Дело № 2а-4057/ 2020 ( УИД 44RS 0002-01-2020-003067-38)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе: председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макаровой С.И.
с участием представителя заинтересованного лица ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью ИВТБС «Костромской» к прокуратуре г. Костромы о признании незаконным представления от <дата>№ об устранении требований санитарно- эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ИВТБС «Костромской» обратилось с административным исковым заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора города Костромы, внесённого в адрес руковоителя ООО «ИВТБС «Костромской» № от <дата> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленной позиции представитель административного истца указал, что согласно внесённому представлению прокурора Общество с ограниченной ответственностью «ИВТБС «Костромской» обязано рассмотреть внесённое представление и принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, а именно: обеспечить комплекс мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, выполнение качественной влажной уборки объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах( подъезды, колясочные и лифты и т.п.), а также согласование графика такой уборки с собственниками помещений в указанном многоквартирном доме. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших указанное нарушение закона, к дисциплинарной ответственности. Рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры г. Костромы. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменном виде в прокуратуру города в течение месяца. В качестве нарушения заявителю вменяется то, что ООО «ИВТБС «Костромской» в <дата> года, несмотря на складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку в Костромской <адрес>, не предприняло комплексные меры к активизации работы по уборке мест общего пользования многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется управление, в том числе и в части обработки дезинфицирующими средствами подъездов, лестничных маршей, лифтов и иных мест общего пользования многоквартирных домов. В адрес прокуратуры г. Костромы акты, подтверждающие исполнение обязанности по уборке мест общего пользования по адресу <адрес>А, не представлены. Опрошенные жители дома подтвердили факт уборки мест общего пользования в отсутствие дезинфицирующих средств, а также указали, что уборка дверных ручек, выключателей, поручней, перил, мест общего пользования, за исключением полов- не осуществляется. График выполнения работ по санитарно-гигиенической обработке уборке и противоэпидемиологической обработке мест общего пользования с собственниками указанного многоквартирного дома не согласован.Вместе с тем, <дата> в адрес заявителя было направлено предписание Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области № «Об устранении угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний». Пункт третий данного документа предписывает обеспечить выполнение качественной влажной уборки объектов общего пользования в многоквартирных домах( подъезды, колясочные, лифты и т.п.) с интервалом не реже 1 раза в 3 суток.При проведении влажной уборки необходимо использовать моющие средства, обладающие дезинфицирующими средствами, в том числе в отношении вирусов.Данное предписание не содержит обязательность согласования графика уборки с собственниками дома.Помимо влажной уборки, дополнительно в целях устранения угрозы возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции, специализированной организацией- ООО «Костромской центр дезинфекции» неоднократно была проведена работа по дезинфекции мест общего пользования(подъездов) всего жилого фонда, обслуживаемого заявителем. Средства дезинфекции были закуплены и активно применялись при уборке подъездов. Никаких обращений от жителей, содержащих жалобы на некачественную уборку(либо уборку без применения дезинфицирующих средств) помещений общего пользования в адрес Заявителя в <дата> г. не поступало.
