Мотивированное решение составлено 23.09.2022.
№ 2-2071/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2022 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шелеповой Е.А.,
при секретаре Балалихиной В.С.,
с участием помощника прокурора Бажуковой А.С.,
с участием истца Суминой Т.В., представителя истца Гальченко Ю.П., представителя ответчика Филатовой И.С., представителя ответчика и третьего лица Никифоровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суминой Татьяны Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»), Федеральному казначейству о признании незаконным и отмене решения (протокола) комиссии, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
истец Сумина Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»), Федеральному казначейству о признании незаконным и отмене решения (протокола) комиссии, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № л/с от 19.08.2021, изданным федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», истец Сумина Т.В. с 19.08.2021 принята на работу в Отдел планирования и анализа экспертной деятельности на должность ведущего специалиста на основании трудового договора № от 19.08.2021. Приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № л/с от 01.12.2021, изданным ФКУ «ЦОКР», прекращено действие трудового договора от 19.08.2021, Сумина Т.В. уволена 02.12.2021 по п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в части несоблюдения работником ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с ФКУ «ЦОКР». Основанием для издания приказа об увольнении послужило решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» и урегулированию конфликта интересов от 09.11.2021 №, направленное письмом Федерального казначейства от 12.11.2021 №. Ответчик полагает, что истцом не соблюдено требование ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Истец действительно ранее замещала должности государственной службы: 25.02.2020 приказом № л/с Федерального казначейства (Казначейства России) истец была назначена с 25.02.2020 на должность советника Отдела контроля качества работы аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью (был заключен служебный контракт от 25.02.2020); 19.04.2021 истец была назначена в порядке перевода на должность заместителя начальника Отдела внешнего контроля качества аудиторских групп и международных аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства на основании приказа № л/с от 19.04.2021; 02.07.2021 уволена по инициативе государственного гражданского служащего, на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
После трудоустройства 19.08.2021 в ФКУ «ЦОКР» в Управление внутреннего контроля и аудита в соответствии с ч. 4 ст.12 ФЗ № 273-ФЗ поступило уведомление ФКУ «ЦОКР» от 20.08.2021 № о заключении трудового договора, после чего в адрес начальника Управления по надзору за аудиторской деятельностью был направлен запрос о предоставлении информации о наличии в должностных обязанностях бывшего служащего в период замещения им должности в государственном органе отдельных функций по управлению трудоустроившей его организацией. А именно, входили ли в должностные обязанности истца какие-либо отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению трудоустроившей истца организацией, принимала ли истец обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим и иным вопросам в отношении ФКУ «ЦОКР», в том числе, решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организации, либо подготовку проектов таких решений.
В последующем Управлением внутреннего контроля и аудита было подготовлено мотивированное заключение, согласно которому истец не обращалась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников ФКУ «ЦОК России» и урегулированию конфликта интересов. Согласно должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего заместителя начальника Отдела внешнего контроля качества работы аудиторских групп и международных аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, утвержденному заместителем руководителя Федерального казначейства А.Г. Михайликом 09.04.2019, а также служебной записке начальника Управления по надзору за аудиторской деятельностью ФИО5 от 31.08.2021 № в должностные обязанности истца не входили какие-либо отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению трудоустроившей истца организации.
Однако в указанном заключении обращено внимание на возможность возникновения конфликта интересов в связи с тем, что истец входила в состав контрольно-аудиторских групп для проведения внеплановой тематической комбинированной проверки деятельности ФКУ «ЦОКР» в период с 15.06.2020 по 14.07.2020 и плановой тематической комбинированной проверки деятельности ФКУ «ЦОКР» в период с января 2019 по текущий период 2020 выборочным способом, по результатам которых выносились решения, в том числе, связанные с кадровыми, организационно-техническими, финансовыми, материально-техническими и иными вопросами в отношении ФКУ «ЦОКР».
09.11.2021 состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» и урегулированию конфликта интересов.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии установлено, что истцом не соблюдены ограничения, которые налагаются на гражданина, замещающего должность государственной службы, рекомендовано директору ФКУ «ЦОКР» расторгнуть заключенный с истцом трудовой договор.
Таким образом, ответчик пришел к выводу о несоблюдении истцом требований ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ при заключении трудового договора с ФКУ «ЦОКР» в связи с возможным конфликтом интересов, посчитав, что отдельные функции по государственному управлению входили в должностные обязанности истца при проведении двух проверок трудоустроившей истца организации.
По мнению истца, данные выводы ответчика не соответствуют действительности и нормам закона, локальным нормативным актам, основания для прекращения действия трудового договора и увольнения при данных фактических обстоятельствах отсутствуют, поскольку в должностные обязанности истца согласно регламенту не входили функции государственного управления. Принимая участие в проверках ФКУ «ЦОКР» истец не выполняла и не была уполномочена выполнять функции государственного управления. Согласно актов проверок, истец являлась одним из членов контрольно-аудиторской группы. Член контрольно-аудиторской группы составляет справку по результатам проверки, затем руководитель группы составляет отчет, который подписывает руководитель группы, затем руководитель группы составляет акт проверки, который подписывает руководитель группы. Рассмотрев данный акт, по итогам заседания комиссии, в состав которой истец не входила, составляет протокол, на основании которого руководителем казначейства (иным уполномоченным лицом) в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков), так называемое указание. Таким образом, обязательные для исполнения объектом контроля решения определяются на уровне Указаний, которые подписываются руководителем Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом).
При увольнении не были приняты во внимание и факты отсутствия в процессе работы истца в ФКУ «ЦОКР» коррупционных рисков при исполнении должностных функций, в ФКУ «ЦОКР» истец осуществляла планирование экспертной деятельности на основании планов контрольных мероприятий, утвержденных ЦАФК, ТОФК.
На комиссию, по результатам которой был прекращен заключенный с истцом трудовой договор и она была уволена, был вынесен вопрос, который не соответствует четырем обязательным критериям, указанным в пп.72 и 73, п. 84 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, утвержденным Письмом Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943. Единственным обоснованным решением по результатам уведомления от 20.08.2021 было бы решение о не вынесении вопроса о рассмотрении уведомления на заседании комиссии. Заседание комиссии проведено с нарушением, не обеспечена возможность истца он-лайн участия при рассмотрении касающегося ее вопроса, отсутствовала техническая возможность дать объяснения, выслушать мнения членов комиссии.
Кроме того, истцом заявлено о подложности доказательства, а именно, протокола заседания комиссии от 09.11.2021, поскольку указанный документ содержит подпись секретаря комиссии ФИО11, выполненную не ею, а другим лицом с подражанием ее подписи.
Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на работе.
Истец указывает также на причинение ей морального вреда, поскольку увольнение истца по «виновному» основанию повлияло на ее финансовое положение, на обязанность исполнять принятые на себя кредитные обязательства (оплата ипотечных платежей), возможность выполнять обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка. Моральный вред истец оценивает в 100 000 рублей.
Также работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
В связи с чем, истец Сумина Т.В., с учетом уточненных исковых требований, просит признать незаконным и отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» и урегулированию конфликта интересов, зафиксированное в протоколе от 09.11.2021 №. Признать незаконным и отменить приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № л/с 01.12.2021, изданный ФКУ «ЦОКР», которым прекращено действие трудового договора от 19.08.2021, Сумина Т.В. уволена с 02.12.2021 по п.11 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в части несоблюдения работником ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с ФКУ «ЦОКР». Восстановить Сумину Т.В. на работе в должности ведущего эксперта Отдела планирования и анализа экспертной деятельности ФКУ «ЦОКР» с 03.12.2021. Взыскать с ФКУ «ЦОКР» в пользу Суминой Т.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 03.12.2021 по дату вынесения решения суда из расчета 5 027 рублей за каждый день вынужденного прогула. Взыскать с ФКУ «ЦОКР» в пользу Суминой Т.В. компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Истец Сумина Т.В., представитель истца Гальченко Ю.П. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР») по доверенности Филатова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Федерального казначейства и третьего лица Министерства финансов Российской Федерации по доверенностям Никифорова А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца Сумину Т.В., представителя истца Гальченко Ю.П., представителя ответчика Филатову И.С., представителя ответчика и третьего лица Никифорову А.Е., заслушав заключение помощника прокурора Бажуковой А.С., полагавшей, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная позиция указана в п. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому, гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (пункт 1.1).
