Дело №а-274/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года п. Змиевка Орловской области
Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Воловиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Свириной Н.В.,
с участием административного истца Гараниной В.В.,
представителя административного ответчика Сидоровой Н.В.,
прокурора Свердловского района Орловской области Сиротинина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Гараниной В.В. к Территориальной избирательной комиссии Свердловского района Орловской области об отмене решений территориальной избирательной комиссии и обязании территориальной избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидатом,
УСТАНОВИЛ:
Гаранина В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Свердловского района Орловской области об отмене решений территориальной избирательной комиссии и обязании территориальной избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидатом.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она уведомила территориальную избирательную комиссию Свердловского района письменным заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения с приложением документов. ТИК выдала ей подтверждение получения документов. ДД.ММ.ГГГГ она представила административному ответчику все необходимые для регистрации кандидатом в депутаты документы. ТИК выдала ей подтверждение получения документов. Подписные листы ею были изготовлены за счет собственных средств, что она отразила в сведениях об общей сумме израсходованных средств. Разрешение на открытие специального избирательного счета было выдано ДД.ММ.ГГГГ при подаче подписных листов в ТИК. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано решение № «Об извещении о выявленных недостатках в документах», в котором указано, что ею не был предоставлен первый финансовый отчет и прилагаемые к нему документы. ДД.ММ.ГГГГ ею был открыт специальный избирательный счет, на который внесены денежные средства в сумме 9 рублей для компенсации изготовления подписных листов. Открыть избирательный счет до ДД.ММ.ГГГГ она не могла, поскольку у нее не было разрешения на его открытие. ДД.ММ.ГГГГ она сдала первый финансовый отчет и приложение к нему, до истечения установленного законом срока подачи документов на регистрацию, подала заявление об ошибочном представлении документа – уведомления о не создании избирательного фонда. ДД.ММ.ГГГГ истец по почте получила решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Гараниной В.В. в регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №» ввиду того, что подписные листы с подписями избирателей представлены не были. Данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку подписные листы ею были представлены. Считает, что ТИК были нарушены сроки регистрации кандидата. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании ею получено решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района» от ДД.ММ.ГГГГ №. Считая указанные решения избирательной комиссии незаконными, с учетом уточненных административных исковых требований, просила суд отменить решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Гараниной В.В. в регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №», отменить решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ №», признать за Гараниной В.В. пассивное избирательное право – право гражданина РФ быть избранной в органы местного самоуправления, обязать территориальную избирательную комиссию Свердловского района принять решение о регистрации Гараниной В.В. кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения.
Административный истец Гаранина В.В. - в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержала, дала объяснения по обстоятельствам, изложенным в иске и в заявлении об уточнении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Сидорова Н.В. уточненные административные исковые требования Гараниной В.В. не признала в полном объеме, представила письменные возражения, согласно которым принятие ТИК решения об отказе в регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и принятие решения ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в решение ТИК от ДД.ММ.ГГГГ не нарушило законные права кандидата, доводы административного истца основаны на неверном толковании норм материального права, ТИК обеспечено соблюдение избирательных прав Гараниной В.В., действия и решения ТИК законны и обоснованны.
Законодательство о выборах не предусматривает прямого запрета избирательной комиссии вносить изменения в ранее принятое решение. Просила отказать Гараниной В.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Прокурор Свердловского района Орловской области Сиротинин А.А. в своем заключении указал, что решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Закона №-ОЗ являлось немотивированным, сделанные выводы в нарушение требований ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не соответствовали действительности и противоречат представленным документам. Решением территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ из первоначального текста исключено указание на не предоставление Гараниной В.В. подписных листов, при этом, какие именно документы не были предоставлены Гараниной В.В., их текста измененного решения не следует. После истечения предусмотренного ч. 1 ст. 13 Закона №-ОЗ срока рассмотрения заявления кандидата о регистрации территориальной избирательной комиссией в вынесенное ДД.ММ.ГГГГ г. решение об отказе внесены изменения, существенно меняющие мотивы и основания принятого решения, при этом указание на конкретные документы, которые не были предоставлены Гараниной В.В., в тексте измененного решения также отсутствуют. При вынесении решения территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ также допущены нарушения ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 13 Закона №-ОЗ. Полагал, что административное исковое заявление Гараниной В.В. подлежит частичному удовлетворению, решения территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат отмене. В целях восстановления прав административного истца заявление Гараниной В.В. с приложенными документами подлежит повторному рассмотрению территориальной избирательной комиссией Свердловского района.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области».
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 указанного закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области» соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Судом установлено, что решением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов на 19 сентября 2021 года.
Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия избирательной комиссии Богодуховского <данные изъяты> возложены на территориальную избирательную комиссию Свердловского района.
Решением Территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №, №, № №, №, №, № по выборам депутатов <данные изъяты> возложены на территориальную избирательную комиссию Свердловского района.
ДД.ММ.ГГГГ Гаранина В.В. представила в Территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ г. по одномандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения и документы для выдвижения кандидатом в депутаты.
ДД.ММ.ГГГГ Гаранина В.В. представила в Территориальную избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТИК было принято решение № «Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по
одномандатному избирательному округу № Гараниной В.В. для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации».