Представитель административного истца считает вынесенное представление незаконным, недействительным и нарушающим права и законные интересы административного истца.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом. О причинах своей неявки суд не уведомил. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
С учётом положения п.2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацам первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Представитель административного ответчика-прокуратуры г. Костромы в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица- прокуратуры Костромской области ФИО1 (действующий по доверенности, имеющий высшее юридическое образование) обоснованность исковых требований не признал.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что прокуратурой г. Костромы проводилась проверки обращений ФИО5, поступившие <дата>, <дата>, <дата> и <дата> о нарушении ООО «ИВТБС «Костромской» требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В обращениях указывалось на факты ненадлежащего санитарного содержания многоквартирного дома управляющей компанией, отсутствие законодательно предусмотренной обработки дезинфицирующими средствами помещений общего пользования в условиях распространения коронавирусной инфекции. В ходе проведённой проверки у административного истца <дата> был сделан запрос о предоставлении сведений по доводам обращений, на который <дата> был дан ответ о том, что обработка производится в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако акты выполненных работ жители дома и председатель подписывать отказываются, предоставлены акты выполненных работ по профилактической дезинфекции подъезда от <дата>,<дата>, <дата> В ходе проверки были опрошены заявитель ФИО5 и ФИО4, входящая в совет дома, которые пояснили, что влажная уборка в доме проводится. При этом уборщицей смены воды не проводится, мытьё каких-либо иных поверхностей, кроме стен, не производится, дезинфицирующие средства уборщицей при производстве влажной уборки не используются. Тряпка и ведро у уборщицы в единственном экземпляре, отдельной тряпки, ведра для мытья стен и поверхностей у уборщицы нет. Поэтому акты, предлагаемые уборщицей для подписания жителями и председателем Совета дома либо не подписывались, либо в них производилась отметка о том, что уборка произведена без дезинфицирующих средств. Установлено, что график выполнения работ по санитарно-гигиенической уборке и противоэпидемиологической обработке мест общего пользования с собственниками многоквартирного дома не согласован. По результатам проверки <дата> руководителю ООО «ИВТС «Костромской» внесено представление.
Представитель заинтересованного лица- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно ст. 10 вышеназванного закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров( ст. 16 Закона).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, в том числе и путем вынесения представления в адрес лица, допускающего нарушения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иными нормативными документами.
В соответствии со ст. 29 ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу п. 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.04. 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» Управляющая организация обязана проводить работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;мытье окон;очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекцию септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Положениями п. 6.3 ГОСТа Р 56192-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1444-ст) предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, относятся - проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа; ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов; ежедневное мытье пола кабины лифта; ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей; уборка подвальных помещений и приямков. Работы по санитарно-гигиенической уборке и противоэпидемиологической обработке должны проводиться в соответствии с графиком. Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом разрабатывает график выполнения работ, который согласовывается с заказчиком (собственниками).
Как следует из ст. 7 ФЗ РФ от 21.12. 1994 № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В силу ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно- правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Пунктом 1 Распоряжения Губернатора Костромской области от 17 марта 2020 года № 128-р «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Костромской области» с 18.00 час. 17 марта 2020 г. на территории Костромской области введён режим повышенной готовности.
Согласно п. 13 Распоряжения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Костромы от 01.04.2020 г. № 17 Управлению ЖКХ Администрации города Костромы поручено организовать силами управляющих компаний дезинфекционную обработку мест общего пользования жилых домов.
Как следует из Письма Роспотребнадзора от 03.04.2020 N 02/5925-2020-24 «О рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах» в многоквартирных домах рекомендуется проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования - подъезды, тамбуры, холлы, коридоры, лифтовые холлы и кабины, лестничные площадки и марши, мусоропроводы. Для проведения дезинфекции применяют зарегистрированные в установленном порядке и допущенные к применению в Российской Федерации дезинфицирующие средства в соответствии с инструкциями по применению конкретных средств в режимах, эффективных при вирусных инфекциях.Способом протирания обрабатывают поручни, перила, игровые элементы детских площадок, столики, прилавки и другие аналогичные объекты, места общего пользования многоквартирных жилых домов. Норма расхода средства при протирании - не менее 200 мл/м2, при этом, в случаях, предусмотренных инструкцией по применению конкретного средства, после завершения времени воздействия средства, его смывают с поверхностей чистой водой. В местах общего пользования МКД после проведения дезинфекционной обработки рекомендуется проветривать обработанные помещения.