В соответствии ч.2. ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
На основании ч.3. ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора, в том числе, является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Суд установил и подтверждается письменными материалами дела, что приказом (распоряжением) руководителя ФКУ «ЦОКР» ФИО8 от 19.08.2021 № л/с истец Сумина Т.В. принята на работу на должность ведущего эксперта Отдела планирования и анализа экспертной деятельности. С Суминой Т.В. заключен трудовой договор № от 19.08.2021.
Приказом (распоряжением) руководителя ФКУ «ЦОКР» ФИО9 от 01.12.2021 № л/с за нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в части несоблюдения работником ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при заключении трудового договора с Федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, Сумина Т.В. уволена с 02.12.2021 с работы в должности ведущего эксперта Отдела планирования и анализа экспертной деятельности.
Основанием увольнения указано решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» и урегулированию конфликта интересов от 09.11.2021 №, направленное письмом Федерального казначейства от 12.11.2021 №.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821; б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В разделе III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 указаны должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий.
Во исполнение Закона о противодействии коррупции, Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», Приказом Федерального казначейства от 14.12.2016 № 31н утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном казначействе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Названный перечень включает должности «советник» и «заместитель начальника отдела в управлении».
Как установлено судом, до трудоустройства в ФКУ «ЦОКР» Сумина Т.В. замещала должность советника Отдела контроля качества работы аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, а также заместителя начальника Отдела внешнего контроля качества аудиторских групп и международных аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.
В соответствии с должностным регламентом Советника Отдела контроля качества работы аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, утвержденным заместителем руководителя ФИО14 28.03.2019, область профессиональной деятельности советника – это регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков. Пунктом 8.5 названного должностного регламента, определена обязанность участвовать в проведении проверок.
В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника Отдела внешнего контроля качества работы аудиторских групп и международных аудиторский организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства, утвержденным заместителем руководителя ФИО15 09.04.2019, область профессиональной деятельности заместителя начальника отдела – это регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков. Пунктом 8.5 названного должностного регламента определена обязанность участвовать в проведении проверок.
Как установлено судом, Сумина Т.В. при исполнении служебных обязанностей Советника Отдела контроля качества работы аудиторских групп аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства участвовала в составе контрольно-аудиторских групп при проведении внеплановой и плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «ЦОКР».
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 11.06.2020 №п Сумина Т.В. входила в состав контрольно-аудиторской группы при проведении внеплановой проверки ФКУ «ЦОКР» (проверяемый период с марта 2020 по июнь 2020 года).
Сумина Т.В. проверяла вопрос организации государственных закупок.
В ходе данной проверки были выявлены нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нарушение требований названного закона влечет, в том числе, и административную ответственность.
Пунктом 8.30 Должностного регламента Советника Отдела контроля качества работы аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства определена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках полномочий Федерального казначейства.
В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 26.08.2020 №п Сумина Т.В. входила в состав контрольно-аудиторской группы при проведении комбинированной проверки ФКУ «ЦОКР» (проверяемый период с января 2019 по текущий период 2020 года).
Сумина Т.В. проверяла вопрос бухгалтерский учет и бюджетная отчетность.
В рамках данного контрольного мероприятия Сумина Т.В. проверяла полноту отражения в бюджетном учете всех фактов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе: при управлении остатками средств федерального бюджета; при размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах; при покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо.
Суминой Т.В. проверялись вопросы бюджетного учета: по начислению оплаты труда; проверка расчетов по работам, услугам, поступлению нефинансовых активов, расчетов по прочим расходам; правильность и своевременность отражения в учете операций по принятию, перемещению и списанию нефинансовых активов; отражение в бухучете обязательств, пеней и штрафов по исполнению условий заключенных договоров и госконтрактов; отражение в бухучете бюджетных обязательств по исполнению условий заключенных договоров и госконтрактов; проверка формирования сводной бюджетной отчетности на основании учета данных и финансово-экономических данных; проверка достоверности бухгалтерской отчетности и составления порядка ведения бухучета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
В рамках данной проверки 22.09.2020 была составлена справка, подписанная Суминой Т.В., в которой отражены нарушения, выявленные, в том числе, ей по указанным выше вопросам проверки.
В соответствии с положениями Стандарта (Приказ от 28.12.2018 №), подготовленные в ходе контрольного мероприятия справка по результатам проверки, акт проверки, отчет о результатах проверки и указание представляют собой совокупность взаимосвязанных тождественных документов, в основе которых лежат установленные и оформленные контрольно-аудиторской группой факты.
Таким образом, Сумина Т.В. в период с июня 2020 года по сентябрь 2020 года участвовала в проведении двух проверок ФКУ «ЦОКР», в ходе которых выявлены нарушения по значимым вопросам организации государственных закупок и бухгалтерского учета и бюджетной отчетности.
Содержание функций государственного управления разъяснено Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 15.10.2012 № «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования». Согласно указанным разъяснениям, осуществление функций государственного управления предполагается, в том числе, в случаях: осуществления государственного контроля и надзора; возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, проведения административного расследования.
Сумина Т.В., осуществляя государственный надзор и контроль за деятельностью ФКУ «ЦОКР» посредством проведения контрольных мероприятий, принимала участие в подготовке обязательного для исполнения учреждением решения (проекта решения) Федерального казначейства, влекущего для ФКУ «ЦОКР» правовые последствия, то есть осуществляла функции государственного (административного) управления.
Таким образом, судом установлено, что у Суминой Т.В. была обязанность по обращению в Федеральное казначейство с целью получения согласия комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в ФКУ «ЦОКР».
Как установлено судом, Сумина Т.В. не обращалась в Федеральное казначейство в целях получения указанного согласия.
20.08.2021 письмом № ФКУ «ЦОКР» уведомило Федеральное казначейство о заключении трудового договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной гражданской службы в Федеральном казначействе на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В Федеральном казначействе создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства, работников Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с пунктом 19 Положения о Комиссии, Управлением внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства подготовлено мотивированное заключение по результатам рассмотрения уведомления ФКУ «ЦОКР» от 20.08.2021 № о принятии на должность ведущего эксперта Суминой Т.В., замещавшей должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника Отдела внешнего контроля качества работы аудиторских групп и международных аудиторских организаций Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства.
Согласно мотивированному заключению, Сумина Т.В. входила в состав контрольно-аудиторских групп для проведения внеплановой тематической комбинированной проверки деятельности ФКУ «ЦОКР», межрегиональных филиалов ФКУ «ЦОКР» в период с 15.06. по 14.07.2020 и плановой тематической комбинированной проверки деятельности ФКУ «ЦОКР» в период с января 2019 года по текущий период 2020 года выборочным способом, по результатам которых выносились решения, в том числе, связанные с кадровыми, организационно-техническими, финансовыми, материально-техническими и иными вопросами в отношении ФКУ «ЦОКР» (протоколы заседания Комитета Федерального казначейства по внутреннему контролю и внутреннему аудиту от 14.10.2020 № и от 26.11.2020 №).
В связи с возможностью конфликта интересов при замещении Суминой Т.В. на условиях трудового договора должности в ФКУ «ЦОКР» на основании подпункта «д» пункта 16 Положения, уведомление ФКУ «ЦОКР» было рассмотрено на заседании Комиссии 09.11.2021.
Заседание комиссии проводилось по ВКС, Сумина Т.В. принимала участие.
Комиссией в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, выразившихся в возможном конфликте интересов и недопущении возможного неправомерного использования служебной информации принято решение, о том, что Суминой Т.В. не соблюдены требования ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ при заключении трудового договора с ФКУ «ЦОКР». Рекомендовано ФКУ «ЦОКР» расторгнуть трудовой договор с Суминой Т.В.
Суд не принимает доводы истца, представителя истца о подложности доказательства, а именно, протокола заседания комиссии от 09.11.2021, поскольку указанный документ содержит подпись секретаря комиссии ФИО11, выполненную не ею, а другим лицом с подражанием ее подписи, по следующим основаниям.
Суд не принимает заключение специалиста ООО «Независимая экспертиза» № от 08.04.2022, поскольку специалистом при проведении исследования исследовались копии документов и образцы подписи и прописного почерка ФИО11, при этом не подтверждено, что подписи в представленных специалисту документах были выполнены именно ФИО11 На протяжении рассмотрения дела ни истец, ни представитель истца не обеспечили явку ФИО11 в судебное заседание с целью отобрания достоверных образцов почерка.
Как следует из протокола заседания комиссии от 09.11.2021 № вопрос в отношении Суминой Т.В. рассмотрен комиссией в составе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, 15 членов комиссии, секретаря комиссии. Как пояснила истец в судебном заседании, лица, принимавшие участие в комиссии, были представлены друг другу. Данный протокол от 09.11.2021 подписан председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, всеми членами комиссии и секретарем. Возражений от истца Суминой Т.В. о том, что ее вопрос решался в неполном составе комиссии и без секретаря, не поступало, оснований для сомнения в достоверности изложенных в протоколе сведений у суда не имеется. Также, как следует из содержания протокола, Сумина Т.В. принимала непосредственное участие в заседании комиссии, доводила до членов комиссии свою позицию, ходатайств об отложении рассмотрения вопроса не заявляла.
Доводы истца, представителя истца о фальсификации данных, внесенных в протокол комиссии, не соответствуют действительности и не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами.
Кроме того, фактов противоправных действий, связанных с фальсификацией данных в указанном протоколе, в предусмотренном законом порядке, не установлено. Аналогичным образом не установлен и факт противоправных действий, связанных с подделкой подписи.
Как следует из представленного истцом заявления ФИО11, удостоверенного нотариусом г. Москвы ФИО10, ФИО11 организовывала проведение комиссии, подготавливала материалы комиссии в отношений Суминой Т.В., присутствовала на заседании комиссии, знает какое решение было принято, и указывает о несогласии с ним.
В соответствии с п. 7 Положения о комиссии в состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии, секретарь комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В силу п. 14 Положения о комиссии заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Пунктом 35 Положения о комиссии предусмотрено, что решения комиссии принимаются тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Согласно п. 36 Положения о комиссии решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Секретарь ФИО16 не относится к членам комиссии, не была уполномочена на принятие каких-либо решений.
При таких обстоятельствах, когда при проведении комиссии и принятии ее решения присутствовали председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, все члены комиссии и секретарь, участие указанных лиц при проведении комиссии истцом и ее представителем не оспаривалось, оспаривание подписи секретаря комиссии не влечет никаких правовых последствий. Судом установлен факт проведения Комиссии, легитимность комиссии, факт принятия комиссией оспариваемого истцом решения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Суминой Татьяны Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»), Федеральному казначейству о признании незаконным и отмене решения (протокола) комиссии, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, восстановлении на работе, должно быть отказано.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований Суминой Т.В. о признании незаконным и отмене решения (протокола) комиссии, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, восстановлении на работе, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении производных требований истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Суминой Татьяны Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»), Федеральному казначейству о признании незаконным и отмене решения (протокола) комиссии, признании незаконным и отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Шелепова.