Дело № <адрес>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Батыршиной Г.М., при секретаре Ермолаевой Т.В., с участием прокурора ФИО1, представителя административного истца ФИО2 по доверенности, административного ответчика Носкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области к Носкову С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области обратилось в суд, у учетом уточнений, с административным исковым заявлением к Носкову С.В., об установлении в отношении него административного надзора, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Носков С.В. осужден по <данные изъяты> УК РФ, с применением ч.5 ст.62, ч.5 ст.74, 70 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима.
Осужденный Носков С.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отбытием срока наказания
Осужденный Носков С.В. прибыл в ФКУ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. из <данные изъяты>, где, по материалам личного дела взысканий не имел. После вступления приговора в законную силу, был распределен в отряд №. <данные изъяты>.
Учитывая изложенное, ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области просит суд установить, в отношении Носкова С.В. административный надзор сроком на 3 года со следующими ограничениями:
1. Запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;
2. Запретить ежедневно с 2200 до 0600 часов следующего дня пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
3. Запретить выезд за пределы Нижегородской области;
4. Являться на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания три раза в месяц.
Представитель административного истца ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.
Судом была признана явка административного ответчика Носкова С.В. обязательной, в связи с чем он был этапирован из ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области в <адрес> Нижегородской области для рассмотрения настоящего административного иска.
Административный ответчик Носков С.В. в судебное заседание пояснил, что заявленные исковые требования ему понятны, он их признает.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего целесообразным административное исковое заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.
В силу п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Далее по тексту Закон).
Согласно ст. 1 Закона административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.
Согласно ст. 2 Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона в отношении указанного в ч. 1 ст. 3 Закона лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления и наличие факта признания злостным нарушителем порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора, или нет.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).
Как следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно ст. 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 1 и 2) ст. 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судом установлено, что Носков С.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по ст. <данные изъяты> УК РФ, с применением ч.5 ст.62, ч.5 ст.74, 70 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы, без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима.
Осужденный Носков С.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отбытием срока наказания
ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области обратилось с административным иском в суд к Носкову С.В. об установлении в отношении него административного надзора.
В материалах дела имеется характеристика из ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области, где отмечено, что Носков С.В. <данные изъяты>
Возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке гл. 29 КАС РФ.
При решении вопроса об установлении административного надзора в отношении Носкова С.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком тяжкого преступления, его поведение за весь период отбывания наказания, обеспечение индивидуального профилактического воздействия, поскольку за период отбывания наказания поощрений не имел, между тем, имел неоднократные взыскания, которые не сняты и не погашены, был признан ДД.ММ.ГГГГ злостным нарушителем порядка отбывания наказания, освобождается из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ., суд полагает требования об установления над ним административного надзора обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом судом учитывается, что установление судом административных ограничений направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение совершения Носковым С.В. преступлений и правонарушений.
Рассматривая заявленное требование административного истца об ограничении в виде явки на регистрацию в отдел полиции по месту жительства 3 раза в месяц суд учитывая, что выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, а потому, суд полагает необходимым снизить ему число явок на регистрацию в отдел полиции по месту жительства до двух в месяц, полагая их достаточными.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона, административное ограничение в виде обязательной явки поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел включает в себя обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Административный иск содержит требования на обязательную явку поднадзорного на регистрацию в орган внутренних дел только по месту жительства, в связи с чем указанные требования подлежат удовлетворению с указанием также «или по месту пребывания».
Требование об установлении запрета выезда за пределы субъекта РФ по месту его жительства или месту пребывания поднадзорного лица не оспорено административным ответчиком, обосновано материалами дела, и соответственно, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, в силу п. 4 ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» одним из административных ограничений является запрет на выезд за установленные судом пределы территории.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор.
В судебном заседании установлено, что Носков С.В. зарегистрирован по месту проживания, по адресу г.Н.Новгород <адрес>, где по отбытию наказания, как следует из пояснений административного ответчика, он собирается проживать <данные изъяты>
Таким образом, пределы территории, на которой будет проживать Носков С.В. содержат определенность и позволяет однозначно установить территорию, выезд за пределы которой последнему может быть запрещен (наименование субъекта РФ, муниципального района) в период действия административного надзора.
Рассматривая запрет ежедневно с 2200 до 0600 часов следующего дня пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, суд также принимает во внимание степень общественной опасности совершенного Носковым С.В. преступления, и в целях профилактического воздействия считает необходимым удовлетворить указанное требование.
Рассматривая требования об установлении запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, с учетом возражений со стороны ответчика, суд полагает данное требование не подлежащим удовлетворению.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Носковым С.В. преступления, его поведение за весь период отбывания наказания, обеспечение индивидуального профилактического воздействия, суд полагает целесообразным установить Носкову С.В. административный надзор сроком на три года со следующими ограничениями:
1. Запретить ежедневно с 2200 до 0600 часов следующего дня пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
2. Запретить выезд за пределы Нижегородской области;
3. Являться на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания два раза в месяц.
При этом суд учитывает, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется со дня постановки Носкова С.В. на учет в органе внутренних дел по месту жительства либо пребывания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 270-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Нижегородской области к Носкову С.В. об установлении административного надзора – удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении освобождаемого ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы Носкова С.В. <адрес>, сроком на три года.
Установить Носкову С.В. после освобождения из мест лишения свободы в течение срока административного надзора следующие ограничения:
1. Запретить ежедневно с 2200 до 0600 часов следующего дня пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
2. Запретить выезд за пределы Нижегородской области;
3. Являться на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания два раза в месяц.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Срок административного надзора, установленного в отношении Носкова С.В. подлежит исчислению со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства либо пребывания.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы в <адрес> суд Нижегородской области.
Федеральный судья: п/п Г.М. Батыршина
Копия верна. Судья.