Судом установлено, что прокуратурой г. Костромы проводилась проверки обращений ФИО5- председателя совета <адрес> в <адрес>, поступивших в прокуратуру <дата>, <дата>, <дата> и <дата> о нарушении ООО «ИВТБС «Костромской» требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Как следует из содержаний поступивших обращений обращениях УК ООО «ИВТС «Костромской» не проводит санитарную обработку мест общего пользования с целью предотвращения вируса COVID -19, в том числе, не проводится управляющей компанией влажное протирание перил, подоконников, почтовых ящиков, входных дверей, панелей вызовов домофона, панелей вызовов в лифтах, поручней в лифтах. Мытьё полов осуществляет три раза в неделю, но без применения дезинфицирующих средств. Управляющая компания не согласовывает график санитарной обработки мест общего пользования с представителем собственников жилого дома. На обращение жителей дома Управляющая компания не реагирует. Как следовало из поступившего <дата> письменного заявления ФИО5, после направленного им обращения, один раз, силами привлечённой организации, была проведена частичная обработка мест общего пользования посредством опрыскивания стен подъездов составами, не имеющими запаха. Но протирание поверхностей не производилось, лифты не обрабатывались, рабочие при выполнении обработки не поднимались выше шестых этажей.
Факт неоднократных обращений жителей дома, их представителя к руководителю управляющей организации, подтверждался приложенными письменными обращениями от <дата>г., <дата>,<дата>,<дата>
В ходе проведённой проверки у административного истца <дата> были истребованы сведения о мерах принятых управляющей компанией в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции: проводится ли обработка дезинфицирующими средствами мест общего пользования, общедомового имущества, как часто, с какой периодичностью, какими средствами. Сотрудниками прокуратуры были опрошены заявитель, подтвердивший доводы, изложенные в обращении и предоставивший наряды- задания с отметками о характере произведённой уборки. Опрошена была житель дома ФИО2, которая пояснила, что уборка производится без применения дезинфицирующих средств, производится мытьё только пола, другие поверхности не протираются, уборщица при мытье полов использует одно ведро и одну тряпку.
<дата> в прокуратуру <адрес> поступило письменное объяснение по акту обращений за подписью директора ООО «ИВТБС «Костромской» ФИО3 с приложением графика уборки подъездов многоквартирного дома за период с <дата> по <дата> и актов профилактической дезинфекции подъездов. Письменно руководитель управляющей компании сообщил, что обработка производится в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако акты выполненных работ жители дома и председатель подписывать отказываются опасаясь заражения коронавирусной инфекции через передаваемые документы либо личные контакты либо личные контакты.
Анализ всех полученных в ходе проверки документов, позволяет суду сделать вывод, что факты нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства со стороны ООО «ИВТБС «Костромской» нашёл своё полное подтверждение, т.к. качественная влажная уборка объектов общего пользования в многоквартирном жилом доме с применением дезинфицирующих средств ( подъезды, колясочные, лифты и т.п.), располож. по адресу: <адрес> не производилась.
Суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что управляющая компания не должна согласовывать с собственниками жилого дома(либо их представителями) график уборки мест общего пользования в силу того, что «ГОСТ Р 56192-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования» не является документом, обязательным к применению.
Обязанность предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и предоставлением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ и составление актов, где отражаются сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотрена Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от <дата> №.
Согласование в данном случае является формой информирования собственников дома о периодичности данной уборки, составе выполненных работ, их фактическом выполнении.
При таких обстоятельствах, анализируя представленные документы, доводы сторон, суд приходит к выводу, что представление заместителя прокурора <адрес>, внесённое в адрес ООО «ИВТБС «Костромской» № от <дата> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, соответствует требованиям действующего законодательства, внесено уполномоченным должностным лицом, является обоснованным.
При вынесении решения судом также учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года № 84-О согласно которой, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
С учётом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что прав административного истца оспариваемое представление не нарушает.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность, предусмотренных законом оснований- отсутствует.
Административное исковое заявление ООО «ИВТБС «Костромской» о признании незаконным представления заместителя прокурора <адрес>, внесённое в адрес руководителя ООО «ИВТБС «Костромской» № от <дата> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства- подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ООО «ИВТБС «Костромской» о признании незаконным представления заместителя прокурора города Костромы, внесённого в адрес руководителя ООО «ИВТБС «Костромской» № от <дата> об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
.
.