Решение по делу № 33а-137/2021 от 04.12.2020

Дело а-1023/2020                                                                Председательствующий – ФИО1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                   <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО1,

судей                                ФИО1

при секретаре судебного заседания ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия к Ингушской региональной общественной организации «<данные изъяты>» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об общественном объединении из государственного реестра

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО1 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Управление Минюста России по <адрес> обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к Ингушской региональной общественной организации «<данные изъяты>» (далее – Организация), ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Республике Ингушетия зарегистрирована Ингушская региональная общественная организация «<данные изъяты>» за учетным номером <данные изъяты>. Сведения об Организации регистрирующим органом внесены ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером <данные изъяты>. Председателем Организации является ФИО1.

В нарушение требований абзаца 4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не представила в Управление документы, содержащие сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях Организации, в объеме сведений включенных в Единый государственный реестр юридических лиц за 2017-2018 год; в нарушение требований абзаца 8 ч.1 ст.29 названного Федерального закона Организация не представила также информацию об объеме получаемых от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также их фактическом расходовании или использовании за 2017-2018 год.

В период с 17 сентября 2018 г. по 28 сентября 2018 г. Управлением проведена плановая документарная проверка Организации, в ходе которой выявлены следующие нарушения: в Уставе Организации нет порядка реорганизации и (или) ликвидации (п. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ); не определен предмет деятельности (п. 4 ст. 52 ГК РФ); не учтены ограничения к членам Организации, предусмотренные ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ); в уставе нет сведений о единоличном исполнительном органе (ч.5 ст. 8 названного Федерального закона); в нарушение устава Организации не избрана на новый срок ревизионная комиссия, не проводятся собрания высшего органа Организации (общего собрания), заседания постоянно действующего коллегиального орган (правления), контрольно-ревизионной комиссией (ревизором) не проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности Организации.

1 октября 2018 г. Управлением по результатам проверки в адрес Организации вынесено предупреждение с указанием выявленных нарушений и срока их устранения не позднее 12 ноября 2018 г., которое направлено в адрес Организации. Однако корреспонденция возвращена в Управление в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

Таким образом, Организация неоднократно не исполнила предусмотренную законом обязанность, что согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данной Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из государственного реестра.

Просит признать Ингушскую региональную общественную организацию «Комитет содействия поиску заложников и без вести пропавших» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения об общественном объединении из государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание стороны не явились.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО1, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного ответчика ФИО1 и ФИО1, поддержавших доводы жалобы, представителя административного истца ФИО1, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии со статье 7 которого общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Частью 1 статьи 29 названного Федерального закона предусмотрено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы, информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (ч.4 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ).

Согласно п.5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в соответствии с распоряжением Управления Минюста России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N р в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка деятельности административного ответчика, в ходе которой Управлением Минюста России по Республике Ингушетия были изучены документы, содержащиеся в учетном деле Организации, а также представленные ею документы, и по результатам составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ

Уведомление о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ , содержащее требование о предоставлении запрашиваемых документов и сведений с копией распоряжения о проведении проверки и формой акта приема-передачи документов, представленных для проверки, направлено по адресу Правления Организации: <адрес>, однако корреспонденция возвращена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены нарушения требований Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Из материалов дела видно, что Управление в связи с выявленными нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации вынесло в адрес Правления Организации предупреждение о нарушении законодательства и установило срок для их устранения не позднее ДД.ММ.ГГГГ Данное предупреждение было направлено в адрес Правления Организации, однако письмо возвращено организацией почтовой связи в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

На день обращения Управления Минюста России по Республике Ингушетия в суд с настоящим административным иском выявленные нарушения административным ответчиком не устранены.

           Соглашаясь с выводом суда о доказанности совершения административным ответчиком нарушений действующего законодательства в сфере деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, поскольку данный вывод подтверждается материалами дела, судебная коллегия вместе с тем находит выявленные нарушения устранимыми и не могущими повлечь прекращение деятельности административного ответчика и исключение его из числа юридических лиц в связи со следующим.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В суд апелляционной инстанции представителями Организации представлены документы об устранении выявленных нарушений, указанных в административном исковом заявлении, направленные в адрес административного истца, в частности: сведения о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителе за <данные изъяты> год, а также о неполучении денежных средств и иного имущества; о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания членов Организации, на котором утвержден Устав в новой редакции с указанием порядка реорганизации и ликвидации общественной организации, предмета деятельности, ограничений к членам Организации, сведений о единоличном исполнительном органе (председателе Организации); выписка из протокола внеочередного общего собрания Организации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой общим собранием переизбраны на новый срок руководящие органы организации, ревизионная комиссия; отчеты ревизионной комиссии по итогам работы за <данные изъяты> год.; выписки из протоколов общих собраний Организации и другие документы.

Таким образом, принятие административным ответчиком мер по устранению выявленных нарушений, о наличии которых ему стало известно только в ходе судебного разбирательства, свидетельствует о наличии у Организации намерения осуществлять в дальнейшем свою уставную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 разъяснено, что исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

При таких обстоятельствах, учитывая принятые административным ответчиком меры по устранению указанных в административном иске нарушений, судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные административным ответчиком нарушения действующего законодательства не являются настолько существенными и неустранимыми для того, чтобы восстановление законности было возможным только путем прекращения его деятельности, в связи с чем находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления Минюста России по Республики Ингушетия.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО1 удовлетворить.

Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Ингушской региональной общественной организации «<данные изъяты>» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об общественном объединении из государственного реестра отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий

                 Судьи

33а-137/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Управление Минюста России по РИ
Ответчики
Ингушская региональная общественная организация «Комитет содействия поиску заложников и без вести пропавших»
Другие
Цуров А.Б.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Мовлатхан Алихановна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
08.12.2020Передача дела судье
28.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Передано в экспедицию
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее