АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Петрозаводск 01 октября 2024 года
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бочарова С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сахошко Е.М., с участием прокурора Захарова Д.А., подсудимого Г. в режиме видеоконференц-связи, адвоката Красильникова Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе защитника-адвоката Красильникова Н.В. на постановление Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 сентября 2024 года в отношении
Г., (.....)
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ,
которым изменена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу на срок 6 (шесть) месяцев с момента его задержания.
Заслушав доклад председательствующего судьи Бочарова С.Н. о содержании постановления, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л:
Г. органом предварительного расследования обвиняется в тайном хищении имущества с банковского счета Ш.
В ходе досудебного производства по делу в отношении Г. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
24 января 2024 года уголовное дело в отношении Г. поступило в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с обвинительным заключением для рассмотрения по существу.
Обжалуемым постановлением избранная Г. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу сроком на 6 месяцев со дня его задержания. Г. объявлен в розыск. Производство по уголовному делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 238 УПК РФ.
В апелляционной жалобе защитник-адвокат Красильников Н.В. выражает несогласие с постановлением. Отмечает, что в материалах дела нет доказательств того, что Г. получал корреспонденцию по указанному адресу проживания, а явка на следственные действия обеспечивалась посредством телефонной связи. Считает необоснованными выводы суда о том, что Г. извещался о судебных заседаниях на 28 февраля 2024 года, 16 апреля 2024 года, 30 июля 2024 года и 27 августа 2024 года, поскольку указанного адреса не существует. Кроме того, полагает, что судом фактически не учтены сведения о личности подсудимого, который на учетах у нарколога и психиатра не состоит, ранее не судим, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, к уголовной ответственности не привлекался. Просит постановление отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Петрозаводска Лобурец А.П. просит оставить ее без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции адвокат Красильников Н.В., подсудимый Г. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Прокурор Захаров Д.А. возражал против удовлетворения жалобы, не усмотрев оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции постановление судьи находит законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 97 УПК РФ мера пресечения избирается при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от предварительного следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть избрано в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет, если он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Согласно ч. 3 ст. 247 УПК РФ, суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения.
В силу ч. 3 ст. 253 УПК РФ, если подсудимый скрылся, то суд приостанавливает производство по уголовному делу до его розыска.
В соответствии с ч. 2 ст. 238 УПК РФ, судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу, в случае, когда подсудимый скрылся и место его пребывания неизвестно, возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск подсудимого или, если скрылся подсудимый, не содержащийся под стражей, избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск. При этом суд вправе в отсутствие подсудимого принять решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подсудимого, объявленного в международный розыск, а также в отношении подсудимого, не содержащегося под стражей, который скрылся от суда, при условии, что данный факт с достоверностью установлен.
Указанные требования закона судом по настоящему делу не нарушены.
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции материалов уголовного дела, рассмотрение уголовного дела неоднократно откладывалось, в связи с неявкой подсудимого Г. в судебное заседание без уважительных причин. При этом в обжалуемом постановлении суд указал, что подсудимый уклонился от явки в судебное заседание.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись законные основания для вынесения обжалуемого постановления и изменения Г. меры пресечения на заключение под стражу.
Решение об изменении Г. меры пресечения на заключение под стражу принято судом в соответствии с ч. 3 ст. 247 УПК РФ, в связи с тем, что имелась необходимость в проведении судебного следствия по уголовному делу, при невозможности избрания в отношении подсудимого Г. менее строгой меры пресечения, чем в виде заключения под стражу.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии уважительности причин неявки подсудимого Г. в судебные заседания.
Учитывая, что подсудимый Г. нарушил избранную меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, суд первой инстанции правомерно не усмотрел возможности применения в отношении него менее строгой меры пресечения, не усматривает таких оснований и суд апелляционной инстанции.
Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у Г. заболеваний, препятствующих его содержанию в условиях следственного изолятора, в представленных материалах не содержится, суду первой и суду апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм уголовно-процессуального законов при вынесении обжалуемого постановления не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.389.20, ст.389.28, ст.389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
п о с т а н о в и л:
постановление Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 сентября 2024 года в отношении Г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Красильникова Н.В. - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в соответствии с требованиями главы 47.1 УПК РФ.
Подсудимый вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: С.Н. Бочаров