Решение по делу № 4Га-1147/2016 [44Га-106/2016] от 12.10.2016

Суд первой инстанции:

Советский районный суд г.Махачкалы

судья Гусейнов Г.Я.

Суд апелляционной инстанции:

Верховный Суд Республики Дагестан

Джарулаев А.К.,

Хираев Ш.М. (докл.),

Хаваев А.Г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г.Махачкала 2 ноября 2016 года

Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мирзаева Р.М.,

членов президиума Загирова Н.В., Магомедова М.А., Мустафаевой З.К., Орцханова А.И., Османова Т.С.,

при секретаре Магомедовой Х.М.,

рассмотрел по кассационной жалобе и.о.начальника УГИБДД МВД по Республике Дагестан Нечаева Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Попова О.В. об оспаривании решения МРЭО УГИБДД МВД по Республике Дагестан об отказе в регистрации транспортного средства.

Заслушав доклад члена президиума Загирова Н.В., доводы представителя Попова О.В. - Алиловой Н.З., просившей отклонить кассационную жалобу, президиум

у с т а н о в и л :

Попов О.В. обратился в суд с заявлением к МРЭО УГИБДД МВД по РД о признании незаконным отказа в регистрации автомобиля марки ВАЗ-111760 Лада Калина универсал, государственный регистрационный номер , с возложением обязанности совершить необходимые действия с принадлежащим ему автотранспортным средством в связи с заменой на нем номерных агрегатов.

Иск мотивирован следующим.

5 мая 2011 года им был приобретен автомобиль марки ВАЗ-111760 Лада Калина универсал, <дата>, идентификационный номер . В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль получил серьёзные повреждения кузова. Дальнейший ремонт кузова был нецелесообразен, в связи с чем 25 мая 2013 года в ЗАО «Фрактал» он приобрел новый номерной агрегат, идентификационный номер , и заменил его на своем автомобиле. После этого он обратился в МРЭО УГИБДД МВД по РД с заявлением о проведении регистрационных действий в связи с заменой кузова автомобиля, но получил отказ со ссылкой на п.24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605. Данный отказ считает незаконным и необоснованным. Полагает, что действующим законодательством разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота, а административный регламент, со ссылкой на который ему отказано в осуществлении регистрационных действий, не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе кузова. То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу административного регламента и, как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 13 апреля 2016 года постановлено:

«В удовлетворении заявления Попова О.В. отказать».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2016 года постановлено:

«Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 13 апреля 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Попова О. В. удовлетворить.

Признать отказ МРЭО УГИБДД МВД по Республике Дагестан в регистрации автомобиля марки ВАЗ-111760 (Лада Калина универсал), государственный регистрационный номер , незаконным.

Обязать МРЭО УГИБДД МВД по Республике Дагестан совершить необходимые регистрационные действия с принадлежащим Попову О.В. автотранспортным средством ВАЗ-111760 (Лада Калина универсал), государственный регистрационный номер , в связи с заменой на нем номерных агрегатов (внести изменения в регистрационные документы)».

В кассационной жалобе и.о.начальника УГИБДД МВД по Республике Дагестан Нечаев Е.В. просит отменить апелляционное определение.

В обоснование доводов жалобы указывается, что отказ в проведении регистрационных действий данного автомобиля строго соответствует нормативно-правовым актам МВД России в области регистрации транспортных средств, замена кузова, принадлежащего Попову О.В. автомобиля, повлекла изменение идентификационной маркировки автомобиля.

Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А. от 12 октября 2016 года кассационная жалоба вместе с делом переданы на рассмотрение в президиум Верховного Суда Республики Дагестан.

Кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно ст.328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.

Отказывая в удовлетворении заявления Попова О.В., суд первой инстанции исходил из того, что действия МРЭО УГИБДД МВД по Республике Дагестан по отказу в проведении регистрационных действий по замене кузова являются правомерными, основаны на требованиях нормативных актов, регламентирующих деятельность органов ГИБДД по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Попова О.В., суд апелляционной инстанции указал, что ответчиком в соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ не представлены доказательства того, что в результате замены кузова транспортное средство, принадлежащее Попову О.В., утратило основные элементы базового транспортного средства и фактически получило технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе, кузова.

Суд апелляционной инстанции при таких выводах не учел следующее.

В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД предусмотрена Федеральным законом от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п.3 ст.15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на транспортные средства.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Процедуры удостоверения такого соответствия в период рассмотрения МРЭО УГИБДД МВД по РД заявления административного истца были предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

В силу положений ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001.

В соответствии с п.3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.51 приложения № 1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п.3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Указанное свидетельствует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Согласно п.24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605, государственная услуга не предоставляется в случае:

- представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;

- представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

В наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД Российской Федерации от 7 декабря 2000 года № 1240, дается пояснение, согласно которому под изменением конструкции транспортного средства следует понимать исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Как следует из дела, Поповым О.В. произведена замена кузова принадлежащего ему на праве собственности автомобиля марки ВАЗ-111760 Лада Калина универсал, <дата>, идентификационный номер , на кузов с идентификационным номером .

Между тем, кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальный, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий его идентифицировать.

Согласно п.2.1 приложения № 8 к названному выше Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую в том числе наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном названным Техническим регламентом, после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

В силу п.11 Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Согласно п.7.18 данного Перечня запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности действия МРЭО УГИБДД МВД по Республике Дагестан по отказу в проведении регистрационных действий автомобиля в связи с заменой кузова.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке регистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Как следует из административного искового заявления Попова О.В., замена кузова автомобиля произведена им в мае 2013 года, с заявлением о проведении регистрационных действий он обратился в МРЭО УГИБДД МВД по РД 25 февраля 2014 года, то есть спустя 9 месяцев после замены кузова.

Заявление Попова О.В. об оспаривании отказа в проведении ответчиком регистрационных действий поступило в суд 1 марта 2016 года. При этом истец не представил суду доказательства, подтверждающие доводы его административного искового заявления о том, что принадлежащий ему автомобиль попал в 2013 году в ДТП, в результате чего кузов автомобиля пришел в негодность (полис ОСАГО датирован 24 февраля 2014 года), а также документы по осуществлению работ по замене кузова автомобиля.

Заявителем в суд не представлены доказательства того, что новый кузов имеет соответствующий сертификат, транспортное средство с новым кузовом соответствует требованиям технического регламента, безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.

Кроме того, отсутствие на принадлежащем Попову О.В. транспортном средстве маркировочных обозначений на раме (шасси), замена кузова автомобиля фактически привело к невозможности идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку в результате указанной операции его идентификационные номера были утрачены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.329 КАС РФ, президиум

п о с т а н о в и л :

Кассационную жалобу и.о.начальника УГИБДД МВД по Республике Дагестан Нечаева Е.В. удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 4 августа 2016 года отменить.

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 13 апреля 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий Р.М.Мирзаев

4Га-1147/2016 [44Га-106/2016]

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее