Решение по делу № 33-2070/2024 от 05.02.2024

УИД 29RS0023-01-2023-003797-68

Судья Остапчук Д.С. Дело № 2-4786/2023 стр.211г, г/п 00 руб.
Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33-2070/2024 29 февраля 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Романовой Н.В.

судей Рудь Т.Н. и Рассошенко Н.П.,

при секретаре Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 февраля 2024 года дело по апелляционной жалобе ответчика министерства образования Архангельской области на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года по гражданскому делу № 2-4786/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», министерству образования Архангельской области о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», министерству образования Архангельской области о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка исполнения ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что принадлежащее ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» здание по адресу: <адрес>, относящееся к третьей категории опасности, не оснащено охранной сигнализацией, что не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Учредителем ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» является министерство образования Архангельской области. Истец просил обязать ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание по указанному адресу охранной сигнализацией, а также обязать министерство образования Архангельской области обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинска Нехорошков А.Д. заявленные требования поддержал.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Ответчик министерство образования Архангельской области в отзыве на иск просило в удовлетворении исковых требований прокурора к министерству отказать, установить срок для исполнения учреждением судебного решения не ранее 31 марта 2025 года, исключить министерство из числа ответчиков. Надлежащим ответчиком по данному делу в соответствии с законодательством Российской Федерации является техникум. Здание учреждения относится к третьей категории опасности. Необходимость выполнения предусмотренного п.п. «а» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов не оспаривается. Предъявленное прокурором требование об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности не могут быть исполнены учреждением немедленно, поскольку мероприятия являются дорогостоящими, а само их выполнение требует существенных временных затрат. Финансирование учреждения осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Архангельской области. В первом квартале 2023 года учреждению выделены денежные средства в сумме 290 000 руб. на устранение предписаний надзорных органов. Денежные средства были направлены учреждением на разработку проектно-сметной документации системы охранной сигнализации в зданиях по адресу: <адрес>. В настоящее время проектно-сметная документация прошла проверку достоверности сметной стоимости в ГАУ АО «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве». Сметная стоимость проекта МО254-ОС.С Оснащение объекта (территории) системами охранной сигнализации составляет 5 935,69 тыс. руб. При формировании проекта областного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов по результатам рассмотрения заявленной министерством потребности в областном бюджете на реализацию мероприятий по антитеррористической защищенности было утверждено 6 225 тыс. руб. из заявленных министерством 33 млн. руб. Государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области, находящимся в ведении министерства, данные средства предоставляются в форме субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Министерство является исполнительным органом государственной власти Архангельской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства на реализацию мероприятий по антитеррористической защищенности были распределены по результатам проведенного отбора на предоставление субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области, находящимся в ведении министерства, на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, результаты которого были утверждены распоряжением министерства от 27.03.2023 № 511, однако техникум в список получателей субсидии не вошел. Областным законом от 20.12.2022 № 655-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в настоящее время предусмотрен недостаточный объем средств по данному направлению, вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований может быть рассмотрен по итогам его исполнения в четвертом квартале 2023 года. Учитывая, что областной бюджет на 2024 года и плановый период 2025 и 2026 годов находится в стадии формирования, наличие судебного решения по настоящему иску позволит учесть потребности техникума при формировании проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. В случае удовлетворения иска исполнение учреждением предъявленных требований не может быть обеспечено одномоментно. Работы по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудованию основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), а также оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями целесообразно проводить в каникулярный период, чтобы ремонтные работы не оказывали негативного влияния на образовательный процесс в учреждении. Для проведения закупок конкурентным способом с учетом установленных законодательством сроков и процедур необходимо не менее 1,5 месяцев. Мероприятия по монтажу сигнализации и оборудованию на первом этаже помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации являются достаточно дорогостоящими, а само их выполнение требует временных затрат. Заявленный прокурором срок исполнения решения суда не является реальным для устранения учреждением выявленных нарушений в полном объеме.

В отзыве ответчика ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» на иск указано, что техникумом не отрицаются выявленные в момент прокурорской проверки недостатки и необходимость осуществления мероприятий по оснащению здания, находящегося в оперативном управлении техникума, охранной сигнализацией. На основании заявления от 15 февраля 2023 года министерством образования Архангельской области выделено финансирование в сумме 290 000 руб. на разработку проектно-сметной документации системы охранной сигнализации в зданиях по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Советских Космонавтов, д. 18 и д. 20. Сметная стоимость проекта МО254-ОС.С Оснащение объекта (территории) системами охранной сигнализации составляет 5 935,69 тыс. руб. В настоящее время проектно-сметная документация прошла проверку достоверности сметной стоимости в Архангельском региональном центре по ценообразованию в строительстве. Финансирование техникума осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного на соответствующий финансовый год, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Архангельской области, в связи с чем дополнительными денежными средствами или источниками их привлечения для обеспечения должного уровня антитеррористической защищенности объекта образования техникум не обладает. Просит установить срок исполнения судебного решения не ранее 31 июля 2025 года.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» (ИНН 2902016316), министерству образования Архангельской области (ИНН 2901185216) о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта удовлетворены.

На министерство образования Архангельской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранений нарушений законодательства об антитеррористической защищенности ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры».

На ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную оснастить здание ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», расположенное по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией.

С данным решением не согласился ответчик министерство образования Архангельской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований к министерству, установить ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» срок исполнения 31 марта 2025 года. Указаны доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно указано, что требования к министерству удовлетворены безосновательно, так как согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных кодексом либо учредительными документами юридического лица. Вывод суда о возложении на министерство финансирования не подкреплен законодательными нормами. Министерство не располагает собственными средствами на финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в связи с чем судебный акт не отвечает критерию исполнимости.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения прокурора Мошниковой З.Н., не согласившейся с апелляционной жалобой, пояснения представителя ответчика ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» Левинского Р.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует разработку и реализацию мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений; организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 5.1 указанного Федерального закон).

В силу п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1).

Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Как следует из материалов дела, ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» является профессиональной образовательной организацией.

Согласно Уставу ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства образования Архангельской области (п. 1.3).

Целями деятельности учреждения являются подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (п. 2.1).

ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» на праве оперативного управления владеет зданием, расположенным по адресу: <адрес>, которое относится к третьей категории опасности.

30 января 2020 года учреждением утвержден паспорт безопасности ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры».

В ходе проведенной прокуратурой города Северодвинска проверки ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» относительно исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов выявлено, что учреждение не оснащено охранной сигнализацией.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в установленный законом срок мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности применительно к ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» его учредителем не профинансированы и учреждением не выполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», а также неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на законе и обстоятельствах дела. Оснований для изменения ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» установленного судом срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает. Установленный судом данному ответчику срок является разумным и достаточным для исполнения судебного акта с учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда об обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, и не могут повлиять на обоснованность принятого судом решения.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика министерства образования Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий Н.В. Романова
Судьи Т.Н. Рудь
Н.П. Рассошенко

33-2070/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Северодвинска в интересах прав неопределенного круга лиц
Ответчики
ГАПОУ АО Северодвинский техникум социальной инфраструктуры
Министерство образования Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
05.02.2024Передача дела судье
29.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Передано в экспедицию
29.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее