Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2023 г. г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре Баймухановой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыковой Татьяны Гавриловны, Лыкова Андрея Петровича к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании права пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
истцы Лыкова Т.Г. и Лыков А.П. обратились в суд с иском к ответчику администрации МО «Городской округ город Астрахань» о признании права пользования жилым помещением. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что в <адрес> году истцу ФИО2 по месту её работы работодателем Рыбозаводом имени Трусова было предоставлено для проживания жилое помещение в виде <адрес> <адрес>/<адрес> <адрес> <адрес>. В данное жилое помещение вселилась истец ФИО2 вместе со своим сыном ФИО3 с регистрацией в нем по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года. Вместе с тем, договор социального найма в отношении указанного жилого помещения, в установленном законом порядке не заключался.
На обращение ФИО2 в жилищное управление администрации МО «<адрес>» с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения дан ответ, что жилое помещение по адресу: <адрес> зорь/<адрес> резервов, <адрес> реестре муниципального имущества МО «<адрес>» не значиться, документ, подтверждающий возникновение жилищных отношений в отношении указанного жилого помещения ФИО2 не представлен.
Согласно сведениям ГБУ АО «БТИ» следует, что в <адрес> <адрес> <адрес> располагается <адрес> общей площадью – <данные изъяты> кв.м., которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год значилась комнатами под №№ <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год <адрес> значилась под №, сведений о перенумерации <адрес> не имеется.
Вместе с тем, как указывают истцы, они с момента вселения в жилое помещение постоянно проживают в квартире на условиях социального найма, а именно содержат квартиру в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные услуги. Истцы полагают, что вселение их в квартиру было законным и проживая в квартире на протяжении длительного времени они приобрели право пользования жилым помещением в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ.
Поскольку иного пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности у истцов не имеется, истцы просили суд признать за ними право пользования жилым помещением квартирой № в <адрес> <адрес> <адрес>.
В судебном заседании истцы Лыкова Т.Г., Лыков А.П. и представитель истцов Бахмутова В.Б. исковые требования поддержали по основаниям изложенным в исковом заявлении, просили суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Городской округ город Астрахань» в лице жилищного управления Свирепова Л.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, просила в иске отказать, указывая в обоснование возражений на иск, что истцами не представлено доказательств того, что жилое помещение в котором они зарегистрированы по месту жительства соответствует жилому помещению в виде <адрес>.
Суд, выслушав истцов и их представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно правилам ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В указанной норме закона перечислены все основания возникновения права на жилое помещение.
В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) (ч.1).
Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (ч.2).
Частью 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч.1).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч.2).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч.3).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из приведенных выше норм жилищного законодательства и, учитывая период вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении, при разрешении иска по поводу наличия оснований для возникновении права пользования этим жилым помещением также подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения истцов в спорное жилое помещение.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст. 50 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Положениями ст. 51 ЖК РСФСР установлено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснений содержащихся в п. 13. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 16.04.2013) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", следует, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
При этом регистрация по месту жительства является доказательством, подтверждающим выбор гражданином места жительства.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес> общей площадью – <данные изъяты> кв.м в <адрес> <адрес>/<адрес> <адрес> <адрес> является объектом собственности Управления муниципального имущества МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом <адрес> по <адрес> <адрес>/<адрес> <адрес>, <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения граждан не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно адресной справки УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>.
По сообщению жилищного управления администрации МО «<адрес>» следует, что по данным Управления ФИО2 состоит на регистрационном учете в <адрес> зорь/<адрес> резервов <адрес>.
Согласно сведениям ГБУ АО «БТИ» следует, что в <адрес> зорь/<адрес> резервов <адрес> располагается <адрес> общей площадью – <данные изъяты> кв.м., которая по состоянию на 1950 год значилась комнатами под №№,11, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год <адрес> значилась под №, сведений о перенумерации <адрес> не имеется.
Материалами инвентарного дела сформированного органом инвентаризационного учета ГБУ АО «БТИ» в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> <адрес>/<адрес> <адрес>, а также пояснениями специалиста ГБУ АО «БТИ» ФИО6 данными в судебном заседании достоверно установлено, что <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., ранее значилась комнатами под №№,№, затем под №, в том числе имела отметку за №. При этом на протяжении периодов технической инвентаризации <данные изъяты> год площадь жилого помещения оставалась неизменной – <данные изъяты> кв.м.
В представленных истцами платежных документах за коммунальные услуги по жилому помещению с указанием единого лицевого счета № номер спорного жилого помещения указан как №, площадь квартиры указана как <данные изъяты> кв.м.
При рассмотрении данного спорного правоотношения суд учитывает, что ордер на жилое помещение согласно ст. 47 ЖК РСФСР являлся основанием для вселения в жилое помещение, однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное помещение, проживании в нем, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может свидетельствовать о нарушении порядка вселения в жилое помещение и отсутствие прав на него.
При этом, суд принимает регистрацию истцов в спорном жилом помещении с 1986 года как доказательство подтверждающие их законность вселения в квартиру, поскольку в силу положений действовавшего в рассматриваемый период Жилищного кодекса РСФСР процедура вселения в жилое помещение могла осуществляться лишь при условии соблюдения режима прописки, и только Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 года № 3-П положение об установленном порядке вселения было устранено.
Опрошенный в ходе производства по делу свидетель Типишов А.А. подтвердил суду факт того, что истцы постоянно проживают в квартире с даты их регистрации 1986 года и до настоящего времени.
Согласно нормам гражданского, жилищного законодательства договор найма (договор социального найма) жилого помещения - это соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, в пределах нормы жилой площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование и коммунальные услуги.
В соответствии с представленными доказательствами истцы на законных основаниях вселились в жилое помещение, постоянно проживают в нем, используют квартиру по назначению, оплачивают коммунальные услуги, то есть надлежащим образом исполняют обязанности по договору социального найма жилого помещения.
При этом отсутствие заключенного договора социального найма жилого помещения в установленном законом порядке после передачи жилого помещения в собственность муниципального образования не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от уклонения органов местного самоуправления по заключению такого договора.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства суд приходит к выводу, что истцы приобрели право проживания жилым помещением на законных основаниях, следовательно требования истцов законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Лыковой Татьяны Гавриловны, Лыкова Андрея Петровича к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании права пользования жилым помещением, удовлетворить.
Признать за ФИО2, ФИО3 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>/<адрес> <адрес>, <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.Д. Хасьянов