Извещение о выявленных недостатках было вручено Гараниной В.В. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному извещению, в соответствии с частью 1 статьи 12.3 Закона Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Орловской области» (далее - Закон Орловской области) для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы поселения кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени одновременно представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы (документы должны быть предоставлены одновременно и донесение их не предусмотрено:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 5-7 статьи 11.1, частью 15.1 статьи 11.2 Закона Орловской области (если такие изменения имеются);
первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Закона Орловской области, когда кандидатом не создается избирательный фонд. В этом случае в соответствующую избирательную комиссию представляется уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится.
Гараниной В.В. в избирательную комиссию были представлены
противоречащие друг другу документы:
уведомление о том, что финансирование кандидатом его избирательной кампании не производится;
сведения об общей сумме средств, поступивших в фонд без открытия счета.
Кандидатом было оплачено изготовление подписных листов, то есть фактически создан избирательный фонд.
При этом, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 12.3, пункта 1 части 2 статьи 18.4 Закона Орловской области кандидатом для регистрации не был представлен первый финансовый отчет и документы, прилагаемые к первому финансовому отчету.
ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную избирательную комиссию поступило заявление от Гараниной В.В., в котором она просила считать уведомление о том, что избирательный фонд ею создаваться не будет, не действительным, в связи с ошибкой в предоставлении документа и получением решения территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об открытии специального избирательного счета кандидата в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу № Гараниной В.В.».
ДД.ММ.ГГГГ Гараниной В.В. в Территориальную избирательную комиссию были представлены первый финансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ, справка об открытии кандидатом специального избирательного счета от ДД.ММ.ГГГГ, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата от ДД.ММ.ГГГГ, приходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, расходный кассовый ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, банковская выписка за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, выписка из лицевого счета за ДД.ММ.ГГГГ, банковская справка об остатках по лицевому счету за ДД.ММ.ГГГГ, договор № изготовления подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, акт № приема передачи подписных листов к договору № изготовления подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ, кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № Гараниной В.В., выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу № в связи с невыполнением требований ч. 1 ст. 11.5 Закона №-ОЗ и на основании п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, в связи с тем, что ей до истечения указанного срока (не позднее ДД.ММ.ГГГГ до 18 часов по местному времени) документы, необходимые для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, представлены не были.
Однако, данное основание для отказа в регистрации кандидатом в депутаты противоречит итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Гараниной В.В. ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Гараниной В.В. были представлены 2 подписных листа с необходимым количеством подписей, оснований для отказа в регистрации по основаниям, указанным в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не усматривается. Не указывалось это основание и в решении Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу № Гараниной В.В. для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации».
Таким образом, решение Территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ №, полученное Гараниной В.В. ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Закона №-ОЗ является немотивированным, выводы избирательной комиссии в нарушение требований ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не соответствуют действительности и противоречат доказательствам по делу.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным.
После обращения Гараниной В.В. в суд ДД.ММ.ГГГГ за восстановлением нарушенных прав территориальной избирательной комиссией Свердловского района ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ №», согласно которому постановлено:
1. Предложение 2 абзаца 2 изложить в следующей редакции: «Документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу представлены не были, о чем ДД.ММ.ГГГГ она в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона была извещена».
В абзаце 4:
1.1 слова «а также в связи с невыполнением требований части 1 статьи 11.5 Закона Орловской области» исключить,
1.2 Слова «подпунктом «д» заменить словами «подпунктом «в».
То есть данным решением исключено указание на не предоставление Гараниной В.В. подписных листов, при этом, какие именно документы не были предоставлены Гараниной В.В. из текста решения также не видно, исключена ссылка на невыполнение ею требований ч. 1 ст. 11.5 Закона №-ОЗ, изменено основание отказа с п.п. «д» п. 24 ст. 38 на п.п. «в» п. 24 ст. 38 федерального закона № 67-ФЗ.
Доводы представителя административного ответчика о том, что изменения от ДД.ММ.ГГГГ в решение территориальной избирательной комиссии были внесены в связи с допущенной технической опиской, что ошибочно было указано, в том числе на непредставление подписных листов, что законодательство о выборах не предусматривает прямого запрета избирательной комиссии вносить изменения в ранее принятое решение, являются неправомерными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут быть приняты судом во внимание.
Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым после истечения срока рассмотрения заявления кандидата о регистрации, предусмотренного ч. 1 ст. 13 Закона №-ОЗ, полностью изменены основания и мотивы для отказа в регистрации кандидата Гараниной В.В., что не допустимо.
Таким образом, при вынесении решения Территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № также нарушены требования ч. 1 ст. 13 Закона №-ОЗ, ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем указанное решение является незаконным.
При таких обстоятельствах решения территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № нарушают избирательные права Гараниной В.В. и подлежат отмене.
Право Гараниной В.В. как гражданина Российской Федерации быть избранной в органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации, гарантии ее избирательных прав установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Поскольку регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией, суд считает необходимым возложить на территориальную избирательную комиссию Свердловского района обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Гараниной В.В. кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гараниной В.В. к Территориальной избирательной комиссии Свердловского района Орловской области об отмене решений территориальной избирательной комиссии и обязании территориальной избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидатом, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Гараниной В.В. в регистрации кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №».
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение территориальной избирательной комиссии Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ №».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гараниной В.В. отказать.
Обязать территориальную избирательную комиссию Свердловского района рассмотреть вопрос о регистрации Гараниной В.В. кандидатом в депутаты <данные изъяты> созыва ДД.ММ.ГГГГ годов по одномандатному избирательному округу №.
Об исполнении решения территориальная избирательная комиссия Свердловского района обязана сообщить в суд и Гараниной В.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья И.В. Воловикова