Решение по делу № 2-1228/2022 от 04.03.2022

Дело № 2-1228/2022

УИД 92RS0004-01-2022-000857-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2022 года                                                                  г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего - судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре – Шереужевой А.Х.,

                                                                с участием помощника прокурора <адрес> ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО7, ФИО3, ФИО5, ФИО2, несовершеннолетнего ФИО4 к Департаменту капитального строительства <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился с исковым заявлением в суд в защиту прав и законных интересов ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО2, несовершеннолетнего ФИО4 к Департаменту капитального строительства <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО2 о защите жилищных прав.

Установлено, что ФИО7 проживает в <адрес> с 1983 года, где зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют данные паспорта, а также выписка из поквартирной карточки, предоставленная ГУПС «ЕИРЦ».

С 2007 года после смерти ФИО11 фактически исполняет все обязанности нанимателя, вытекающие из договора социального найма.

Кроме него по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены семьи - сестра ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, племянник ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с приложениями № и 2 к подпрограмме 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> в связи с физическим износом признан аварийным.

Согласно позиции Департамента капитального строительства <адрес> реализация указанной программы направлена на переселение граждан из помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях. У жильцов 43 жилых помещений, расположенных в аварийных домах, в том числе у ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО2 отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие их право проживания.

С учетом изложенного, переселению указанных лиц из аварийного жилищного фонда препятствует отсутствие документов, являющегося основанием для вселения и проживания в <адрес>.

ФИО7, ФИО5, ФИО12, ФИО2 самостоятельно несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуется указанным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства. Оплата ими жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о фактическом заключении Департаментом капитального строительства <адрес> с ними договора социального найма.

Обращение прокурора в суд вызвано необходимостью защиты прав ФИО7, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО2 на жилище в государственном фонде, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора требования иска поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили.

    Представитель Департамента капитального строительства <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, причин не явки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц извещенных надлежащим образом в силу ст. 167 ГПК РФ.

    Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО2 о защите жилищных прав.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

         Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, определение от ДД.ММ.ГГГГ ).

В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

        При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009    №    376-О-П указано, что эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный    уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.

Установлено, что ФИО7 проживает в <адрес> с 1983 года, где зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют данные паспорта, а также выписка из поквартирной карточки, предоставленная ГУПС «ЕИРЦ».

С 2007 года после смерти ФИО11 фактически исполняет все обязанности нанимателя, вытекающие из договора социального найма.

Кроме него по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены семьи - сестра ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, племянник ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

         В соответствии с приложениями № и 2 к подпрограмме 4 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> в связи с физическим износом признан аварийным.

Согласно позиции Департамента капитального строительства <адрес> реализация указанной программы направлена на переселение граждан из помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домах, занимаемых гражданами на законных основаниях. У жильцов 43 жилых помещений, расположенных в аварийных домах, в том числе у ФИО7, ФИО2, ФИО5, ФИО2 отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие их право проживания.

С учетом изложенного, переселению указанных лиц из аварийного жилищного фонда препятствует отсутствие документов, являющегося основанием для вселения и проживания в <адрес>.

Статьей 49 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

    В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения    государственного и муниципального жилищных фондов.

         Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения    допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

ФИО7, ФИО5, ФИО12, ФИО2 самостоятельно несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуется указанным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства. Оплата ими жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о фактическом заключении Департаментом капитального строительства <адрес> с ними договора социального найма.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Разрешая настоящим спор, суд руководствуется вышеуказанными нормами права, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу, что истцы вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, как члены семьи нанимателя ФИО11 ФИО7 проживает в <адрес> с 1983 года, где зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют данные паспорта, а также выписка из поквартирной карточки, предоставленная ГУПС «ЕИРЦ», члены семьи постоянно проживают в указанной квартире, после смерти нанимателя ФИО11 несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуются спорным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л:

Исковое заявление <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО7, ФИО3, ФИО5, ФИО2, несовершеннолетнего ФИО4 к Департаменту капитального строительства <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма – удовлетворить.

Признать за ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО2 право пользования жилым помещением - квартирой в <адрес> на условиях договора социального найма.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья/подпись

Копия верна:

Судья <адрес>

суда <адрес>                                                         Ю.И. Макоед

04.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее