмену научной информацией, результатами и опытом работы.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается Федеральной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. К данным видам деятельности относятся:
- санитарно-эпидемиологические обследования, исследования, испытания;
- исследования технологических процессов и оборудования, химических веществ, воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха, источников питьевой воды, воды поверхностных водоемов и подземных вод, почвы, растительности;
- оказание медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению неинфекционных заболеваний;
- проведение предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда и медицинские освидетельствования водителей автотранспорта;
- участие в апробации и клинических испытаниях новых фармакологических и немедикаментозных препаратов и медицинских приборов по профилю деятельности Бюджетного учреждения;
- выполнение договорных научно-исследовательских работ и разработок в области естественных и медицинских наук, в том числе по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- образовательная деятельность по дополнительному профессиональному образованию (общее усовершенствование, профессиональная переподготовка, тематическое усовершенствование);
- издание и распространение печатной продукции, содержащей результаты деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека, а также научно-методических, методических нормативных материалов по профилю деятельности Бюджетного учреждения, за счет средств, полученных от платных услуг.

Кроме того, ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии" имеет лицензии на осуществление медицинской и образовательной деятельности.

Тот факт, что сам истец не является медицинским работником не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку вакцинации подлежат все работники указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области N 4091 от 20.06.2021 учреждений, независимо от занимаемых в этих учреждениях должностей.

07 декабря 2021 года руководителем Роспотребнадзора издано циркулярное письмо №02/25200-2021-32, согласно которому руководителям территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации не вакцинированных и не переболевших новой коронавирусной инфекцией сотрудников предписано перевести на дистанционную форму работы впредь до прохождения ими вакцинации. (л.д.56 оборот - 57).

Пунктом 21 Письма Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5 «О направлении ответов на наиболее часто поступающие вопросы на горячую линию Роструда, касающиеся соблюдения трудовых прав работников в условиях распространения коронавирусной инфекции» рассмотрен вопрос оформления перевода работника на удалённый труд. Так, если инициатором дистанционного режима выступит сотрудник, то ему достаточно написать заявление с просьбой о переводе. Если же инициатором выступает работодатель, то необходимо согласие работника.

08 декабря 2021 года, во исполнение вышеназванного циркулярного письма и рекомендаций Роструда, ответчиком Старцеву С.А. по почте заказным письмом с описью вложения направлено уведомление директора института от 07 декабря 2021 года № 52-50/782/2021/01 о переводе на дистанционную форму работы впредь до вакцинации. К уведомлению в письме Ответчика также прилагался проект дополнительного соглашения к трудовому договору. (л.д.57 оборот,558 оборот, 59)

В тот же день с проектом дополнительного соглашения к трудовому договору и копией уведомления от 07 декабря 2021 года № 52-50/782/2021/01 по адресу места жительства Старцева С.А. выезжала комиссия ответчика в составе: начальника хозяйственного отдела Карнюшина А.А., водителя автомобиля Иванищева А.С., специалиста по кадрам Аношиной С.С. с целью подписания документов о переводе специалиста по охране труда административно-хозяйственной части Старцева С.А. на дистанционный формат работы. В период с 11 часов 30 мин. до 12 часов 30 мин. комиссия установила, что по месту регистрации и жительства Истец отсутствовал, на звонки по телефону специалиста по кадрам он не реагировал. Указанные обстоятельства отражены в соответствующем акте от 08 декабря 2021 года (л.д.67).

Согласно отслеживанию по номеру отслеживания почтового отправления, письмо ответчика с уведомлением и проектом дополнительного соглашения к трудовому договору получено Истцом 8 января 2022 года (л.д.67 оборот), однако Истец за разрешением вопроса о дистанционной форме работы к работодателю не обращался.

Доводы истца о предвзятом отношении к нему со стороны руководства ФБУН «ННИИГП» Роспотребнадзора своего подтверждения в судебном заседании не нашли, ссылки истца на судебную практику по трудовым спорам с его участием сами по себе не свидетельствуют о предвзятом отношении к нему со стороны руководства. Иных доказательств в подтверждение своих доводов в этой части истец не представил.

Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом учитывается, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).

С учетом указанных обстоятельств доводы истца, в которых он ссылается на то, что выполняемая им работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, постановление Главного санитарного врача по Нижегородской области "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" не содержит предписаний, обязывающих работодателей отстранять от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию, разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора носят рекомендательный характер, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан, в которую входят работники медицинских организаций.

Доводы истца о незаконных действиях ответчика по отстранению его от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, судом отклоняются, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, либо предвзятое отношении лично к истцу, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.

Суд также учитывает, что вакцинация является добровольной и работник имеет право отказаться от прививки, но с учетом эпидемиологической обстановки и приведенных нормативных актов, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Также судом учитывается то, что ответчик письмом от 06.10.2021 заблаговременно уведомил истца об организации проведения вакцинации. Руководящие документы Роспотребнадзора размещались в открытых источниках, в том числе на сайте организации, с которым истец, в том числе и в силу своей должностной инструкции, имел возможность ознакомиться.

При таких обстоятельствах, суд приходит к однозначному выводу, что отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от предоставления сведений о прохождении вакцинации и отсутствия медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, и суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа об отстранении о работы незаконным, а также производных требований о взыскании заработной платы за период отстранения от работы.

Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца со стороны ответчика, оснований для взыскания компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 237 Трудового кодекса РФ, суд также не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Старцева С.А. к ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии" о признании незаконными и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Новгород в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             А.В. Шутов

2-1046/2022 (2-4711/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Старцев Сергей Анатольевич
Прокуратура Ленинского районаг. Н.Новгорода
Ответчики
ФБУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены о профпатологии"
Другие
Государственная инспекция труда по Нижегородской области
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Шутов А.В.
Дело на сайте суда
leninsky.nnov.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2022Предварительное судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2023Дело оформлено
25.08.2023Дело передано в архив
20.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее